Античная философия – это грандиозная попытка построить рационализированную картину мира, т.е. осознать окружающую действительность с помощью разума.

2. Античная философия приобретает форму науки.

3. В античной философии присутствовали почти все разновидности философских мировоззрений: материализм (стихийный) – Фалес, Анаксимен, Гераклит, Демокрит; объективный идеализм – Пифагор, Платон, Плотин; скептицизм – Пиррон, Агриппа; рационализм – Сократ.

4. Античная философия созерцательна и умозрительна, в ней отсутствовали методы экспериментального исследования, связь с практикой.

Хронологически античную философию делят на 3 этапа:

1) архаический – VIII–VI вв. до н.э.

2) классический – V–IV вв. до н.э.

3) эллинистический – III в. до н.э.– I в. н.э.

 

Эпоха античности весьма отдалена от нашего времени, поэтому резонно задать вопрос: откуда мы черпаем сведения об античной философии? До наших дней дошли ряд источников – работ самих философ и их современников, однако, таких источников не очень много. Весьма фрагментарно сохранились работы, относящиеся к архаическому этапу. Поэтому представления о философии этого периода мы получаем благодаря работам более поздних авторов, например Секста Эмпирика. Классическая философия представлена шире, но опять же сохранилось не все – повезло Платону и Аристотелю. Еще больше сохранилось трудов, относящихся к эпохе эллинизма. Полностью до нас дошла поэма Лукреция Кара «О природе вещей». Однако же источники этого периода зачастую необъективны. Доксографы («описыватели мнений») изъяснялись противоречиво и ошибочно, не вникая в суть философских построений.

 

2. Философию архаического этапа, датируемую VIII–VI вв. до н.э., еще называют натурфилософией(в переводе с греческого – философия природы).Это определение неслучайно, поскольку центральной философской проблемой этого периода был вопрос о Космосе, его устройстве и первоначале. В зависимости от того, какое начало было выбрано в качестве первоосновы, всех философов архаического этапа мы можем разделить на 2 течения: стихийный материализм – когда в качестве субстанциональной основы бытия назывались одна или несколько стихий (вода, воздух, огонь и т.п.); и идеализм – когда первоначалом называли какую-либо идеальную, нематериальную сущность (число у Пифагора, Мировой ум у Анаксагора и т.п.).

 

Кроме того, всех философов этого периода называют не только натурфилософами, но и досократиками, потому что они являлись предшественниками Сократа – первого профессионального философа.

 

Можно выделить два географических центра, в которых развивалась архаическая философия: 1) Иония – область в Малой Азии, где было много греческих колоний и которая находилась на пересечении торговых путей между Западом и Востоком. Это обстоятельство способствовало знакомству ионийских греков с восточной философией; 2) Великая Греция – районы Южной Италии и о. Сицилия.

 

 

Ионийская и италийская философия были представлены следующими школами:

 

ИОНИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ИТАЛИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

↓ ↓ ↓ ↓

МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА Фалес–Анаксимандр–Анаксимен ЭФЕССКАЯ ШКОЛА Гераклит   ПИФАГОРЕЙСКАЯ ШКОЛА Пифагор–Филолай–Поликлет ЭЛЕЙСКАЯ ШКОЛА Ксенофан–Парменид–Зенон

 

Милетская школа. Милет – город в Ионии. Милетская школа – первая философская школа Эллады. Основатель – Фалес.

 

ФАЛЕС (ок. 625-547 гг. до н.э.) – древнегреческий ученый, которого многие авторы называют первым философом Древней Греции. Скорее всего он был купцом, в молодости много путешествовал, был в Египте, Вавилоне, Финикии. Он открыл годовое движение солнца, определил продолжительность года в 365 дней, разделил год на 12 тридцатидневных месяцев, предсказал полное солнечное затмение. В области геометрии Фалес установил ряд равенств вертикальных углов, вписал прямоугольный треугольник в круг. Ему принадлежит знаменитое изречение: «Познай самого себя».

Основные труды. «О началах», «О солнцестоянии», «О равноденствии», «Морская астрология» – ни одна из работ не сохранилась.

Онтология. Фалес началом всех вещей считал воду: все возникло из воды, из нее все начинается и в нее все возвращается. Вода разумна и божественна. Солнце и другие небесные тела питаются испарениями воды.

Гносеология. Все знания необходимо сводить к одной единой основе. По этому поводу философ высказывал следующие афоризмы: «Многословие вовсе не является показателем разумного мнения», «Ищи что-нибудь одно мудрое».

 

АНАКСИМАНДР (ок. 610-546 гг. до н.э.) – ученик и последователь Фалеса. О его жизни почти ничего не известно. Анаксимандр – автор первого философского сочинения, написанного прозой («О природе» – сохранился небольшой отрывок), он изобрел солнечные часы, первым в Греции составил географическую карту.

Основные труды. «О природе», «Карта земли», «Глобус» – ни одна из работ не сохранилась.

Онтология. Первоначало всего – апейрон – нечто беспредельное, безграничное, бесконечное. При этом апейрон материален, вещественен. Главное его свойство – движение. Находясь во вращательном движении, апейрон выделяет из себя противоположности – горячее и холодное, сухое и влажное. Их комбинации порождают 4 основные стихии – Землю, Воду, Огонь, Воздух (Земля – сухое + горячее, Вода – влажное + холодное, Воздух – сухое + холодное, Огонь – горячее + сухое).

Антропология. Живое зародилось под воздействием небесного огня из ила – на границе моря и суши. Первые живые существа жили в воде, затем некоторые из них вышли на сушу, сбросив с себя чешую. Человек зародился и развивался до взрослого состояния внутри огромных рыб.

