Новые явления русской музыкальной культуры в XVII веке

Мы выделяем XVII век как один из важнейших этапов в ис­тории развития отечественной культуры.

XVII век занимает переходное положение между русским средневековьем и началом новой эпохи, наступившей в истории страны в следующем столе­тии. Это также новая ступень утверждения и укрепления государства. В со­став России теперь входят Украина, Поволжье, значительная часть Сибири и Дальнего Востока. Вместе с тем, XVII век - время все возрастающих классовых противоречий. Народные массы испытывают двойной гнет: со сто­роны местных феодалов и со стороны крепнущей государственной власти. Все это вызывает колоссальный размах народно-освободительного движе­ния. Кульминационными этапами в нем были восстания, возглавляемые Ива­ном Болотниковым (1606-1607) и Степаном Разиным (1667-1671). Все эти события не могли не сказаться на развитии русской литературы, музыки, жи­вописи. Для них стал теперь особенно характерен активно выраженный ин­терес к животрепещущим проблемам жизни. В литературе с этим связано создание произведений, разнообразных по тематике и жанрам: исторических и бытовых повестей, летописей, описаний путешествий. Знаменательно появле­ние сатирических повестей, в которых высмеивались порочность и лицемерие бояр, представителей духовенства («Суд Шемякин», «Повесть о Ерше Ершовиче»). Выдающимся произведением XVII века явилась «Повесть о Горе-Злочастии». Близкая образцам народного поэтического творчества, изложенная былинным стихом, повесть поднимает острые вопросы о смысле бытия, о жизненном призвании человека.

В живописи, как и в литературе, усиливается стремление к реалистич­ности. Все чаще моделью творчества художника становится реальный чело­век и окружающая его жизнь. С этим связаны и попытка передать индивиду­альные черты изображаемых людей, и создание пространственной перспективы. Большим завоеванием русского изобразительного искусства XVII века на путиовладения реалистическими приемами письма стало появление портретов «парсун», в которых художники запечатлели своих современников. Нов­шества коснулись и иконописи. Выдающийся мастер Симон Ушаков создал в рамках религиозных сюжетов прекрасные образцы портретной живописи.

Музыкальное искусство XVIIвека развивалось, как и раньше, в трех ведущих руслах: народное творчество, церковная музыка, светская музыка.

Песни разинского цикла.В народном творчестве получил выражение протест народа против усилившегося гнета. В на­родном творчестве определяющими становятся свободолюбивые антифеодальные и антигосударственные мотивы. В многочис­ленных песнях о Степане Разине народ не только славил люби­мого героя, но и выражал свой протест против клеветы бояр на восставших.

С восстанием Степана Разина связано одно из самых значи­тельных завоеваний в русской музыке XVIIвека - разинский цикл. Пронизанный чувством протеста против угнетения, воспе­вающий вековую мечту народа об освобождении, он восходит в своих традициях к замечательным образцам русской истори­ческой песни - песням казачьей вольницы XVIвека. В них впервые появляется собирательный образ страдающего, но гор­дого и не склонившегося перед угнетателями народа. Музыке этих песен свойственна широкая мелодическая распевность. Ха­рактер их, как правило, волевой, активный. Иногда прорыва­лись в них и лирические ноты. Эти песни вплоть до XIXвека пользовались в народе большой любовью. Особенно популяр­ными среди них были: «Ты взойди, солнце красное», «Ах, собе­ремся, ребятушки», «Аи, на вольных степях», «Как у нас было на Волге». Вот пример такой песни:

 

 

От песен разинского цикла протягиваются нити к XVIII веку, к песням о восстании Емельяна Пугачева.

Церковная музыка.К середине XVIIвека наивысшего расцвета достигла культура знаменного пения, существовавшая к этому времени уже около 500 лет. С XVIIстолетия в нее стал проникать новый вид хорового многоголосия, так называемое партесное пение. С ним в русскую хоровую музыку вошел трех и четырехголосный хорально-гармонический склад, хотя в от­дельных случаях и сохранилась связь с предшествующим подголосочно-полифоническим стилем.

Стремительно развиваясь, партесное пение уже к концу XVII века пришло к высочайшим формам развернутого много­голосия в церковных праздничных композициях, называвшихся концертами. Эти концерты исполнялись во время церковной службы, частью которой они являлись. Восьми-, двенадцати- и двадцатичетырехголосные концерты писались для двух или трех хоров. Каждый хор представлял собой довольно цельную и са­мостоятельную группу. Это давало возможность варьировать исполнительский состав: при необходимости концерт мог испол­няться одним, двумя или тремя хорами.

