Разработка прогнозов величины прожиточного минимума

 

Прожиточный минимум – это уровень дохода, необходимый для приобретения человеком количества продуктов питания не ниже физиологических норм, а также удовлетворения на самом низком уровне его потребностей в одежде, обуви, оплате жилья, транспортных услугах, предметах санитарии и гигиены.

Существует несколько способов расчета величины прожиточного уровня:

1. Статистический - прожиточный минимум устанавливается по уровню доходов, которыми располагают 10-20 % самых малообеспеченных граждан страны;

2. Нормативный- прожиточный минимум определяется по фактической стоимости товаров и услуг, входящих в потребительскую корзину;

3. Комбинированный или нормативно-статистический – в этом случае расходы на питание определяются по нормативам, расходы на непродовольственные товары исходя из затрат на эти цели самых малообеспеченных граждан страны;

4. Субъективный – расчет прожиточного минимума осуществляется исходя из мнения граждан страны, выявленного по итогам социологических опросов;

5. Ресурсный – прожиточный минимум рассчитывается исходя из реальных возможностей экономики страны обеспечить минимальный стандарт проживания;

6. Медианный– прожиточный минимум берется равным половине среднедушевого показателя доходов населения страны;

7. Социальный минимум – при данном способе расчет прожиточного минимума опирается на утвержденную потребительскую корзину, однако перечень непродовольственных товаров более расширен.

Госкомстат РФ использует комбинированный способ расчета прожиточного минимума, используя продовольственный набор, обоснованный институтом питания Российской академии наук, исходя из принятых в мире стандартов потребления продуктов питания и национальных традиций.

В продовольственный набор ПМ входят около 25 наименований товаров, объединенных в 11 агрегированных групп: хлебопродукты, картофель, овощи и д.т.

Состав и стоимость продовольственной корзины меняется по восьми климатическим зонам страны.

Структура бюджета прожиточного минимума помимо расходов на питание включает расходы на непродовольственные товары, услуги, налоги и другие обязательные платежи. Нормативы на эти цели устанавливаются исходя из средних фактически сложившихся затрат в бюджете самых низкодоходных семей.

 

8.1. Построение прогнозов развития системы образования

в Российской Федерации

 

В экономической системе любой страны можно выделить комплекс отраслей, назначение которых удовлетворение духовных и социальных потребностей населения. В Российской Федерации в состав отраслей социальной сферы включены: образование, культура и искусство, здравоохранение, туризм и отдых, физкультура и спорт, жилищно-коммунальное хозяйство.

Все эти отрасли являются объектом государственного регулирования и государственного прогнозирования. Особенность процесса прогнозирования отраслей социальной сферы – его децентрализация, поскольку оно осуществляется, в большинстве своем, городскими и районными органами управления. Прогнозирование максимально приближено к населению и должно учитывать его потребности и местные особенности. Государство косвенным образом воздействует на данный процесс посредством минимальных государственных стандартов и предоставления финансирования.

Цель разработки прогнозов социальной сферы - удовлетворение потребности населения в услугах первой необходимости

Разработка прогнозов системы образования.

Прогнозные расчета системы образования осуществляются отдельно по всем структурным элементам системы образования: для дошкольного образования; для общего, начального и среднего образования; для вузовского, послевузовского и дополнительного образования.

Прогнозирование сети детских дошкольных учреждений осуществляется с использованием балансового метода.

Например, при прогнозировании предложения мест в детских дошкольных учреждениях можно опираться на следующую формулу:

ПМпрог.= ПМ начало + ВводМ - ВыбМ,

где ПМпрог – предложение мест в детских дошкольных учреждениях в прогнозируемый период;

ПМ начало - предложение мест в детских дошкольных учреждениях на начало прогнозируемого периода;

ВводМ – ввод новых мест в связи с новым строительством и ремонтом;

ВыбМ, - выбытие мест по различным причинам.

Спрос на детские дошкольные учреждения рекомендуется рассчитывать по следующей формуле:

Спрос=Чобщ.*Кобеспечрж.ур.дох,,

где Чобщ. - общая численность детей дошкольного возраста;

Кобеспеч - коэффициент обеспеченности детскими дошкольными учреждениями на 100 человек;

Крж. - поправочный коэффициент, учитывающий при разработке прогноза численность работающих женщин;

Кур. дох. - поправочный коэффициент, учитывающий влияние на спрос на детские дошкольные учреждения уровня доходов населения.

Затраты на содержание детских дошкольных учреждений определяется по установленным государственным нормам и корректируется региональными и муниципальными органами власти с учетом уровня цен, сложившимся в том или ином регионе.

