Вокальная бытовая лирика

(российская песня)

 

Параллельно с развитием народной городской песни шел про­цесс формирования другого вида камерной вокальной лирики, получившего название российской песни. Многие из пер­вых русских композиторов отдали дань этому новому музыкаль­ному жанру. И хотя российская песня появилась почти одно­временно с народной городской, она представляет качественно новый этап в становлении русской камерной вокальной лирики.

Первый печатный сборник российских песен был издан в 1759 году. Он называется «Между делом безделье, или Собра­ние разных песен с приложенными тонами на три голоса».Авто­ром его был Григорий Николаевич Теплов - видный государст­венный сановник, ученый и образованнейший любитель музыки своего времени.

Текстами песен послужили стихи любовно-лирического со­держания, написанные А. П. Сумароковым, И. П. Елагиным и другими русскими поэтами. В них поется о муках любви, о го­речи разлуки и тоске по любимой. Этому соответствует и пе­чальный, минорный характер многих песен. В них начинают сказываться веяния сентиментализма. Но характер музыки Теплова определялся также и пристрастием аристократической среды к «галантным» танцам - менуэту, аллеманде, гавоту. Вот характерная песня на стихи А. П. Сумарокова «Мы друг друга любим» (написана в ритме менуэта):

 

Нетрудно заметить, что изложение песен восходит к тради­ции трехголосных кантов. Нижний голос носит инструменталь­ный характер. Песни Теплова исполнялись с сопровождением клавесина или арфы.

Дальнейшее развитие русской камерной вокальной лирики связано с творчеством таких выдающихся авторов, как Ф. М. Дубянский и О. А. Козловский.

Федор Михайлович Дубянский (1760-1796)-один из образованных людей своего времени - жил в Петербурге. Его друзьями были известные по­эты Г. Р. Державин, И. И. Дмитриев. Дубянский был знатоком русской лите­ратуры и поэзии. Музыкой занимался как любитель, но романсы его были очень распространены как в XVIII, так и в начале XIX века.

Осип Антонович Козловский (1757-1831)-крупный музыкант-про­фессионал, талант которого раскрылся в музыке разных жанров: вокальной (камерной и хоровой), симфонической, музыке к театральным постановкам. Родился в Варшаве. Здесь же получил музыкальное образование и служил органистом в одном из крупных соборов, а также занимался педагогической деятельностью. Козловский в молодости приехал в Россию и навсегда связал с ней свою жизнь. О его авторитете музыканта свидетельствует назначение его на пост директора музыки императорских театров.

В формировании камерной вокальной лирики Дубянского и Козловского решающую роль сыграла поэзия сентиментализма. Жизнь сердца, жизнь души становится основной темой их твор­чества. Как и поэты-сентименталисты Ю. А. Нелединский-Ме­лецкий, В. В. Капнист, И. И. Дмитриев, А. Ф. Мерзляков, ком­позиторы стремятся к искренности и задушевности лирического высказывания, к простой, непритязательной форме, способной завоевать сердца. Они ищут музыкальные средства, которые пе­редавали бы содержание чувствительных стихов. Этим объяс­няется обилие в их музыке задержаний, интонаций вздоха, а также постоянное подчеркивание кадансов в гармоническом ми­норе. Новый тип лирики пришелся по душе современни­кам. Многие песни так прочно вошли в музыкальный быт, что их стали считать народными, забыв фамилии поэтов и композиторов, их создавших. Так произошло и со знамени­той песней Дубянского на стихи Дмитриева «Стонет сизый го­лубочек»:

 

Песня выражает грусть разлуки с любимой. В тексте, как и в музыке, заметно влияние образов народной песни. Мелодия „ звучит задушевно и тепло. Задержания, хроматизмы, резкие ди­намические контрасты р - f на близком расстоянии подчерки­вают остроту чувства, усиливают взволнованный характер му­зыки. Трехголосная фактура изложения свидетельствует о еще сохраняющейся связи российской песни с кантом.

 

 

В песнях Дубянского раскрылась яркость и оригинальность музыкального дарования композитора. Их выразительный ме­лодический язык, принципы развития, основанные на богатом интонационном варьировании мелодического зерна-тезиса, под­готавливают стиль ранних романсов Глинки. Одним из самых ярких образцов задушевной и пластичной мелодики Дубянско­го является песня «Уже со тьмою нощи»на слова В. В. Капни­ста. Эта песня может служить примером уже сложившегося но­вого типа одноголосной мелодии с аккордовым сопровождением.

 

 

 

 

Произведения Козловского явились новой вехой в развитии этого жанра. Многие из них уже вплотную приближаются к жанру романса, который сменит в начале XIX века старую российскую песню.

Козловского можно считать выразителем раннеромантических тенденций в русском искусстве. Более всего оснований к тому дают его симфонические произведения и музыка к драме. Однако и в своем вокальном творчестве Козловский нередко выходит за пределы чисто сентименталистских настроений. Его чувства более активны и разнообразны. Он тяготеет к психоло­гическим контрастам, к показу чувств в их развитии. В соответ­ствии с новой задачей усложняются музыкальный язык и приемы музыкального развития. Мелодия драматизируется. Небыва­лое до того значение получает аккомпанемент, обогащенный яр­кими, выразительными гармониями, а подчас и звукоизобразительными приемами.

«Прежестокая судьбина»- одно из самых характерных про­изведений подобного рода. Музыка поражает непривычной для песни XVIII века страстностью. Мелодия широкого диапазона складывается из коротких фраз декламационного характера, каждая из которых начинается скачком на кварту или сексту и завершается нисходящей «стонущей» интонацией секунды. Очень значительна роль сопровождения. Песня открывается большим фортепианным вступлением (пример 20) и замыкается развернутым заключением, которое можно рассматривать как кульминацию всего произведения (пример 21). Выразителен гар­монический язык. Драматически звучат гармонии уменьшенного септаккорда, альтерированной субдоминанты.

Встречаются в творчестве Козловского и более простые, ти­пичные для его времени песни. Но композитор находит возмож­ность внести черты своеобразия и в них. «Милая вечор сидела»- традиционная городская песня в духе пасторали: спокойная, ласкающая слух мелодия, светлый диатоничный мажорный лад. Но и сюда композитор привносит новую для своего времени де­таль: в фортепианную партию вводится каденция, имитирующая пение соловья.

Творчество Дубянского и Козловского, выросшее на почве городской вокальной лирики своего времени, означало вместе с тем значительный шаг вперед на пути к романсу XIX века. Обо­гащение психологического содержания сопровождалось появле­нием новых форм и средств выразительности. Мелодия, раскре­пощенная от обязательного трехголосия, делалась все более гибкой и выразительной в передаче разнообразных душевных состояний. Постепенно развивался и новый тип аккомпанемента, способного чутко оттенять изгибы мелодии и обретавшего в от­дельных случаях самостоятельное образное значение.