 

АНАКСИМЕН (ок. 588-525 гг. до н.э.) – ученик Анаксимандра. О нем тоже мало сведений, известно лишь, что он занимался астрономией, физикой, метеорологией.

Основные труды. «О природе» – работа не сохранилась.

Онтология. Первоначало всего сущего – воздух, все возникает из воздуха. Именно движение воздуха есть источник всех происходящих перемен. При разряжении воздуха образуется огонь, а затем эфир, при сгущении – ветер, облака, вода, земля, камни. Стоит отметить, что в этом положении в зачаточном виде содержится диалектическая идея о переходе количественных изменений в качественные.

 

 

Эфесская школа (Эфес – древнегреческий полис) представлена философом-одиночкой Гераклитом.

 

ГЕРАКЛИТ (ок. 544-480 гг. до н.э.) – его считают основоположником диалектики. Гераклит принадлежал к царско-жреческому роду, однако жил очень бедно и одиноко. У него было два прозвища – Темный (т.к. высказывания его были малопонятны) и Плачущий (поскольку он часто сокрушался по поводу несовершенства человека).

Основные труды. «О природе» – сохранилось более 130 фрагментов этого сочинения, однако, понять их нелегко – автор воображал, что через него говорит то оракул, то вещая Сивилла. Прочитав труды Гераклита, Сократ сказал: «То, что я понял превосходно. Думаю, что таково и то, чего я не понял. Впрочем, для этого нужен делосский водолаз».

Онтология. Субстанциональная основа бытия, по Гераклиту, – огонь, поскольку из 4 стихий огонь наиболее подвижен и изменчив. Огонь вечен, разумен и божественен, т.е. обладает логосом. Логос, согласно Гераклиту, есть объективный закон мироздания, это принцип порядка и меры. По сути, ОГОНЬ = ЛОГОСУ, т.к. то, что для чувств является огнем, для ума есть логос.

Диалектика. Гераклиту принадлежат знаменитые изречения: «Все течет, все изменяется» и «В одну и ту же реку нельзя войти дважды». Из этих утверждений следует, что:

· все в мире абсолютно изменчиво. Ничто не повторяется, все переходяще и одноразово. Устойчивость же относительна, т.к. вещи, существующие в мире, вечно воспроизводятся;

· одно и то же различно и даже противоположно: например, морская вода для рыб питье и спасенье, а для людей – гибель и отрава; или прекраснейшая из обезьян безобразна, если ее сравнивать с человеком. Существенное изменение есть переход в свою противоположность;

· главный закон мироздания – распря (борьба) противоположностей.

Гносеология. По Гераклиту цель познания заключается в познании логоса. Но сделать это нелегко, т.к. с одной стороны, природа любит таиться, с другой стороны, люди стремятся к многознанию, которое «уму не научит». Философ выделяет 2 вида познания: чувственное и рациональное.

Психология. «Огнелогос», согласно Гераклиту, присущ не только мирозданию, но и человеческой душе. Душа есть единство влажного и огненного. Чем больше в душе огня, тем лучше. «Сухая душа – мудрейшая и наилучшая», – утверждает Гераклит, поскольку сухой компонент и есть логос.

Этика. Большинство людей живут не по логосу, а в соответствии со своими желаниями. Такие люди, как ослы предпочитают солому золоту. Счастье состоит не в усладе тела, а в размышлении и умении действовать согласно природе.

 

Пифагорейская школа (Пифагорейский союз) – дала начало идеализму как философскому течению. Основана Пифагором, выходцем с острова Самоса. Учился 22 года у египетских жрецов, потом еще 12 лет у вавилонских мудрецов. От периода эллинизма до нас дошли ряд легенд о Пифагоре, например, что у него было золотое бедро, что его видели одновременно в двух городах, что его первое рождение на Земле было в виде сына бога Гермеса. В пифагорейский союз в разное время входили также: Гиппас, Филолай, Поликлет, Еврит и др.

Ничего полностью достоверного об этом союзе неизвестно, поэтому некоторые ученые сомневаются в его существовании. Пифагорейское «общее товарищество» (Ямвлих) – это научно-философское и этико-политическое сообщество единомышленников. В союз принимались лица обоего пола, выдержавшие многолетнюю проверку своих умственных и нравственных качеств. Имущество было общим. В товариществе было 2 ступени – послушники (акусматики) и ученые (математики). Пифагорейское учение было тайным. В основе его лежала иерархия ценностей:

1. Прекрасное и благопристойное.

2. Выгодное и полезное.

3. Приятное.

К прекрасному и благопристойному пифагорейцы относили науку. В основе пифагорейской этики лежало учение «о надлежащем», которое предполагало победу над страстями, подчинение младших старшим, культ дружбы, почитание Пифагора. Выше всего члены союза ценили созерцательный образ жизни, жизнь мудреца.

Философия пифагорейцев основа на учении о числах: число есть начало всего мироздания, основа всего сущего. Так согласно Филолаю, число 10 есть высшее космическое число, с помощью которого осуществляется познание. Число

· 4 – обозначает суть;

· 5 – качество и цвет;

· 6 – одушевленность;

· 7 – ум, здоровье, свет;

· 8 – любовь, дружбу, мудрость.

Кроме того числа связаны с геометрическими фигурами: 3 с треугольником, 4 с четырехугольником и т.д.

Пифагор считал, что справедливость есть число, помноженное само на себя. Душа есть гармония, а гармония – числовое соотношение. Основание таких идей эмпирическое: как-то Пифагор, проходя мимо кузнецы, заметил, что совпадающие удары разных по весу молотов производят различные гармонические созвучия. Вес молота можно измерить, поэтому качественное явление (а именно характер звука) точно определяется через количество.