Прогноз сети общего и среднего образования. В РФ прогноз сети общего и среднего образования осуществляется отдельно для городской и сельской местности по следующим основным показателям: число учащихся, количество классов, прием и выпуск учащихся, среднее число учащихся в одном классе, сменность занятий, среднее число школ.

Центральное место в этой системе показателей занимает численность учащихся. Основной расчет числа учащихся является метод передвижки возрастов, на основе которого определяют перспективную численность лиц школьного возраста.

Планирование школьной сети начинается с определенного количества необходимых классных комнат:

 

где Чу - численность учащихся;

Нк - наполняемости классных комнат;

Кс - коэффициент сменности работы школ.

 

Необходимый ввод (строительство) классных комнат определяют как разницу между рассчитанной потребностью в классных комнатах и их фактическим наличием на начало прогнозного периода с учетом выбытия в связи с ветхостью и ремонтом.

Количество ученических мест рассчитывается исходя из стандарта обеспечения одного ученика площадью классной комнаты:

 

Потребность в педагогических кадрах определяется как:

,

где К - количество классов в планируемом периоде;

Ск - количество учительских ставок на один класс;

Су - количество ставок на одного учителя.

Прогноз развития высшего образования в РФ. При разработке данных прогнозов решаются следующие задачи:

1. Выявление потребности рынка труда в рабочей силе различных специальностей и уровней квалификаций;

2. Определение источников удовлетворения этих потребностей.

При решение первой задачи исходят из сложившейся профильно-квалификационных структуры работников на начало планируемого периода по предприятиям и организациям всех форм собственности. Данную информацию разработчику прогнозов на Федеральном уровне – Министерству экономического развития и торговли представляет Государственный Комитет по статистике и Министерство труда.

Исходя из конъюнктуры рынка и тенденций в структуре национальной экономики производится досчет возможной емкости рынка услуг специалистов и рабочих различной квалификации.

Используя данных демографического прогноза о половозрастной структуре населения на предстоящий период, данные о возможностях средних и высших учебных заведений по подготовке специалистов, государственным образовательным учреждения устанавливается план приема студентов с разбивкой по специальностям.

Численность студентов по всем формам обучения – это основа для определения потребности в профессорско-преподавательском составе и объемах финансирования ВУЗа. Объем педагогической нагрузки в часах зависит от учебного плана образовательного учреждения; от числа часов, отведенных на изучение каждой дисциплины, входящей в учебный план.

Объем государственного финансирования ВУЗов определяется, исходя из рассчитанного фонда оплаты труда на каждый год, нормативных расчетов материальных ресурсов и услуг коммунального хозяйства.

 

8.2. Построение прогнозов сети здравоохранения в РФ

 

За последние годы в РФ произошло ухудшение медико-демографической ситуации. Отмечаются:

снижение продолжительности жизни;

рост показателей общей смертности;

снижение уровня рождаемости;

естественная убыль населения возрастает;

возрастание общей заболеваемости населения;

угроза эпидемиологических вспышек;

резкое сокращение профилактических программ из-за трудностей с финансированием.

В связи с перераспределением полномочий между федеральными органами управления здравоохранением, субъектами РФ и муниципальными образованиями снизилась управляемость системой здравоохранения. Это привело к резкой дифференциации условий и уровней оказания медицинской помощи на различных территориях.

Для прогнозных расчетов изменения и развития сети здравоохранения привлекаются данные демографических прогнозов о численности населения в планируемом периоде, его половозрастной структуре, данные о здоровье населения, о действующей сети учреждений здравоохранения.

Данные показатели является основой для расчета объема финансирования учреждений здравоохранения.

Потребность населения в больничных койках рекомендуется определять по следующей формуле:

 

Н - численность населения;

Г - уровень госпитализации населения (расчет на 1000 человек);

П - среднее число дней, пребывание больного на койке;

Д - число дней использования койки в году.

 

Необходимая мощность амбулаторно-поликлинических учреждений (их пропускная способность) может быть рассчитана следующим образом:

, где

В - расчетное число посещений врача на одного жителя в год;

Н - численность населения;

Д - число дней работы учреждения в году;

К - коэффициент сменности работы учреждения здравоохранения.

Число врачебных должностей на прогнозный период определяется с учетом социальных стандартов и корректируется исходя из прироста (выбытия) учреждений здравоохранения и прироста или сокращения численности населения в регионе.

