Продвинутость» задач.

Полнота априорной информации

Традиционно решаемые на ЭВМ задачи (разумеется речь идет не о простых задачах, а о достаточно сложных) требуют для своего успешного решения большого объема априорной информации о закономерностях поведения исследуемого объекта или процесса. Например, если рассматривается движение летательного аппарата в атмосфере, то должны быть точно известны:

а) физические законы, определяющие силы, действующие на летательный аппарат;

б) полученные на их основе математические состояния (математическая модель объекта), определяющие реакцию летательного аппарата (изменение его высоты, скорости полета и т.п.) на эти силы и на управляющие воздействия со стороны системы управления летательным аппаратом.

На практике это весьма сложно обеспечить, учитывая существенную нестационарность условий полета (внешних и внутренних). Действительно, для современных летательных аппаратов характерен большой диапазон изменения характеристик атмосферы, возможность возникновения нештатных (или критических) ситуаций как в атмосфере (грозы, смерчи, турбулентные потоки и т.п.), так и на борту летательного аппарата (отказы оборудования, неправильные действия летчиков). Заранее все это при разработке алгоритма управления сложно предусмотреть. Поэтому, «жесткие» алгоритмы управления современными летательными аппаратами не обеспечивают требуемой эффективности (в том числе боевой) их применения.

Интеллектуальные или «мягкие» алгоритмы управления, основанные на применении методов искусственного интеллекта («мягких» вычислений), существенно снижают требования к объему необходимой априорной информации за счет ее доопределения интеллектуальной системой непосредственно в процессе функционирования (в режиме on-line).

На сегодняшний день практически все ЭВМ имеют фон-неймановскую архитектуру, основанную на функциональных принципах построения дискретных вычислений, изложенных в работах Ч. Бэббиджа, Поста, А.Тьюринга. Это накладывает определенные ограничения на класс задач, решаемых на ЭВМ. В частности, решение задач должно допускать возможность описания его с помощью некоторого алгоритма.

В свою очередь, это означает, что на ЭВМ могут быть реализованы только алгоритмические процедуры, допускающие представление в виде совокупности базовых (элементарных) операций (в современных ЭВМ это сложение и сдвиг).

Однако с помощью алгоритмов и алгоритмических процедур в классическом понимании можно автоматизировать решение только т.н. «рутинных» задач, не связанных с получением качественно новой информации (новых знаний), а связанных с организацией вычислительной процедуры их решения при условии, что априорно имеется вся необходимая для этого информация.

Решение же более содержательных по смыслу (более интеллектуальных задач) только с помощью алгоритмических процедур невозможно. Например, невозможно с помощью алгоритмов описать процессы, реализующие

а) решение задач, начиная от словесной постановки и кончая получением результата решения;

б) перевода текстов с одного языка на другой;

в) игру в шахматы, карты и т.п.

г) диагностики болезней;

д) доказательства математических теорем и др.

Для этого нужно располагать качественно новым математическим аппаратом и вычислительными машинами, позволяющими моделировать процесс мышления человека.

Рассмотрим характерные особенности данного процесса.

1. Деятельность человека всегда целесообразна, т.е. связана с достижениями некоторой цели. Это означает, что мыслительные процессы человека направлены на достижение цели (цель заставляет человека думать).

2. Человеческий мозг хранит огромное количество фактов и правил их использования. Для достижения определенной цели надо только обратиться к нужным фактам и правилам.

3. Принятие решений всегда осуществляется на основе специального механизма упрощения, позволяющего отбрасывать ненужные (малосущественные) факты и правила. Не имеющие отношения к решаемой в данный момент задаче и, наоборот, выделять главные, наиболее значимые факты и правила, нужные для достижения цели.

4. Достигая цели, человек не только приходит к решению поставленной перед ним задачи, но и одновременно приобретает новые знания. Та часть интеллекта, которая позволяет ему делать соответствующие заключения (выводы) на основании правил, сформулированных человеком, а также генерировать новые факты из уже существующих, называется механизмом логического вывода.

Так, типовая схема решения математической задачи часто выглядит следующим образом. Выбираются неизвестные величины, подлежащие определению. На основании анализа условий (ограничений), содержащихся в исходной формулировке задачи, составляется система уравнений, связывающих указанные неизвестные. Далее, применяя какой либо из стандартных методов решения полученных уравнений, находим искомое решение задачи. Заметим, то решив один раз конкретную задачу по описанной схеме, мы решим (и гораздо быстрее) другую подобную (и даже более сложную) задачу, отличающуюся значениями исходных данных, числом неизвестных, формой представления условий и т.д.

Поскольку система ИИ принимает решения аналогично тому, как это делает человек, то она должна включать в себя следующие ключевые элементы – цель, факты и данные. Правила, механизмы вывода и упрощения. Все эти компоненты системы ИИ показаны на рис. 5.. на этом же рисунке выделена база знаний, которая содержит всю располагаемую информацию о внешнем мире (моделях решаемых задач). Условно она может быть разделена на три части (или области), называемые базой целей, базой правил и базой данных. первая область содержит информацию о целях, для достижения которых предназначена система ИИ. Вторая область включает в себя сведения, которые отражают закономерности, характерные для решаемого класса задач. Это правила, механизмы упрощения и вывода, которые позволяют не только выводить новые факты, не зафиксированные ранее в базе данных, но и приобретать новые знания в ходе функционирования системы или на этапе ее обучения. В третьей области содержатся в некотором упорядоченном виде качественные данные, необходимые для решения данной задачи. В силу той особой роли, которую играет база знаний в процессе формирования решений, системы ИИ называют системами основанными на знаниях.

 


Рис. 5. Компоненты системы ИИ.