Возникновение мира, согласно пифагорейскому учению, есть ограничение беспредельного пределом, когда первоначальная единица принимает вид множества.

Учение о душе. По Пифагору душа человека бессмертна и богоподобна. Он верил в переселение душ.

 

Элейская школа – в городе-полисе Элея жили и работали ее основные представители: Ксенофан, Парменид, Зенон.

 

ПАРМЕНИД (род. примерно в 504-501 гг., дата смерти неизвестна). Современник Гераклита, ученик Ксенофана. О его жизни известно мало. Его учение – зрелая форма философии элеатов.

Основные труды. Поэма «О природе» – сохранилась частично.

Онтология. Внимание философа было сосредоточено на 2-х проблемах:

1. отношение бытия и небытия

2. отношение бытия и мышления

Согласно Пармениду, бытие существует, а небытие – нет. Небытия нет потому, что его невозможно познать и выразить в слове. А что непознаваемо и невыразимо, то немыслимо. Реально же существует лишь то, что мыслимо. Из этих размышлений следует два важных вывода:

· БЫТИЕ ≠ НЕБЫТИЮ

· БЫТИЕ = МЫШЛЕНИЮ

Парменид говорил: «Одно и то же – мысль о предмете и предмет мысли».

Однако мы можем усомниться в логике философа и заявить, что и о небытие можно мыслить. Следует ли из этого вывод о существовании небытия? Согласно Пармениду, нет. Сама мысль о небытие делает его предметом мысли, т.е. бытием.

В связи с этим бытие характеризуется единством и неподвижностью, на уровне бытия ничего не возникает и не исчезает.

 

ЗЕНОН (490-430 гг. до н.э.) – ученик Парменида, продолжил развитие идей своего учителя о единстве и неизменчивости бытия, о несуществовании движения. Рассуждения Зенона назывались апориями.

Основные труды. «Споры», «Против философов», «О природе».

Апории Зенона.

«Летящая стрела». Рассмотрим движение стрелы в полете. Пусть в момент времени t стрела занимает определенные интервалы пространства, например от 3 до 6.

–––––––––––––––––––––––––

1 2 3 4 5 6 7 8 9

Движение – это перемещение в пространстве, следовательно, если стрела движется, то в следующий момент времени t1 она занимает уже другой интервал пространства – от 4 до 7.

 

–––––––––––––––––––––––––

1 2 3 4 5 6 7 8 9

Каждый интервал пространства неделим, отсюда стрела может только полностью его занимать, но не может занимать его частично, т.е. находиться, например, на интервале от 4 до 6 или от 5 до 7. Тогда получается, что в момент времени t стрела неподвижно пребывает в интервале 3-6, а в момент t1 – 4-7. Вывод: нет никакого движения, а есть только неподвижное пребывание в различных интервалах пространства.

«Ахилл и черепаха». Ахилл и черепаха стоят на дороге на расстоянии L друг от друга. Они одновременно начинают двигаться в одном и том же направлении (Ахилл бежит изо всех сил, а черепаха ползет со своей черепашьей скоростью). Зенон утверждает, что Ахилл никогда не догонит черепаху, т.к. пространство можно разделить на бесконечное число частей.

L L1 L2

––*––––––––––––––––––*––––––––––*––––––*––––

Ахилл Черепаха

Чтобы догнать черепаху, Ахилл сначала должен пробежать расстояние L, которое отделяло его от черепахи первоначально. Но за это время черепаха успеет пройти расстояние L1. Следовательно, чтобы догнать черепаху, Ахилл должен пробежать и это расстояние и т.д. Но т.к. пространство делимо до бесконечности, то между Ахиллом и черепахой всегда найдется пусть бесконечно малое, но все-таки расстояние. Вывод: Ахилл никогда не догонит черепаху, следовательно, движения нет.

3. Эпоха Демокрита, Сократа и Платона (вторая половина V – первая половина IV вв. до н.э.) – эпоха зрелости античной философии. В это время уже отчетливо вырисовывается грань между идеализмом и материализмом, создаются целостные философские системы.

 

ДЕМОКРИТ(ок. 460-370 гг. до н.э.) – родился в Элладе, много путешествовал. Т.к. он постоянно смеялся над несовершенством человека, он носил прозвище Смеющийся.

Основные труды. Демокрит написал около 70 сочинений на разные темы (он обладал энциклопедическими знаниями) – «Пифагор», «Большой мирострой», «Малый мирострой», «О природе» и др. Ни одно сочинение до нас не дошло.

Онтология. Согласно Демокриту, первоначалами бытия являются атомы и пустота. Атомы есть бытие, пустота – небытие. Таким образом, философ признал существования небытия (в отличие от элеатов), которое им трактовалось как пустое пространство. Существование пустоты доказывалось обыденными явлениями – ведро золы принимает в себя ведро воды, т.е. пустота заполняется водой. Пустота неподвижна и беспредельна, она не оказывает никакого влияния на бытие. Бытие же абсолютно плотно и множественно, оно состоит из бесконечного множества атомов – в переводе с греческого «атомос» означает неделимый. Атомы неделимы вследствие своих малых размеров и отсутствия в них пустоты, они движутся в пустоте (движение присуще атомам по природе). По Демокриту, атомы бывают шарообразными, крючкообразными, якореобразными, вогнутыми, выпуклыми и т.п. Разнообразие форм атомов объясняет разнообразие явлений и вещей в мире. Атомы бескачественны: лишены цвета, запаха, вкуса. Эти качественные характеристики формируются в результате взаимодействия атомов и органов чувств.

Атомы существуют вечно и неизменно. А как же в таком случае объяснить изменения, происходящие в мире? Демокрит утверждал, что возникновение и уничтожение, любые колебания есть результат сложения и разделения атомов, изменения их порядка и положения.

