Начало координации национальных политик развития информационного общества

Начало формирования государственной политики развития информационного общества

Информационное общество как стратегическая цель

При благоприятных условиях ИКТ способны стать мощным катализатором экономического роста и повышения качества жизни для всех, поэтому необходимо поощрять обусловливаемое этими технологиями внедрение инноваций во все сектора экономики. Наиболее эффективным образом это достигается с помощью государственной политики и регулирования.

Первой страной, осознавшей это, была Япония. В конце 1960-х – начале 1970-х годов несколько заинтересованных организаций представили японскому правительству документы, в которых впервые в политическом и социально-экономическом контексте была сформулирована идея «информационного общества» и были более или менее четко обрисованы его начальные контуры. Это были отчет Агентства экономического планирования «Японское информационное общество: темы и подходы» [16], отчет Cовета по структуре промышленности «Контуры политики содействия информатизации японского общества» [17] и отчет Института проблем использования компьютеров «План информационного общества – национальная цель к 2000» [18]. В этих документах информационное общество было описано как такое, в котором процесс компьютеризации дает людям доступ к надежным источникам информации, избавляет их от рутинной работы, обеспечивает высокий уровень автоматизации производства. Прогнозировалось изменение и самого производства: продукт его станет более «информационно-ёмким», то есть в стоимости продукта увеличится доля инноваций, дизайна и маркетинга. А один из авторов «Плана информационного общества» – Ёнедзи Масуда (Masuda Yoneji) – считал, что движущей силой развития общества вскоре и вовсе станет производство не материального, а информационного продукта. На это время приходятся и первые попытки измерения роста информационного общества в Японии: с 1975 года под эгидой Министерства связи и телекоммуникаций Японии началось наблюдение за изменением количества телефонных разговоров и средств доставки информации с помощью телекоммуникационного оборудования; в дальнейшем мониторинг развития информационного общества стал регулярным.

В 1994 г. формирование политики развития информационного общества началось в Европе. Начало этому процессу положил знаменитый доклад «Европа и глобальное информационное общество», известный как «Доклад Бангеманна [19]» [20]. В этом эпохальном труде, подготовленном двадцатью членами «Высокоуровневой группы по информационному обществу»[21], содержался политический лозунг: «Информационное общество – это средство, с помощью которого Европейский Союз может достичь столь многих своих целей. Нам нужно как следует воспользоваться этим средством, причем воспользоваться без промедления».

Доклад сразу же подкупил европейских политиков масштабностью подходов, концептуальным своеобразием и выраженной социальной направленностью. Он подчеркивал определяющую и преобразующую роль ИКТ. Главный акцент в документе делался на экономическом росте за счет интенсивного развития и использования новых ИКТ. Доклад содержал призыв к координации дотоле разрозненных национальных политик и действий, которая была необходима для создания новых возможностей для европейских стран, новых рабочих мест для граждан, новых товаров и услуг для потребителей. Авторы документа утверждали, что новые возможности, предоставляемые ИКТ, могут привести к улучшению качества жизни людей, лучшему социально-экономическому устройству и большей сплоченности общества. Для достижения такого эффекта требовалась целенаправленная подготовка людей к жизни и работе в информационном обществе, поэтому в качестве одной из приоритетных задач называлась реализация образовательных, обучающих и просветительских программ.

К концу 1990-х годов уже многие страны ясно осознавали необходимость использования шанса, предоставляемого цифровой эпохой. Они уже имели свои политические документы, в которых, к примеру, отмечалось, что развитие и использование ИКТ может обеспечить стране: «лидерство», «укрепление чувства сообщества и национального самосознания» (США), «экономический рост» (Канада), «формирование благодаря развитию сетевой коммуникации продвинутого общества» (Финляндия), «активное участие граждан в управлении государством» (Ирландия), «доступ к сетям, от которых будет зависеть получение информации» (Таиланд).