Образование и развитие СССР.
Советская культурная революция в 20-30-е гг. ХХ века.
Политическая жизнь в СССР в 1920 - 1930-е гг.
Коллективизация в советской деревне.
Индустриализация в СССР.
Период новой экономической политики.
Образование и развитие СССР.
ДОСТИЖЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ
А.А.Соловьев
В.В.Комиссаров
СОВЕТСКОЕ ОБЩЕСТВО В 1920-1930-е гг.:
Лекция по истории Отечества
Иваново 2009
АВТОРЫ: кандидат исторических наук, доцент Комиссаров В.В., кандидат исторических наук, доцент Соловьев А.А.
РЕЦЕНЗЕНТ: доктор исторических наук, профессор кафедры отечественной истории и культуры ИГЭУ Будник Г.А.
Одобрено методической комиссией экономического факультета ФГОУ ВПО «Ивановской ГСХА имени академика Д.К.Беляева». Протокол №__от ______________ 2009 года.
План:
После революции и Гражданской войны на территории бывшей Российской империи существовало несколько формально независимых государств: Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика (РСФСР), Украинская Советская Социалистическая Республика (УССР), Белорусская Советская Социалистическая Республика (БССР), Закавказская Советская Федеративная Социалистическая Республика (ЗСФСР). После завершения Гражданской войны назрел вопрос об их объединении.
Среди причин, которые способствовали объединению советских республик в единое государство, прежде всего, следует назвать следующие:
- общая форма государственности (Советы);
- общая партийно-государственная идеология (большевизм);
- постоянная военная опасность со стороны капиталистических держав;
- экономическая блокада со стороны государств Запада;
- наличие военно-хозяйственного союза советских республик, сложившегося в годы Гражданской войны;
- многовековые исторически сложившиеся экономические, культурные связи между центром и бывшими окраинами Российской империи;
- общая транспортная инфраструктура, созданная ещё в рамках Российской империи.
В 1922 г. в руководстве РКП (б) возникло два проекта объединения. И.Сталин, В.Куйбышев и Ф.Дзержинский отстаивали план автономизации. Согласно ему все республики входили в состав РСФСР на правах автономных образований. В.Ленин выступал за равноправный союз республик, где РСФСР имела бы такой же статус, как и другие государства. В контексте долгосрочной исторической перспективы «сталинский» план автономизации представляется более разумным с точки зрения устойчивости союзного государства. В случае его реализации союзные республики лишались бы юридических оснований для выхода из Союза, как это произошло в 1991 г.
После жарких споров победила позиция Ленина. 30 декабря 1922 г. в Москве открылся I Всесоюзный Съезд Советов, на котором была принята Декларация об образовании нового государства - Союза Советских Социалистических Республик (СССР).
В 1924 г. на П Всесоюзном Съезде Советов была одобрена Конституция СССР. Система управления повторяла структуру политических органов РСФСР. Высшим органом стал Всесоюзный Съезд Советов. На съезде формировался законодательный орган - Центральный исполнительный комитет (ЦИК СССР). Он состоял из двух палат - Союзного Совета и Совета Национальностей - и Президиума ЦИК. Председательство в ЦИК носило коллективный характер, его поочередно возглавляли руководители Центральных исполнительных комитетов союзных республик.
Правительство получило название Совет народных комиссаров (СНК СССР). Первым председателем СНК СССР стал В.И.Ленин. Однако тяжелая болезнь не давала ему в полном объеме исполнять свои обязанности. После 1921 г. большую часть времени В.И.Ленин проводил на даче в Горках, где проходил курс лечения. После его смерти в январе 1924 г. правительство возглавил А.И.Рыков, а в 1930 г. его сменил В.М.Молотов. Накануне Великой Отечественной войны, в мае 1941 г., председателем СНК стал сам В.И.Сталин, который таким образом совместил руководство правительством и лидерство в коммунистической партии.
Функции спецслужб выполняло специально созданное Объединенное государственное политическое управление СССР (ОГПУ).
