Изучение проблем информатики

В отличие от традиции раздельного формирования компьютерного и информационного направлений в информатике, свойственной Западу, подход советских исследователей всегда отличался существенно большей комплексностью. Многие ведущие отечественные ученые, такие, как академики Евгений Павлович Велихов [65], Олег Михайлович Белоцерковский [66], Виктор Михайлович Глушков [67], Андрей Петрович Ершов [68] и некоторые другие, отдавая должное актуальности инструментально-технологических аспектов развития информатики, хорошо понимали, что ее проблематика не ограничивается только этими аспектами.

А.П. Ершов в 1976 г. ввел новый термин «информационная технология», которым он обозначил всю сферу машинной обработки информации, и считал изучение информационных технологий одой из важнейших задач информатики как науки. Он отметил, что «термин “информатика” уже в третий раз вводится в русский язык в новом, куда более широком значении – как название фундаментальной естественной науки, изучающей процессы передачи и обработки информации». При таком толковании информатика непосредственно связывалась с философскими и общенаучными категориями, прояснялось и ее место в кругу “традиционных” академических дисциплин.

Вице-президент АН СССР Е.П. Велихов в 1983 г. подчеркивал, что «информатика охватывает очень широкую область обработки информации, гораздо более обширную, чем создание вычислительных машин и математического обеспечения».

Именно в нашей стране впервые были сформированы представления об информатике как о фундаментальной науке, имеющей важное междисциплинарное, научно-методологическое и мировоззренческое значение. Аркадий Васильевич Соколов [69] еще в 1971 г. прогнозировал превращение информатики в обобщающую научную дисциплину всего коммуникационного цикла. Он предполагал, что она должна стать новым научным направлением, которое будет изучать не только научно-техническую информацию, но и все другие виды социальной информации и социальной коммуникации. Информатику как информационную науку также рассматривает в своих работах Руджеро Сергеевич Гиляревский [70], а во Всесоюзном институте научно-технической информации была сформирована точка зрения на информатику как на гуманитарную научную дисциплину.

Именно в России, начиная с 1990 г., осуществляется развитие социальной информатики как нового перспективного направления в науке и образовании, которое должно стать научной базой для формирования информационного общества. В последние годы в Российской академии наук разрабатываются также философские, семиотические и лингвистические основы информатики, а также формируются принципиально новые подходы к структуризации ее предметной области, которые учитывают не только актуальные и перспективные направления развития самой информатики, но и современные тенденции развития науки и образования.

Что же касается вычислительных аспектов информатики, то им в России всегда уделялось значительное внимание. Достаточно указать на то научное направление, которое уже несколько десятилетий активно развивается российскими учеными и которое получило в нашей стране название вычислительного эксперимента. Инициатором и признанным лидером этого направления является Александр Андреевич Самарский [71], научная школа которого хорошо известна не только в России, но и за рубежом. Методология математического моделирования сделалась, по выражению самого ученого, интеллектуальным ядром информатики, важным фактором формирования современного информационного общества.