Вселенная по Демокриту есть беспредельная пустота, наполненная многими мирами. Процесс возникновения миров закономерен: когда в какой-то части пространства сходится много атомов, они начинают сталкиваться, образуя вихрь. Так образуются земля и небо.

Учение о причинности. Демокрит утверждал, что ничего в мире не происходит беспричинно – все подчиненно жесткой необходимости (детерминизм). Под случайностью же понимают зачастую то, чего мы не знаем и не можем объяснить.

Антропология. Человек – это микрокосмос, малый мир, состоящий из атомов. Он возник из воды и грязи, без всякого творения. Душа есть теплота, она состоит, согласно Демокриту, из 2 частей: животной и разумной. Душа смертна, она отмирает вместе с телом.

Гносеология. Демокрит различал 2 рода познания: темное (познание посредством чувств), которое не способно выявить истину; и истинное (познание с помощью мысли). Познание мира, в конечном счете, есть познание его первоначал – атомов и пустоты, открыть которые можно лишь с помощью размышлений.

Социально-политические взгляды. Демокрит был сторонник рабства, демократии и противник монархии. Для него прогресс – это достижения людей, подгоняемых нуждой, до которых они дошли с помощью собственного разума.

 

СОКРАТ (470-399 гг. до н.э.) – первый философ-афинянин, младший современник Демокрита. Сведения о нем немногочисленны и не совсем надежны (существует даже мнение, что Сократ – выдуманный литературный персонаж). Практически вся биографическая информация о нем и его учении исходит от его учеников – Платона и Ксенофонта. Отец Сократа – ремесленник-каменотес, мать – повивальная бабка. Участвовал в Пелопонесской войне, был пританом (заседателем) в Совете 500. Все свое свободное время философ посвящал беседам и спорам. Представьте картину: бородатый, плохо одетый человек целый день бродил по Афинам и приставал к прохожим с философскими вопросами, вызывая их на спор. Естественно, у многих Сократ вызывал недоумение. Хотя у него было много учеников (кстати, он не брал денег за обучение). В 70-летнем возрасте философ был обвинен в безбожии и развращении юношества. Суд присяжных вынес ему обвинительный приговор. Когда же Сократу предложили самому назначить себе наказание, он заявил, что не откажется от пожизненного бесплатного обеда. После чего разгневанные присяжные вынесли ему смертный приговор. Его ученики организовали побег из тюрьмы, однако, учитель отказался от этой затеи, не желая нарушать закон. Умер Сократ от выпитого растительного яда – цикуты.

Основные труды. Сократ ничего не написал, поскольку предпочитал записанному живой диалог.

Философское учение. Сократ раздвинул рамки философии от природы к человеку. В центре его философских изысканий – человек как нравственное существо. Суть его размышлений сконцентрирована в афоризмах: «Познай самого себя» и «Я знаю, что ничего не знаю». Самопознание для философа имело вполне определенный смысл: оно означало познание себя как общественного и нравственного существа.

Антропология. Сущность человека заключается в его душе и внутреннем мире, которые состоят из разума и чувств. Главную роль в этой связке играет разум. Человек должен координировать свои поступки в соответствии с разумом. В связи с этим Сократа считают первым рационалистом.

Этика. Сократ был убежден в существовании объективных моральных норм. Различие между добром и злом не относительно, а абсолютно. Для того, чтобы делать добро, необходимо знать в чем оно состоит – только тот человек добродетелен, кто знает что такое добродетель. Зло – это незнание добра. Таким образом, по Сократу нравственность является следствием знания → рационализм.

Сократ оказал огромное влияние на всю последующую философию. Его ученики основали собственные школы, которые вошли в историю под названием «сократические школы»: например, мегарская, киренская, киническая школы.

 

ПЛАТОН (427-347 гг. до н.э.) – великий древнегреческий философ, ученик Сократа. Происходил из афинского аристократического рода. Много путешествовал. В 399 г. до н.э. философ приехал в Сиракузы, надеясь осуществить там свой план по преобразованию государства. Правитель Сиракуз сначала обласкал Платона, а затем, рассердившись на него из-за ряда доносов, приказал продать его в рабство. Все закончилось благополучно: один из поклонников философа выкупил его. По возвращению на родину Платон основал собственную философскую школу, которую назвал Академией (просуществовала 915 лет). Философ придавал огромное значение математике, поэтому над входом в Академию висела надпись: «Не геометр да не войдет!».

Основные сочинения. Почти все работы философа дошли до нас, среди них 1 монолог («Апология Сократа»), 34 диалога («Пир», «Федр», «Федон», «Критий» и др), 13 писем, объемное социально-политическое сочинение «Законы».

Онтология (диалог «Федр»). По Платону бытие имеет многоуровневую структуру, т.е. чувственным миром (тем миром, который мы знаем и который нас окружает) оно не исчерпывается. Чувственному миру как кажущемуся и нереальному философ противопоставляет идеальный мир (мир идей).

 

 

МИР ИДЕЙ
Э Й Д О С Ы

↓↓↓↓↓

ЧУВСТВЕННЫЙ МИР

 

Идеальный мир, порождающий чувственный, состоит из множества идей – эйдосов (в переводе с греч. вижу, созерцаю). Идея – это объективное понятие, стоящее вне человеческого сознания; она существует сама по себе. Идеи вечны и неизменны, число их велико, но не бесконечно:

ЧИСЛО ИДЕЙ = ЧИСЛУ ВЕЩЕЙ И ЯВЛЕНИЙ ЧУВСВЕННОГО МИРА

Например, по Платону, существует идея льва вообще и идея каждого отдельно взятого льва, идея красоты, идея белизны, идея мужества.