 

8.3. Прогнозирование жилищно-коммунального хозяйства в РФ

 

В состав комплексной отрасли жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) входят:

1. Жилищное хозяйство (жилищный фонд, гостиницы и т.п.)

2. Коммунальные предприятия и службы (водопровод, канализация, службы очистки города и т.п.)

3. Внутригородской пассажирский транспорт общего пользования

4. Энергетическое хозяйство (котельные, тепло- и газо- сети)

5. Дорожное и мостовое хозяйство

Стратегические расчеты развития и функционирования сферы ЖКХ должны учитывать современные особенности этой отрасли:

1. Существенные изменения в формах собственности жилого фонда. Доля жилья частной формы собственности достигла 60-65 %, остальные 35-40 % намечается сохранить в государственной и муниципальной собственности. Новая структура собственности на жилье отражается на величине общих затрат бюджетов всех уровней.

2. Перевод ведомственного жилья в распоряжение местных органов власти, что ведет к увеличению т расходов местных бюджетов

3. Введение Федеральных стандартов по оплате жилья и коммунальных услуг, определяющих объем финансирования из федерального бюджета.

 

На уровне РФ разрабатывается прогноз ЖКХ, который входит составной частью в Комплексный прогноз социально-экономического развития страны. На уровне местных органов власти составляют собственные прогнозы и программы развития ЖКХ. Разработка прогнозных документов на муниципальном уровне осуществляется с выделением объектов прогнозирования по формам собственности. В частности, весь жилой фонд города делится на

а) частный – граждан и юридических лиц

б) государственный – ведомственный жилой фонд и жилой фонд субъектов РФ

в) муниципальный жилой фонд – собственность района, города.

г) общественный – собственность общественных организаций

д) жилой фонд в коллективной собственности – находящийся в совместной или долевой собственности различных субъектов частной, государственной, муниципальной собственности, собственности общественных объединений.

Для каждой из форм собственности разрабатывается собственный прогноз.

Основные показатели прогноза ЖКХ:

Жилищный фонд (населенного пункта) – общая площадь, жилая площадь, тыс. м2, в т.ч в среднем на одного жителя;

Размер общей и жилой площади домов

Оборудование жилого фонда (водопроводом, канализацией, отоплением и т.д.)

Количество семей, ожидающих получение жилья.

Основой прогноза эксплуатации жилого фонда является смета доходов и расходов. Главная доходная статья жилищного хозяйства – квартплата. Менее значимая – арендная плата, штрафы, пени, вступительные взносы и т.п.

На основе расчетов обеспеченности населения жилой площадью, динамики доходов населения, конъюнктуры на рынке жилья, определяется необходимый объем капитальных вложений на жилищное строительство.

Финансирование строительства жилья осуществляется из 3 источников:

1. Федеральные средства, направляемые на строительство жилья, предусмотренного соответствующими Федеральными программами

2. Средства местных бюджетов- как правило на строительство жилья муниципального для социально-незащищенных слоев населения.

3. Средства населения и предприятий. Роль этого источника в последние время резко возросло.

Прогнозные расчеты развития коммунальногохозяйства предусматривают установление заданий по развитию водопровода, канализации, систем газоснабжения населения.

Основные показатели развития городского транспорта:

эксплуатационная длина пути, в т.ч. по видам транспорта (метрополитен, трамвайные и т.д.);

наличие подвижного состава, в т.ч. по видам транспорта;

общий пробег подвижного состава

количество перевезенных пассажиров или пассажиро-километров

среднее количество поездок в год на 1 жителя населенного пункт

коэффициенты использования и износа подвижного состава

и т.д.

 

 

Тема 12. Прогнозирование и планирование производственной инфраструктуры и развития сферы обслуживания.

Транспортный комплекс: понятие; цели; состав; особенности; показатели функционирования. Макроэкономическое планирование транспортного комплекса: учитываемые факторы; методики расчета показателей функционирования и развития; ресурсное обоснование.

Сфера обслуживания: понятие; состав; отраслевые особенности и показатели.

Макроэкономическое прогнозирование и планирование развития образования: показатели; методики расчета; ресурсные обоснования. 12

Макроэкономическое прогнозирование функционирование и развитие жилищно-коммунального хозяйства: показатели; методики расчета; увязки региональных и федеральных параметров развития.

Макроэкономические параметры развития бытового обслуживания: индикаторные характеристики; увязка с региональными параметрами. Методы прогнозирования спроса и оказания услуг.

Учреждения культуры: состав; показатели функционирования. Макроэкономическое краткосрочное и среднесрочное прогнозирование объема выделенных средств.