Для изучения мозга используют морфологические, биохимические и физиологические методы.

Однако условно-рефлекторные методики имеют и недостатки. Нельзя изучить участие выработанных форм обучения в стратегии поведения животного.

В отличие от этологических условно-рефлекторные методы используют исключительно в лабораторных условиях, причем с ограничением как сенсорной информации, так и спектра реакции. В результате введения сигналов в функциональную (временную) связь с конкретной поведенческой реакцией происходит обучение животного. Этого нельзя достичь с помощью этологических методов.

В правовом государстве существует система гарантий законности и правопорядка.

С 1993 г в РФ законность и правопорядок обеспечиваются за счет юридических гарантий (установление государством запретов, стимулов, льгот, дозволения и общеобязательных предписаний) и неюридических гарантий – носят социально-экономический характер (выплата пособий, пенсий, компенсаций и др.)

 

 

С этой целью используют методы когнитивного (познавательного)изучения тех сторон психики животных, которые определяют их поведение в сложных жизненных ситуациях, включая эвристические реакции, т.е. способность животного сразу находить правильный выход из новой ситуации (лабиринт, проблемный ящик, ориентация в свободном пространстве).Рассмотренные методы позволяют изучать только поведенческие реакции.

Морфологические методы(нейроморфология) представляют огромную ценность, так как включают в себя электронную и световую микроскопию, гисто- и радиохимию. Комплекс этих методов позволяет изучать нейрон, его отростки, синапсы и т.д. Внедрение биохимических методов обусловлено расширением исследований мозга по параметрам метаболизма.Отсюда возникла нейрохимия медиаторов.

Физиологические методывключают несколько экспериментальных методик:разрушения, перерезки, экстирпации отдельных участков мозга или нервов.На смену этим исторически сложившимся методам пришли методики электрического раздражения, хемостимуляции и термо-хемо-ультразвукового разрушения.Эти методики более современны и точны. Наиболее эффективным остается в нейрофизиологии метод регистрации электрической активности мозга.Посредством этого метода регистрируют самые различные формы активности мозга – от суммарной активности до активности отдельного нейрона. Все последние достижения в изучении ВНД связаны с регистрацией и анализом ВП.

 

Универсальный принцип познания (детерминизма)

В основе любого научного познания лежит основополагающий принцип детерминизма вскрывающий причинно-следственные отношения между объектами и явлениями материального мира. Для ВНД этот принцип реализуется благодаря трем фундаментальным положениям: рефлекторной теории, теории отражения и теории системной организации мозга.

Рефлекторная теория в своем историческом развитии прошла несколько этапов. Механистическая концепция рефлекса была сформулирована Р. Декартом (1596-1650) в 17 веке.

Естественно, свой основополагающий принцип Декарт сформулировал на базе тогдашних научных представлений о мироздании. В частности, на его мировоззрение определяющее влияние оказало открытие У. Гарвеем механизма кровообращения и новаторские идеи Везалия. Декарт представлял нервные процессы по образу системы кровообращения, а рефлекс понимал как движение «животных духов» от мозга к мышцам по типу отражения светового луча. Согласно его схеме внешние стимулы действуют на периферические окончания расположенных внутри «нервных трубок», которые натягиваясь, открывают клапаны отверстий, ведущих из мозга в нервы. По каналам этих нервов «животные духи» перемещаются в соответствующие мышцы, те раздуваются и, таким образом, происходит движение. Важным в теории Декарта является понятие о стимуле как необходимом элементе человеческого поведения. Вместе с тем Декарт разделял тело и душу, т.е. стоял на позициях дуализма.По Декарту поведение и сознание разводились. Такая трактовка психического и физиологического препятствовало последовательному детерминизму.

В конце 18 в. механическая концепция рефлекса сменилась на биологическую Иржи Прохазки (1749-1820), который ввел в научный обиход термин «рефлекс». В концепции Прохазки внешние впечатления, возникающие в чувствительных нервах, очень быстро распространяются по всей их длине, до самого начала. Там они отражаются по определенному закону, переходят на соответствующие двигательные нервы и от них – к мышцам. Мышцы производят точные и строго ограниченные движения. Прохазка постулировал, что ответная рефлекторная реакция всегда зависит от силы стимула. Тем самым он преодолел и механистичность и дуализм Декарта и обогатил его учение понятием о биологическом назначении самого рефлекса как способа взаимодействия человека с окружающей средой.

Анатомическая концепция рефлекса сформировалась на базе изучения анатомических особенностей отдельных пучков нервной системы.Независимо друг от друга англичанин Ч. Белл (1774-1842) и француз Ф. Можанди (1783-1855) установили возможность перехода нервного возбуждения по афферентным нервам через спинной мозг на эфферентные нервы. Закон получил название Белла-Можанди. Белл продвинулся дальше: создал теорию «мышечной чувствительности» и дал физиологическое обоснование циклической функции н.с. как замкнутого круга – один нерв передает возбуждение из мышцы в мозг, второй – из мозга в мышцу. Так было установлена проприоцептивная чувствительность, обеспечивающая тонкую регуляцию движений. В дальнейшем рефлексами спинного мозга успешно занимались немец И. Мюллер и англичанин М. Холл. Последний ввел термин «рефлекторная дуга», состоящую из трех компонентов: 1) афферентного звена; 2) спинного мозга; 3) эфферентного нерва.