Мир идей строго иерархичен. Идея всех идей, высшая идея – это идея блага (источник истины, гармонии и красоты).

ИДЕЯ БЛАГА

БОЛЕЕ ОБЩИЕ ИДЕИ

МЕНЕЕ ОБЩИЕ ИДЕИ

Например, идея конкретной кошки подчинена идее кошки как вида, последняя же подчинена идее четвероногого и т.п.

Идеи – сущности нематериальные. Тогда каким же образом они порождают материальный мир? Согласно Платону, вторым первоначалом бытия является материя – хора. Материя есть незримое, бесформенное пространство, которое пластично и способно принимать различную форму. Все вещи окружающего человека мира – это производные костной материи и деятельной идеи. Идеи дают материи форму, подобно материалу, на который накладывают выкройку, чтобы сшить какую-либо вещь.

Гносеология (диалоги «Тимей», «Теэтет»). Согласно Платону, знания присущи человеку с рождения, необходимо лишь их припомнить → концепция припоминания. Ведь суть познания заключается в познании мира идей, которое невозможно с помощью органов чувств, с помощью опыта. Именно поэтому Платон предпочитает чувственному познанию рациональное.

Учение о душе (диалог «Федр»). По Платону, душа бессмертна. Философ уподобляет душу крылатой колеснице, которая запряжена двумя конями (разумным и низменным) и которая стремится к миру идей. Разумный конь тянет вверх, в идеальный мир, низменный – вниз, на землю. Если побеждает первый конь, то душа созерцает мир идей (вот откуда берутся врожденные знания об идеальном мире), если берет верх второй конь, то душа вселяется во что-то живое (в человека, животное, растение). После смерти душа покидает тело и не возвращается около 10000 лет.

Этика и политика. Вслед за Сократом, Платон считал, что зло есть отсутствие, недостаток добра. Поэтому существует только благие идеи, идеи добра.

Философ разработал модель идеального государства, которое существует не ради людей, а ради самого себя. В идеальном государстве существуют 3 категории граждан: 1) правители-философы, 2) воины, 3) ремесленники и земледельцы. Чтобы государство успешно функционировало, каждый должен выполнять в нем свою функцию. Правители – управлять, воины – защищать, ремесленники и земледельцы – кормить. В таком государстве все должно быть общественным, в том числе жены и дети.

Учение Платона (объективный идеализм) оказало огромное влияние на последующее развитие философской мысли: его идеи продолжили неоплатоники, в средние века платонизм доминировал в христианской философии вплоть до XIII в., заинтересуется этими идеями в свое время и Ф. Гегель.

 

4. АРИСТОТЕЛЬ (384-322 гг. до н.э.) – величайший древнегреческий ученый и философ. Родился во Фракии, в г. Стагире (поэтому иногда Аристотеля называют Стагиритом). Его отец был придворным врачом македонского царя. В 367 г. Аристотель отправляется в Афины, где поступает в Академию Платона (пробыл там 20 лет, до самой смерти Платона). После смерти учителя Аристотель отправляется в странствия и в конечном счете становится учителем сына македонского царя – Александра (в последствии этот человек станет известным военачальником и царем по имени Александр Македонский). В 335 г. в возрасте 50 лет Аристотель возвращается в Афины и открывает свою философскую школу – Ликей (Лицей). После смерти Александра Македонского в Афинах победила антимакедонская партия, и Аристотеля обвинили в богохульстве, поэтому в 323 г. он вынужден был покинуть Афины. Умер философ на о. Евбея год спустя, в 322 г. до н.э.

Основные сочинения. Сохранилось большое количество работ (хотя далеко не все) в самых разных областях знаний. Покидая Афины, Аристотель отдал все свои работы ученику Теофрасту, от которого они перешли к ученику Теофраста – Нелею. Более 100 лет аристотелевское наследие пролежало в подземных хранилищах. В I в. н.э. оно попало в Рим, где было систематизировано и издано Андроником Родосским.

Работы по философии были объединены в единую книгу, которая получила название «Метафизика». Работы по логике: «Первая аналитика», «Вторая аналитика», «Топика» и др. Сочинения по физике: «Физика», «О небе» и др. Биологические трактаты: «История животных», «О происхождении животных» и т.п. Этические трактаты: «Никомахова этика», «Эвдемова этика», «Большая этика». Искусствоведческие сочинения: «Поэтика», «Риторика».

Аристотель как систематизатор наук. Философа заслужено называют энциклопедистом Древней Греции. Его работы охватывают почти все известные тогда области знания. Он основоположник таких наук, как логика, психология, биология, этика и др.

Аристотель первым предложил систему классификации наук:

 

Введение в философию Логика – предмет: законы и формы мышления
Теоретическая философия Первая философия (метафизика) – предмет: вечные сверхчувственные формы, причины всего сущего
Вторая философия (физика) – предмет: природа, т.е. материальные и изменчивые сущности
Практическая философия Этика – предмет: человеческое поведение и его нормы
Политика – предмет: социально-политическая деятельность
Экономика – предмет: экономическая деятельность
Творческая философия Эстетика – предмет: искусство
Риторика – предмет: красноречие

 

Аристотеля считают «отцом-основателем» логической науки. Во времена Аристотеля термина «логика» еще не существовало, поэтому ученый называл эту науку аналитикой. Аристотель установил закон запрещения противоречия и закон запрещенного третьего. Он также занимался проблемами силлогизмов, доказательств, объективных критериев истины, разработал индуктивный метод.

Аристотель так же первый историк философии. Во многом благодаря ему мы знаем о философии архаического этапа, он подверг критике идеи Платона, особо ценил учение Анаксагора.