Вот пример из концерта неизвестного автора:

 

Партесный стиль получил обоснование в трудах выдающе­гося музыкального теоретика, педагога и композитора Николая Дилецкого. В своем известном трактате «Мусикийская грамма­тика» Дилецкий излагает теоретические основы партесного стиля, дает практические рекомендации композиторам.

Светская музыка достигает в XVII веке значительных успе­хов. В ней проявилось общее для искусства того времени стрем­ление уйти из замкнутого мира религиозных чувств в мир зем­ных переживаний, радостей и печалей простого человека. Оно выразилось в возникновении канта - бытовой многоголосной песни, рассчитанной на домашнее музицирование. В канте еще использовались религиозные тексты, но они служили лишь по­водом для воплощения разнообразных человеческих пережива­ний. До нас дошли рукописные сборники кантов, созданные неизвестными авторами.

Кант XVII века - строфическая трех­голосная песня: два верхних голоса движутся параллельно в терцию, а нижний голос дает гармоническую опору. Таков, на­пример, очень распространенный в свое время духовный кант «Радуйся», посвященный богоматери (в древнерусском искус­стве - символу вечной женственности и всепрощения):

 

Позже, в XVIII веке, кант обогатился новым содержанием, образовалось множество его разновидностей. Одни из них были неотъемлемой частью домашнего музицирования, другие исполнялись во время больших празднеств на городских улицах и площадях.

В развитии инструментальной музыки в XVII веке происхо­дит также много нового. Россия приобщается к европейским формам инструментального музицирования. В домах высокопо­ставленных особ появляются европейские инструменты: клаве­син, клавикорд. Русские вельможи создают исполнительские коллективы на европейский лад и организуют концерты инстру­ментальных ансамблей. При царском дворе большой популяр­ностью пользуется «органная потеха», устроителем которой был известный польский органист Симон Гутовский.

Большую роль в развитии светской музыки в России XVII века сыграли разнообразные формы театрализованных пред­ставлений. Это и религиозные действия в церкви, и представле­ния в театрах при различных учебных заведениях (эти театры назывались школьными). Велико было также значение придвор­ного театра, организованного в 1672 году при царе Алексее Ми­хайловиче. Во всех спектаклях, которые шли в это время в Рос­сии, широко использовалась музыка - инструментальная, во­кальная, хоровая. Нередко в спектаклях были заняты оркестр и орган.

Во второй половине XVII века светская музыка начинает играть значительную роль в духовной жизни русского общества. Она начинает также входить во все более плодотворные кон­такты с культурой других народов. Особенно ощутимо было влияние музыкальных и литературных традиций Украины и Бе­лоруссии.

XVII век не только обобщил многовековой опыт прошлого. Он явился переломным этапом в развитии культуры России. Здесь родились новые, очень важные для нее формы музыкаль­ного искусства. Это и песни разинского цикла - в народном творчестве, и партесный хоровой концерт - в церковной му­зыке, и канты - первые образцы камерной вокальной лирики. XVII век знаменателен для России рождением музыки для те­атра и приобщением к европейским формам инструментального музицирования. Все это послужило той благоприятной почвой, на которой предстояло развиваться музыкальной культуре предклассического XVIII века.

 

 

Лекция №3 «Русская музыкальная культура 18 века»

 

Вопросы:

1. Народная песня в музыке города

2. Вокальная бытовая лирика

3. Опера

4. Хоровой концерт

5. Инструментальная музыка

«Век разума и просвещения», «великий век» - так говорили выдающиеся мыслители прошлого о XVIII столетии. Напомним, что в жизни европейских государств это век больших социаль­ных потрясений, кульминацией которых явилась французская буржуазная революция. XVIII век ознаменовался величайшими завоеваниями в области философии и искусства, где господ­ствующими стали идеология разума и культ человека, свобод­ного от религиозных предрассудков. Мир узнает имена Дидро, Гольбаха, Вольтера и Руссо, Гёте и Шиллера. В музыке это век Баха, Глюка, Генделя, Гайдна, Моцарта и Бетховена, век рож­дения двух школ симфонизма - мангеймской и венской.

XVIII век - важнейший этап и в истории России. Страна выходит на общеевропейский путь формирования новых обще­ственных устоев жизни, науки, культуры. Она учится, строит, утверждая себя как равная среди равных в единоборстве с силь­нейшими державами мира. И вместе с тем XVIII век в жизни России отмечен напряженнейшей классовой борьбой, которая привела в 70-е годы к одному из самых массовых и самых дра­матичных по исходу выступлений народа против угнетателей - к восстанию Емельяна Пугачева. Насыщенная событиями жизнь России XVIII века стимулировала развитие всех форм обще­ственного сознания, научной и творческой мысли.

