II этап. Диагностирование состоя­ния пациента: определение его потребно­стей и выявление проблем, постановка сестринского диагноза.

Как только медсестра приступила к анализу информации, полученной в ходе обследования пациента, начинается второй этап сестринского процесса.

Цель данного этапа: установить существующие и потенциальные проблемы пациента, их причины, сильные стороны пациента, которые помогли бы предупредить или разрешить эти проблемы. Для этого следует: а) выявить потребно­сти (физические, психологические, социальные, духовные, эмоциональные) и проблемы ребенка (существующие, потенциальные).

В связи с тем, что существует несколько концептуальных моделей сестринской помощи, существует и несколько взглядов на потребности и источники проблем пациентов. Одна из них добавочно дополняющая модель В. Хендерсон. Модель В. Хендерсонпостулирует, что пациент имеет потребности, одинаковые для всех людей. Фундаментальные потребности формулируются В. Хендерсон в духе схемы А. Маслоу. Источником проблем пациента является неспособность удовлетворить одну или несколько фундаментальных потребностей.

Все проблемы пациента подразделяются на существующие и потенциальные. Существующие проблемы (они есть у ребенка в настоящее

время) - проблемы нарушения развития и процессов жизнедеятельности; проблемы, связанные с уходом; психологические проблемы; проблемы, связанные с родителями. Например, боль, нарушение целостности кожных покровов, стресс, дефицит знаний родителей. Потенци­альные или вероятные проблемы могут появиться с течением времени - риск возникновения осложнений, риск развития неотложных состояний. Например, риск развития пролежней из-за нарушенной подвижности ребенка.

б) Установить при­оритетность выявленных проблем для определения последовательности их разрешения. Различают первичные про­блемы (связанные с повышенным рис­ком для жизни и здоровья и требующие экстренной помощи), промежуточные (не представляют серьезной опасности и допускают отсрочку сестринского вмешательства), вторичные (не имеют прямо­го отношения к заболеванию и его прогнозу).

в) Поставить сестринский диагноз на основании выявленных проблем.

В 1973 году в США состоялась первая научная конференция по проблеме классификации сестринских диагнозов. В этом же году сестринский диагноз был включен в Стандарты сестринской практики, изданные Американской ассоциацией медицинских сестер. В 1982 году была основана Северо-Американская Ассоциация Сестринского Диагноза (NANDA). Впервые

Классификация сестринских диагнозов была предложена в 1986 году (Маклейн), в 1991 году она дополнена. Всего перечень сестринских диагнозов NANDA включает 114 основных наименований, в числе которых: гипертермия, боль, стресс, социальная самоизоляция, недостаточная самогигиена, дефицит гигиенических навыков и санитарных условий,

беспокойство, пониженная физическая активность, сниженная индивидуальная способность адаптации и преодоления стрессовых реакций, излишнее питание, превышающее потребности организма, высокая степень риска инфицирования и т. д.

В настоящее время можно встретить множество определений сестринского диагноза.