Он основал биологию как науку: дал определение «жизнь» (это всякое питание, рост и упадок тела), разрабатывал проблему происхождения жизни на земле, описал более 500 видов животных, пытаясь их классифицировать, открыл принцип корреляции.

Аристотель – автор первого искусствоведческого трактата «Поэтики». Он обосновал принцип подражания произведений искусства природе (мимесис), рассуждал об «очищающей» роли искусства (принцип катарсиса), занимался разработкой таких категорий эстетики, как трагическое, комическое, прекрасное.

Аристотель как философ.

Онтология. У Аристотеля, как и у Платона, бытие не исчерпывается лишь чувственным миром. Философ считал, что существует сверхчувственный уровень бытия, который состоит из вечных и неподвижных сущностей. Именно такими сущностями и призвана заниматься наука метафизика.

У каждого предмета и явления есть сущность. Она вечна и неизменна. Сущность – это ответ на вопрос: что есть вещь? Совокупность сущностей всех предметов и явлений чувственного мира и формирует сверхчувственный уровень.

Для Аристотеля сущностью любого предмета является форма, которая организует костную, бесформенную материю, в результате чего возникают предметы чувственного мира.

Форма для вещи является одновременно:

· Ее сущностью.

· Источником движения.

· Причиной.

· Целью.

Таким образом, Аристотель, в отличие от Платона, дуалист: он признает в качестве субстанции 2 первоначала бытия – форму (активное начало) и материю (потенция вещи).

Аристотель анализирует также такие важные онтологические проблемы, как проблема движения, проблема пространства и времени. Философ понимал под движением изменение вообще. Он различал 4 вида движения:

1. перемещение в пространстве;

2. увеличение и уменьшение;

3. возникновение и уничтожение;

4. превращение.

Затрагивает Аристотель и вопрос о первоисточнике движения, считая, что таким перводвигателем является бог.

Согласно Аристотелю, о движении можно говорить только в контексте пространства и времени. Под пространством он понимал взаимную расположенность вещей и их протяженность. Время же есть длительность, оно потенциально бесконечно.

Гносеология. Аристотель не противопоставляет рациональное познание чувственному, поскольку всякое познание начинается с информации, которую нам дают органы чувств. Он различает 4 ступени в процессе познания:

1. получение знаний об индивидуальных вещах (с помощью органов чувств);

2. ступень опыта – накопление в памяти знаний об индивидуальных вещах;

3. ступень «искусства» – знание общего и причин (основано на практике);

4. ступень наук – собственно рациональное познание.

Учение о душе. Аристотель считал, что душой обладают только естественные тела, а не искусственные. Он выделяет 3 вида души:

1. растительная душа – ее критерий: способность к питанию;

2. животная душа – ее критерий: способность воспринимать внешнюю форму;

3. разумная душа – ее критерий: способность к мышлению и рассуждению.

Человеческая душа сочетает в себе все три компонента. По мнению Аристотеля, душа не отделима от тела, философ не верил в переселение душ.

Этика. Согласно Аристотелю, нравственность не врожденное, а приобретенное качество души. Человек становится нравственным только в процессе обучения и воспитания. При этом не достаточно просто знать что есть добро, а что зло (как утверждал Платон). Необходимо воспитывать привычку нравственно действовать.

Добродетель – это «золотая середина» между двумя крайностями:

скупость←щедрость→мотовство

Социально-политические взгляды. Главная цель политики – достижение общего блага, поэтому гражданин должен непременно подчиняться власти и законам. Аристотель выделял 3 ветви власти: законодательную, административную и судебную. Он придерживался патриархальной теории происхождения государства – эволюция от семьи к государству.

Согласно философу, существует 6 форм правления – 3 правильных:

· царство;

· аристократия;

· полития (правление большинства);

и 3 неправильных:

· тирания;

· олигархия;

· демократия.

Аристотель являлся сторонником рабства, считая этот общественный институт явлением, согласным с природой.

Наследие Аристотеля в последующее время будет находиться под пристальным вниманием. Его идеи будут взяты за основу арабскими философами, средневековыми философами-схоластами (в том числе таким выдающимся философом средневековья, как Фома Аквинский). В XX веке аристотелевские идеи окажут заметное влияние на доктрину неотомистов.

 

5. Начало периода эллинизма принято связывать с 338 г. до н.э. – годом военной победы Македонии над Грецией. Конец этой эпохи связан с падением Рима в 476 г., захваченного варварами-германцами. Важным рубежом между 338 г. до н.э. и 476 г. был 30 г. до н.э., когда римскими легионами был захвачен Египет, входящий в состав Македонской империи.

Гибель суверенных греческих полисов, установление тиранических и олигархических правлений, зависимость от Македонии и Рима – все это отразилось на греческой культуре и мировоззрении.

Эллинистический человек – уже не гражданин суверенного полиса, а подданный в империи. Он больше не участвует в управлении государством, государственное управление от него отчуждается. Поэтому одинокий, замкнутый на себе и на своем внутреннем мире, человек терялся в пространстве и времени. Он стремился уйти в себя, замкнутся на индивидуальном.

Особенности эллинистической философии:

1. В эпоху эллинизма, с одной стороны, продолжалось развитие древнегреческих философских учений, с другой стороны, появляется целый ряд новых философских направлений (но опять же на базе традиций, заложенных классической философией Древней Греции).

2. Философия постепенно утрачивает свой творческий характер – в эту эпоху растет число комментариев к старым текстам.

3. Меняется и предмет философии – центр тяжести перемещается с онтологической проблематики на этическую. Под целью философии чаще всего подразумевалось обретение счастья.

