Народная песня в музыке города

Исполнительство. Музыкальное образование.

Во второй по­ловине XVIII века развивается концертная жизнь. В Москве и Петербурге организуются общества любителей музыки. В прак­тику входят концерты симфонической и органной музыки, в ко­торых принимают участие как зарубежные, так и отечественные мастера. В историю вошли имена русских музыкантов XVIII ве­ка - органиста и дирижера Д. Кашина, скрипача И. Хандошкина, певицы П. Жемчуговой, актрисы Е. Сеченовой.

В XVIII веке к музыке приобщаются широкие слои насе­ления. Возникает потребность в серьезном музыкальном обра­зовании. В России создаются музыкальные классы при Акаде­мии художеств, Московском университете и других высших учебных заведениях. Открываются также частные музыкальные школы. Проблемы музыкальной жизни вызывают большой об­щественный интерес. Им уделяют много внимания выдаю­щиеся литераторы и театральные деятели: Сумароков, Крылов, Радищев, Плавильщиков. О музыке и театре много пишут спе­циальные журналы «Театр» и «Зритель».

 

 

Народная песня XVIII века отличается удивительным богат­ством поэтического и музыкального содержания. В своих песнях народ поведал о безрадостном прошлом, о невыносимо тяжелой доле в настоящем. Глубоким драматизмом, безысходной пе­чалью пронизаны рекрутские песни, в которых рассказывалось о долгой разлуке солдата с близкими (нередко на всю жизнь!), о тяжелой солдатской службе. При полном бессилии людей что-либо изменить в существующем миропорядке, в народе все же подспудно жила вера в возможность переустройства мира по законам справедливости. Как символ мечты о свободе народ вос­певал в песнях «волю вольную». В этом русле лежит замеча­тельный цикл песен о восстании Емельяна Пугачева, продолжив­ший линию песен разинского цикла. Наряду с протяжной про­должала свое развитие и историческая песня, рассказывающая о преобразованиях и победах Петра I, о войне со шведами, о по­ходах Суворова.

 

Примечательной чертой музыкальной жизни XVIII века яв­ляется широкое распространение народной песни в городском быту. Активными становятся музыкальные связи города и де­ревни. В город приходит крестьянская песня. Однако здесь она начинает исполняться на новый лад, нередко с сопровождением на инструменте, незнакомом деревне. На песню оказывают воз­действие особенности европейской песенной и танцевальной му­зыки, уже прочно прижившиеся в городском быту. Постепенно рождается новый пласт русской песенной культуры - город­ская народная песня. На ее развитии благотворно ска­зывались успехи русской поэзии XVIII века. Тексты большин­ства песен создавались известными поэтами: Ломоносовым, Тре-диаковским, Сумароковым. И это не случайно: интерес, прояв­ленный к музыке русскими писателями - характерная черта времени. Не было ни одного литератора России XVIII века, ко­торый не являлся бы автором песенных текстов или оперных либретто.

В городской песне ясно ощутимо ее происхождение от кресть­янской лирики, а также от канта XVII века. Характерно, что были распространены два основных типа изложения городской песни: одноголосный, с инструментальным сопровождением, и трехголосный, в фактуре канта.

 

Новое в этих песнях сказалось в ладовых особенностях (за­звучали мелодические обороты, свойственные мажору или гар­моническому минору, в то время как крестьянской песне свой­ственны натуральные лады), в формообразовании (появление квадратных структур), в метроритмических особенностях (на смену свободному импровизационному ритмическому рисунку, присущему крестьянской песне, приходит более четкая метриче­ская организация). О широком распространении городской песни в быту того времени свидетельствует огромное количество сборников, сохранившихся как в обеих столицах, так и в про­винциальных городах России. Недаром К. Державин назвал XVIII век «веком песен».

Народная песня впервые становится предметом серьезного изучения, эстетического осмысления и оценки со стороны таких выдающихся представителей русской литературы, как Ломоно­сов, Тредиаковский, Державин. Глубоким пониманием духа и природы народной песни отличаются высказывания основопо­ложника революционной мысли в России А. Н. Радищева, кото­рый говорил, что в народных песнях «найдешь образование души нашего народа».

Значительным этапом в развитии и изучении песни стали 70-е годы XVIII века, когда появились первые нотные сборники: «Собрание русских простых песен с нотами» В. Ф. Трутовского, «Собрание народных песен с их голосами» Н. А. Львова и И. Прача.

Василий Федорович Трутовский, выходец из Украины, большой зна­ток и отличный исполнитель народных песен - русских и украинских. Долгое время он служил при русском императорском дворе в качестве певца и гуслиста. В историю вошел, главным образом, как собиратель песен.

Иван Прач - чех по происхождению, образованный музыкант (был учи­телем музыки и составителем первой в России школы фортепианной игры). Много внимания уделил Прач изучению русской народной песни. Известны не только его «Собрание», но и клавирные переложения русских песен. В твор­ческой жизни И. Прача значительную роль сыграл видный деятель русского искусства Н. А. Львов - собиратель текстов русских народных песен.

В упомянутых сборниках представлена песенная традиция, которая определяла своеобразие городского музыкального быта второй половины XVIII века. Содержание сборников богато и разнообразно. Наряду с городскими современными песнями на тексты поэтов XVIII века, в них содержится много старинных, хотя и в современной, городской интерпретации. Особую цен­ность среди них представляют песни из сборника Трутовского, пронизанные бунтарским протестом против насилия и мечтой о «воле вольной». Хотя в них и проявилось влияние метрических и гармонических особенностей городской песни, связь с тради­циями протяжной крестьянской песни очевидна. Их отличает яр­кая мелодическая распевность, бескрайняя широта дыхания. Одна из лучших песен сборника «Что на матушке, на Волге» посвящена разинскому восстанию.

 

 

 

Двухстрочная запись характерна для песен из сборника Трутовского (полная гармония восстанавливалась в процессе ис­полнения). В сборнике Львова - Прача выписывалась фактура аккомпанемента:

 

Большим своеобразием отличается сборник Кирши Данило­ва, основу которого составили исторические песни Западной Си­бири. Отобранный собирателем материал представил былинно-эпические традиции севера Руси. До сегодняшнего дня этот сборник высоко ценится фольклористами как один из замеча­тельных памятников музыкальной культуры прошлого. Богатое народное творчество XVIII века было тем живитель­ным источником, который питал творчество русских композито­ров-профессионалов. Особенно популярным в России и за ру­бежом был сборник Прача. Весьма знаменательно, что Бетховен заимствовал песни из этого сборника для своих русских кварте­тов, ор. 59.