В 1936 году была принята новая Конституция СССР, которую именовали «сталинской» или «конституцией победившего социализма». Она внесла изменения в систему органов государственной власти: вместо Съезда Советов был учрежден парламент - Верховный Совет. Он состоял из двух палат – Совета Союза и Совета Национальностей – и Президиума. Руководство новым парламентом носило персональный характер. Первым председателем Президиума Верховного Совета СССР стал М.И.Калинин.
Претерпела изменения и избирательная система. Категория «лишенцев» была упразднена, ввели всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании. Планировалось организовать и альтернативные выборы в Верховный Совет, когда за каждый депутатский мандат должны были бы бороться несколько кандидатов – от ВКП (б), профсоюзов, других общественных организаций. Эту идею поддерживал И.Сталин, но она была заблокирована партийно-государственным чиновничеством. В итоге процедура выборов приобрела формальный характер, и на каждое место претендовал только один кандидат, как правило, выдвиженец партийных органов.
Изначально в СССР вошли четыре республики – РСФСР (Российская Советская Федеративная Социалистическая республика), УССР (Украинская Советская Социалистическая республика), БССР (Белорусская Советская Социалистическая республика), ЗСФСР (Закавказская Советская Федеративная Социалистическая республика). Затем количество республик стало увеличиваться за счет размежевания внутри государств-учредителей. Так ЗСФСР в 1936 г. разделилась на три республики - Грузинскую ССР, Азербайджанскую ССР и Армянскую ССР. Из РСФСР в 1925-1936 гг. выделились Казахская ССР, Узбекская ССР, Таджикская ССР, Туркменская ССР и Киргизская ССР. Затем новые республики образовались и на вновь присоединенных территориях. Подобным образом перед Великой Отечественной войной в состав Союза вошли Молдавия, Латвия, Литва и Эстония. Максимальное количество республик в составе СССР равнялось 16 (в 1940-1956 гг. существовала Карело-Финская ССР, которая затем была преобразована в автономию в составе РСФСР). С 1956 г. и до 1991 г. в СССР было 15 республик.
Нельзя не отметить, что существование Советского Союза самым благоприятным образом сказалось на развитии некоторых народов. Только в рамках СССР они впервые смогли оформить свою национальную государственность, получили возможности для воспитания собственной политической элиты и национальных управленческих кадров.
2. Период новой экономической политики.
К 1921 году экономическая политика «военного коммунизма» полностью себя исчерпала, требовалось немедленно приступать к преодолению экономической разрухи. В стране процветали гиперинфляция, черный рынок, мешочничество, крестьяне прятали зерно от продотрядов, в городах царил голод, не работал транспорт, началось деклассирование рабочих. Почти все слои населения были недовольны «военным «коммунизмом». Это недовольство выразилось в крупных антисоветских восстаниях. Из них наиболее значительным был Тамбовский мятеж (т.н. «антоновщина») получивший название в честь руководителя Антонова. В этом крестьянском восстании участвовало около 150 тысяч человек. В 1921 г. произошел Кронштадтский мятеж, опасный тем, что вспыхнул в среде балтийских военных моряков, прежде активно поддерживавших большевиков. Оба мятежа были жестоко подавлены, но они вынудили советское руководство задуматься о смене экономической политики. В 1921 г. на Х Съезде РКП (б) было объявлено о переходе к новой экономической политике (НЭПу), одним из главных инициаторов которой был В. И. Ленин.