 

КЛАССИФИКАЦИЯ ОСНОВНЫХ ШКОЛ ЭЛЛИНИСТИЧЕСКОГО ПЕРИОДА

 

ФИЛОСОФСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ВЛИЯНИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ
Скептицизм Элеаты, Демокрит, Платон Пиррон, Секст Эмпирик
Стоицизм Гераклит, кинизм Сенека, Марк Аврелий
Эпикуреизм Демокрит Эпикур
Неоплатонизм Платон Плотин, Порфирий, Ямвлих

 

Скептицизм – это философское направление, в котором последовательно отстаивается идея о недостоверности всякого знания. Термин происходит от древнегреч. слова «скепсис», которое означает разбор, колебание. Основоположником древнегреческого скептицизма был Пиррон.

ПИРРОН (360-270 гг. до н.э.) – был скептиком и в философии, и в жизни. Однажды, когда учитель Пиррона тонул в болоте, Пиррон прошел мимо и не оказал ему никакой помощи. Естественно, что люди бранили его за такое безразличие, но спасшийся учитель похвалил своего ученика за проявленное хладнокровие. И еще одна история: однажды Пиррон, находясь на корабле во время бури, поставил в пример своим встревоженным ученикам поросенка, который и в бурю продолжал спокойно есть и был равнодушен, как и подобает истинному мудрецу.

В центре внимания Пиррона – проблема счастья. Чтобы ее решить, нужно ответить на 3 вопроса:

· Что окружает нас?

· Как относиться к окружающему?

· Что следует из этого отношения?

И отвечая на свои вопросы, Пиррон утверждал:

· Мы не можем знать что такое мир. Всякая вещь есть «это» не в большей степени, чем «то». Поэтому в мире все относительно.

· Следует отказаться от всяких суждений в связи с непознаваемостью мира.

· Такое отношение к жизни приведет к атараксии – состоянию невозмутимости, хладнокровия, спокойствия.

 

Стоицизм (римский) – название школы произошло от названия портика «Стоя» («Пестрый зал») в Афинах, где собирались первые стоики. Школа была основана ок. 300 г. до н.э. Зеноном из Китиона. Крупнейшие представители римского стоицизма: Сенека, Марк Аврелий, Эпиктет. Стоицизм – это философское направление, сторонники которого утверждали, что жизнь полна невзгод и разочарований, поэтому человек должен научиться стойко воспринимать все несчастья, выпавшие на его долю. Только в этом случае можно достичь состояния атараксии. Философия стоиков стала мировоззрением многих образованных римлян: Марк Брут, Цицерон и др.

СЕНЕКА (4 в. до н.э.- 66 в. н.э.) – римский философ, старший современник Иисуса Христа. Принадлежал к знатному и богатому роду. Он был приближен к императорскому двору Калигулы, а позже Нерона, являлся сенатором.

Основные сочинения. За свою жизнь написал множество работ, однако не все дошли до наших дней. Сенека – автор 9 трагедий, 10 диалогов. Наиболее интересное и значимое произведение философа – «Нравственные письма к Луцилию» (Луцилий – сицилийский наместник).

Философия Сенеки имеет этическую окрашенность: он противопоставляет философию знанию, считая, что последнее делает человека ученее, но не лучше. И лишь философия способна отличать добро и зло, открыть путь к свободе. Искусство мудреца, философа состоит в укрощении жизненных бед и несчастий. Философия призвана помочь сформировать такой человеческий характер, который был бы способен противостоять всем ударам судьбы.

Согласно Сенеке, изменить в жизни ничего нельзя. Поэтому величайшее дело человека – твердо стоять против ударов судьбы, принимать все таким, какое оно есть. А осуществить это возможно лишь в том случае, если человек умеет побеждать свои страсти и пороки. Только так возможно достижение атараксии. Таким образом, философия Сенеки сочетает в себе пассивность (не противостоять судьбе, смириться с невзгодами) и активность (внутреннего мира, духа).

 

МАРК АВРЕЛИЙ – был римским императором со 160 по 180 гг. н.э. После его смерти обнаружили философский трактат, написанный его рукой, под названием «К самому себе». Мировоззрение Марка Аврелия противоречиво: сочетает острое осознание бренности жизни и проповедь необходимости быть энергичным и справедливым правителем.

Марк Аврелий утверждал, что поскольку жизнь скоротечна, она ничтожна. Единственная отдушина жизни – нравственные ценности (справедливость, истина, мужество, благоразумие), к которым человек должен относиться серьезно. Император оглашает девиз жизни: «Жить надо так, как если бы каждый день был последним».

Идеал человека по Марку Аврелию – человек мужественный, зрелый, преданный интересам государства.

 

ЭПИКТЕТ (ок. 50-ок. 135 гг. н.э.) – уникальное явление в древней западной философии, т.к. Эпиктет был рабом («Эпиктетос» – в переводе означает приобретенный). Он увлекся философией, когда сопровождал своего господина на лекции стоиков. Когда хозяин узнал о том, что раб стал рассуждать философски, то в порыве ярости сломал ему ногу (так Эпиктет стал хромым). Став вольноотпущенником, Эпиктет открыл свою философскую школу. У него было много учеников и почитателей, в том числе и богатых. Однако сам философ влачил нищенское существование.

Основные сочинения. Эпиктет ничего не писал (существует версия, что он был неграмотным).

Главный тезис Эпиктета – существующий порядок вещей изменить нельзя, он от нас не зависит. Можно изменить лишь свое отношение к этому порядку.

Некоторые мудрые мысли Эпиктета:

· Если ты любишь сына или жену, помни, что ты любишь смертных. Таким образом, когда они умрут, ты не будешь сокрушаться.

· Не требуй, чтобы дела делались так, как ты хочешь; пусть они делаются, как получится, тогда будешь жить беспечно.

· Лучше с голоду умереть, а быть без печали и болезни, чем жить в довольствии, но со смущением духа.

