Уровни загрузки и число полос движения на дороге
В зависимости от интенсивности движения по дороге изменяется количество помех для движения автомобилей и режимы их движения. Чем меньше интенсивность по одной полосе проезжей части предусматриваемой при проектировании дороги, тем большие удобства будут обеспечены для пользующихся дорогой в период эксплуатации. Поэтому необходимо, чтобы пропускная способность не была достигнута в пределах, принятых при проектировании расчетных сроков эксплуатации дороги. Всегда должен быть предусмотрен резерв пропускной способности на случай внеплановых интенсивных перевозок, а также для обеспечения удобства и безопасности перевозок в часы сезонных и суточных пиков интенсивности движения.
Для оценки уровня загрузки дороги движением используют коэффициент загрузки (Z), который представляет собой отношение фактической интенсивности движения (Nф) к практической типичной пропускной способности полосы движения. Различают 4 характерных состояния транспортного потока при различной загрузке дороги движением. Качественное описание этих состояний приведено выше (см. п. 11.1), а количественные характеристики представлены в табл. 11.1. Расчетный уровень загрузки дороги движением, предусматриваемый при ее проектировании, не должен превышать, как правило, 0,45-0,55 с тем, чтобы к моменту окончания расчетного срока и возникновения потребности в реконструкции, используемая часть пропускной способности не превышала 0,65-0,75.
В отдельных случаях в зависимости от значения дороги величина расчетного уровня загрузки отличается от приведенного выше и принимается по соответствующим нормативам. В зависимости от этого принимается и число полос движения (n), которое рассчитывается по зависимости:
, (11.6)
где Nф - фактическая интенсивность движения, авт/сут, приведенная к легковому автомобилю; e - коэффициент сезонной неравномерности движения; Nпр - типичная пропускная способность полосы движения, авт/сут.
В случаях, если по расчету получают менее двух полос движения, то в соответствии с нормами [17] в большинстве случаев принимается две полосы движения.
Т а б л и ц а 11.1
Уровни удобства движе-ния | Состояние транспорт-ного потока | Интенсив-ность движения, авт/ч | Уровень загрузки дороги движением (Z) | Скорость потока по отношению к скорости одиночного автомобиля | Условия работы водителя |
А Б В Г | Свободный Частично связанный Связанный Насыщенный | менее 360 360-900 900-1200 1200-1600 | менее 0,2 0,2-0,45 0,45-0,7 0,7-1,0 | 0,9-0,7 0,7-0,55 0,55-0,4 | легкие нормальные затрудненные напряженные |