Сущность НЭПа состояла в следующих мероприятиях:
- замена продразверсткификсированным продналогом (который был меньше продразверстки и объявлялся заранее, накануне посева);
- отмена централизованного распределения продовольствия. Появившиеся излишки продовольствия крестьянам разрешили продавать на рынке;
- ограниченное разрешение аренды земли и использования наемного труда в сельской местности;
- отход от насаждения коммун на селе;
-поощрение развития сельской кооперации всех форм, предоставление ей относительной самостоятельности;
- переход от натуральной оплаты труда к денежной;
- замена уравниловки тарифной системой оплаты труда;
- отмена трудовой повинности и милитаризации труда(т.е. приспособления организации труда к военной обстановке), создание рынка рабочей силы;
- снятие запрета на перемену места работы;
- введение элементов хозрасчета на уровне государственных трестов и объединений, увеличение самостоятельности госпредприятий;
- разрешение на создание мелких частных предприятий(особенно в сфере общепита);
- сдача в аренду частным лицам государственных предприятий;
- поощрение частного и смешанного капитала, что привело к появлению частных мелких предпринимателей – нэпманов (так называемой «нэпманской буржуазии»);
- привлечение в страну иностранного капитала в форме смешанных предприятий или концессий (концессия - разрешение на определенный срок разрабатывать природные ресурсы);
- привлечение иностранных специалистов к процессу хозяйственного восстановления страны;
- восстановление свободы торговли;
- развитие внешней торговли;
- стабилизация финансов, введение национальной конвертируемой валюты – червонца, обеспеченного золотом (7,74 г. золота). Обмен совзнаков на червонцы осуществлялся в 1922-1924 гг. в ходе финансовой реформы, которую провел нарком финансов Г. Сокольников. Один червонец обменивался на 60 тыс. совзнаков. В результате с гиперинфляцией было покончено. Таким образом, в обращении находились два типа денег: обычные советские казначейские билеты (рубли) и свободно конвертируемые «червонцы» (которые выпускались в форме бумажных купюр), использовавшиеся в основном при внешнеторговых расчетах.
Фактически введение НЭПа означало возврат к ограниченным капиталистическим отношениям, либерализации экономической жизни при сохранении командных высот в руках Коммунистической партии и государства. НЭП быстро привел к оздоровлению экономики, предоставив экономическую свободу человеку, дав возможность проявить инициативу и предприимчивость. К 1927 г. объем промышленного и сельскохозяйственного производства достиг довоенного уровня, т. е. уровня 1913 г.
В тоже время, НЭП повлек за собой и некоторые негативные моменты: увеличилось социальное расслоение населения, в хозяйственных ведомствах рос бюрократический аппарат, среди государственных служащих, имевших отношение к экономике, распространялась коррупция. Кроме того, нэповская экономика не позволяла аккумулировать средства для форсированной индустриализации.
Поэтому во второй половине 1920-х гг. в партийном руководстве шла борьба между двумя группировками. Н.И.Бухарин, А.И.Рыков и М.П.Томский считали необходимым продолжать новую экономическую политику как можно дольше и именно на её основе осуществлять индустриализацию. И.В.Сталин и его сторонники полагали, что для дальнейшего развития экономики и модернизации промышленности следует отказаться от НЭПа.
Помимо этого, новая экономическая политика сопровождалась рядом кризисов. Так, в 1923 г. возник кризис сбыта. Он был связан с низкими закупочными ценами на зерно и высокими отпускными ценами на промышленную продукцию. В итоге крестьянам было невыгодно продавать продовольствие и не на что покупать промышленные товары. Кризис сбыта был преодолен выравниванием цен на продовольствие и промышленную продукцию.
В 1927 г. начался кризис государственных хлебозаготовок. Рыночные цены на зерно стали расти и в несколько раз превысили государственные. Крестьяне отказывались поставлять хлеб государству и придерживали продовольствие. Советское руководство решило вернуться к практике принудительных изъятий продовольствия, что означало свертывание НЭПа в деревне. В 1929 г. началась новая национализация мелкой промышленности, что стало окончанием НЭПа в целом.
Исследователи до сих пор дискутируют о неизбежности свертывания НЭПа. Существует мнение, что кризис хлебозаготовок можно было преодолеть умелой ценовой политикой, но советскому руководству не хватило экономической компетентности. Есть и иная точка зрения. Согласно ей, свертывание НЭПа отражало общемировую тенденцию. В 1929 г. разразился мировой экономический кризис, цены на зерно - главный экспортный продукт СССР - резко упали, и государство просто не могло много платить крестьянам за хлеб. Во всех странах мира мировой экономический кризис преодолевался путем усиления государственного регулирования в экономике, и свертывание НЭПа стало отражением этой тенденции в СССР. С завершением НЭПа страна переходит к новой модели экономического развития.