· Непобедимым быть можешь, ежели не вступишь ни в какой бой.

· Жизнь подобна мутному потоку, зависит только от фортуны.

 

Эпикуреизм – философское направление, основоположником которого являлся Эпикур. В эпикурейском учении второе рождение получил атомизм Демокрита.

ЭПИКУР (ок. 342-ок. 270 гг. до н.э.) – родился на острове Самос в семье афинского переселенца, учителя. В 307 г. до н.э. Эпикур основал в Афинах школу «Сал Эпикура». На воротах школы было написано: «Странник, здесь тебе будет хорошо; здесь высшее благо – наслаждение». Жизнь в «Саду» была скромной и неприхотливой. В нем всячески поддерживался культ дружбы. Девизом философа было выражение: «Проживи незаметно!».

Основные сочинения. «О природе», «Об атомах и пустоте», «Об образе жизни». Информация об эпикуреизме содержится также в книге Диогена Лаэртского и поэме Лукреция Кара «О природе вещей».

Философия, по мнению Эпикура, является основным средством достижения счастья.

Онтология. Эпикур формулирует закон сохранения бытия: ничто не возникает из несуществующего и не превращается в небытие. Вселенная существует вечно и состоит из атомов и пустоты. Атомы неделимы и незримы. Они различны по величине, форме и весу. Атомам присуще движение. Источник движения заложен в самих атомах – они падают в пустоте под действием собственного веса. Все вещи возникают в результате взаимодействия атомов.

Гносеология. Теория познания Эпикура называется каноника, т.к. в ее основе лежало учение о критериях или канонах. Главный критерий истины, по Эпикуру, заключается в ощущениях. Разум же полностью зависит от ощущений. Кроме ощущений, вторичными критериями истины являются: предвосхищение, претерпевание, «образный бросок мысли». Предвосхищение – это знание, которое некогда было получено из ощущений или понятий. Претерпевание – критерий моральных оценок. «Бросок мысли» – это умение объяснять многое через малое, умение обобщать, удачное домысливание.

Ошибки в познании объясняются не ошибками восприятия, а тем, что мы неправильно судим об ощущениях. Чувства не ошибаются, ошибается разум. Таким образом, Эпикур – абсолютный сенсуалист.

Все предметы существуют двояко: сами по себе и в нашем восприятии как вещественные образы – «идолы».

Этика. Высшее благо в жизни – наслаждение, поэтому человек должен стремится к счастью, к получению удовольствия. При этом надо иметь в виду, что когда Эпикур говорит о наслаждении, то имеет в виду не распутный образ жизни, а свободное от страданий и страхов мироощущение. Такого состояния можно достичь только с помощью нравственной чистоты, размышлений и интеллектуальной деятельности.

 

Неоплатонизм – философское направление, основоположником которого был Плотин. В неоплатонизме до предела доведено платоновское противопоставление телесного чувственного мира и идеального сверхчувственного мира. Основное внимание уделяется учению о сверхразумном и сверхбытийном первоначале – Едином. Представители: Плотин, Порфирий, Ямвлих, Прокл.

ПЛОТИН (204-270 гг.) – родился в Египте, в 28 лет увлекся философией, позже создал собственную школу. У него было много учеников и поклонников, в том числе и император Галлиен. Пользуясь благосклонным отношением императора, Плотин даже задумал осуществить социально-политический проект Платона – создать коммунистический Платонополис. Но осуществить этот смелый замысел помешали императорские советники.

Основные сочинения. Они систематизированы в едином фундаментальном труде под названием «Эннеады» («Девятки», т.к. 6 тем по 9 сочинений). Тематика «Эннеад»: этическая, эстетическая, физическая, космологическая, психологическая, онтологическая.

Онтология. Бытие, по Плотину, строго иерархично.

Единое

Мировой разум

Мировая душа

Природа

Материя

 

Единое – это первопричина всего сущего, оно первично по отношению ко многому. Единое непознаваемо, безгранично, абсолютно едино (в нем отсутствуют противоположности). Оно не нуждается в самопознании, находясь в вечном покое. Отсюда парадокс: Единое порождает все сущее и при этом абсолютно бездеятельно. Процесс творения Единым мира называется эманацией. Эманацию можно уподобить лучам солнца, которые проникают на землю, пронизывая сначала космическое пространство, потом слои атмосферы и т.п.

Мировой разум – первоначально творится Единым. В нем содержится множество идей. Мировой разум познает себя, мыслит себя. Он является источником красоты.

Мировая душа – в отличие от Единого и Мирового разума существует во времени. Душа порождает все одушевленное в природе. Она связующее звено между чувственным и сверхчувственным мирами. Душа созерцает идеи. Она так же является источником движения

Природа – это мир предметов и явлений, окружающих человека.

Материя – самый отдаленный от Единого уровень бытия. Лучи эманации здесь самые тусклые. Материя противостоит Единому, она является источником зла (в понимании зла как недостатка добра). Материя неизменна, непознаваема, существует вечно.

Антропология. Человек должен пренебречь своим земным существованием и стремиться к созерцанию идей сверхчувственного мира. Состояние, когда душа выходит из тела и сливается с единым Плотин называет экстазом.

Неоплатонизм оказал огромное влияние на формирование христианского мировоззрения, которое станет основой философии Средневековья. Арабские средневековые философы так же возьмут за основу учение Плотина. Новая волна интереса к неоплатонизму возникла в эпоху Возрождения. В Новое время можно отметить влияние неоплатонизма на Беркли, Шеллинга, Гегеля. Многие неоплатонические идеи повлияют и на русских философов: Вл. Соловьева, П. Флоренского, С. Франка, А. Лосева.