Развитие русской науки XVIII века связано прежде всего с именем Ло­моносова - мыслителя, ученого, литератора, в обширной и разносторонней деятельности которого есть что-то, роднящее его с титанами духа эпохи Воз­рождения - Микеланджело и Леонардо да Винчи. XVIII век связан и с дея­тельностью талантливых русских изобретателей, выходцев из народа - Ползунова и Кулибина. Много нового произошло в системе образования и про­свещения, в России открываются школы, Университет, Академия наук, Акаде­мия художеств основываются учебные заведения для представителей знат­ных семей - Шляхетский корпус и Смольный институт благородных девиц. Русская культура, обогащаясь общеевропейскими достижениями, всегда оставалась верна отечественным традициям. Народ веками отстаивал свой идеал красоты и правды, бережно и с любовью пронося его сквозь бури истории. На этой основе выросло глубоко самобытное творчество передовых деятелей русской культуры XVIII века.

Чрезвычайно интенсивно протекало в XVIIIвеке развитие музыкальной культуры. Утверждались новые формы светского музицирования, закладывались основы музыкального образова­ния и исполнительского искусства. Конец XVIIIвека ознамено­вался формированием русской композиторской школы. Предпо­сылки для всего этого были заложены в эпоху Петра I, при котором музыка обрела официальные права гражданства в ду­ховной жизни общества. Из потехи она превратилась в обяза­тельное и необходимое условие полноценного воспитания и фор­мирования личности. Уделяя большое внимание музыкальному образованию, Петр считал, что оно может служить его преобра­зовательным целям и должно отвечать духу его державы. Осо­быми указами Петр I широко вводил музыку в жизнь двора и повседневный быт.

Музыка в быту.Интенсивно развивается светская музыка - непременная участница учрежденных Петром I ассамблей, вече­ров в домах влиятельных особ, общественных церемоний и при­дворных праздников. Большое значение для развития светских форм музицирования имели также вечера камерной музыки, ко­торые тоже проводились по особому указу царя. Их посещение для приближенных царя было строго обязательным. В концер­тах исполнялись произведения известных композиторов XVII- XVIIIвеков: Корелли, Телемана, Кайзера. Это было частью общего процесса приобщения русской знати к европейской куль­туре. Насаждаемая сначала насильственно, европейская музыка вскоре полюбилась многим. Широкое распространение начали получать самые разнообразные формы домашнего музицирова­ния. Входит в моду игра на клавикордах, скрипке, флейте. На домашних концертах исполняются галантные песни (арии), песни-канты философского и лирико-бытового содержания: лю­бовные, шуточные, поздравительные; многие из них были напи­саны на стихи Ломоносова и Тредиаковского. Музыкой сопро­вождались все танцевальные вечера. Широкой популярностью пользовались полонез, англез и особенно изысканный и граци­озный менуэт, музыка которого звучала не только во время танцев, но нередко исполнялась в домашних концертах в много­численных переложениях для различных исполнительских со­ставов. В поэзии того времени распространены были даже стихи, специально предназначенные для исполнения «на голос» (т. е. на мелодию) «минувета».

 

Развивается военная музыка. С 1711года в каждом полку учреждаются оркестры, которые принимают участие во всех военных церемониях. Новая роль отводилась музыке на все­народных празднествах и манифестациях, проводившихся в Петровскую эпоху в честь значительных в жизни страны собы­тий: победы под Полтавой, заключения Ништадтского мира.

Церемониал проведения этих торжеств был детально разрабо­тан. Он непременно включал в себя театрализованные шествия-действа, действа-приветствия. Увенчанные лаврами герои-победи­тели должны были проезжать под триумфальными арками. При этом звучала торжественная оркестровая и хоровая музыка. Цель подобных праздников состояла в том, чтобы прославить победителей и пробудить в народе чувства национальной гордо­сти и патриотизма. С торжествами было связано развитие одно­го из своеобразных музыкальных жанров XVIII века - привет­ственных или панегирических кантов '. Это был музыкально-поэтический жанр, который выражал героико-патриотические настроения Петровской эпохи. Простые, легко запоминаю­щиеся стихи и музыка обеспечивали ему всеобщую популярность. Музыка приветственных кантов уходит своими корнями в традиции канта XVII века. Но если старому бытовому канту были свойственны лиричность, мягкость, задушевный тон по­вествования, то приветственному канту присущи черты празд­ничного марша-гимна. Это достигается призывными фанфарны­ми интонациями, активной ритмикой, преобладанием звучности форте, фортиссимо. Канты исполнялись при «гласе трубном». «Кант на заключение Ништадтского мира» был написан в 1721 году в связи с окончанием продолжительной войны со шведами:

 

Традиции приветственных кантов оказали влияние на форми­рование жанра торжественных праздничных кантат, гимнов, маршей в творчестве русских композиторов XIX и XX веков. Венчающий оперу Глинки «Иван Сусанин» хор «Славься» своим гимническим характером, соединением распева с маршевой поступью восходит к далекой традиции торжественных кантов.

Большим событием в культурной жизни России было откры­тие первого общедоступного театра, которое состоялось в Мос­кве в 1702 году. Театр назывался «Комедиальной храминой». Спектакли в нем ставились сначала специально приглашенными немецкими актерами во главе с антрепренером Иоганном Кунстом, но вскоре в труппу влились и русские актеры. В репер­туар входили преимущественно пьесы Мольера и Кальдерона. Открытие первого общедоступного театра имело существенное значение для культурной жизни России. Театр Кунста впервые стал приобщать к искусству широкие массы, создал предпосыл­ки для развития театральной жизни в стране. Велика его роль и в становлении музыкальной культуры, так как во всех спек­таклях песням, хорам и инструментальной музыке отводилось большое место.

Опера.Русская опера как явление национальной культуры рождается в 70-е годы XVIII века. Этому предшествовал, одна­ко, длительный период освоения слушателями нового для них вида искусства, который к тому времени уже получил широкое распространение на Западе. Первые оперы, появившиеся в 30-е годы XVIII века на русской сцене, принадлежали иностранцам. Ко двору императрицы Анны Иоанновны, не пожелавшей отста­вать от европейской моды, были приглашены итальянские опер­ные труппы, познакомившие русских слушателей с жанром опе­ры seria. Новинка пришлась по вкусу. Приехавший со своей труппой итальянский композитор Ф. Арайя остался служить при русском дворе.

Содержание и постановка опер seria отвечали великодержав­ному духу русского двора, стремившегося всеми средствами внедрить в сознание людей мысль о своем исключительном пре­восходстве и праве на власть. Эти оперы создавались на аллего­рический или мифологический сюжет в духе трагедий класси­цизма. В них прославлялись мудрые, благородные монархи и легендарные герои-полубоги. Спектакли обставлялись пышно, со всем мыслимым блеском и роскошью. Впоследствии они стали специально приурочиваться к знаменательным датам в жизни царствующих особ. Так, в 1736 году в честь именин Анны Иоанновны была поставлена опера итальянского композитора Арайи «Сила любви и ненависти», а в 1742 в честь коронации импе­ратрицы Елизаветы - опера немецкого композитора А. Хассе «Милосердие Тита». В духе оперы seria была решена и опера Арайи «Цефал и Прокрис» - первая опера, написанная в Рос­сии на русском языке (либретто А. П. Сумарокова).

Вскоре происходит знакомство русских слушателей с оперой buffa. Приглашаются итальянские авторы: Галуппи, Траэтта, Чимароза, Сарти, Манфредини, Паизиелло. Некоторые из них связали с Россией долгие годы своей творческой жизни и соз­дали специально для русской сцены ряд оперных произведений.

Оперы композиторов-иностранцев и по своему содержанию, и по музыкальному языку были все же далеки от тех волную­щих вопросов современности, которыми жили русская литера­тура и драматический театр. Назрела историческая необходи­мость рождения русской оперы. Точными данными о первых русских произведениях этого вида мы не располагаем. Есть раз­розненные сведения о том, что выдающиеся деятели русского театра Ф. Г. Волков и И. А. Дмитревский были авторами оперы «Танюша». Сохранилось также либретто оперы «Анюта», авто­ром которого был собиратель народных песен Попов. Имена композиторов неизвестны. Скорее всего, поэтические тексты просто распевались по ходу действия «на голос» тех или иных популярных в быту песен.

Создание первых полностью дошедших до нас опер относится к 70-м годам XVIII века. Начинается новый большой этап в жизни русского музыкального театра: наравне с литературой и драматическим театром он ставит и пытается решить актуаль­ные вопросы жизни, опираясь при этом на традиции русского национального искусства.