ХХ век. Западная философия.

Зигмунд Фрейд – австрийский психиатр, мыслитель. Основатель метода психоанализа, который особое внимание уделял роли бессознательного в психике человека.

Первый (верхний слой)- сознание. Этот слой включает лишь то, что мы осознаем в этот момент. Второй слой – предсознание (или подсознание). Это обширное вместилище фактов, сведений, воспоминаний. Третий слой - бессознательное. Это наиболее обширный и наиболее важный слой психики. Бессознательное состоит из инстинктивных стремлений, воспоминаний о деятельности и страстях, которые в свое время были в сфере сознания, но потом оказались вытесненными. Оно неосознанно действует на психику и поступки человека. Бессознательное выражается в различных комплексах подсознания. Прежде всего это – либидо – комплекс сексуального влечения. Черты психосексуального развития человек приносит через всю жизнь (заложены они еще в детстве). В человеческой психике З.Фрейд выделяет 3 уровня или слоя:

 

- ид – «Оно» (бессознательное) Сознательное «Я» выступает как

- эго – «Я» - (сознательное) посредник между «Оно» и внешним

- супер эго – сверх «Я» миром. Сверх-«Я» - это запреты

морально-нравственного, социо-

культурного и семейно-исторического происхождения.

 

Экзистенционализм (от лат. existentio - существование). Зарождается в 20-е годы ХХ столетия, наибольшее распространение получает после второй мировой войны. Первая мировая война вызвала кризис в Европе. Люди перестают верить в прогресс и рациональность истории. Война нарушила все нормы жизни. История стала жестокой, непредсказуемой.

Представители экзистенционализма Хайдеггер, Кьеркегор, Камю, Сартр, Ортега-и-Гассет, Ясперс. Единственная подлинная действительность – бытие человеческой личности. Исходя из своего существования человек может так или иначе определять себя. Вся его жизнь зависит от индивидуальной цели человека, от его выбора.

Человек свободен, но его свобода вынужденная. Он живет рядом с другими людьми, но он одинок в своих чувствах. Человек ограничен в самовыражении, реализации своих возможностей. Человек стремится к познанию, но это возможно только через самопознание. Человек боится ядерной катастрофы, он испытывает разочарование, он стремится найти лучшую, гармоничную жизнь.

Герменевтика (понимание текста, искусство его интерпретации). Текст – это любая культурная, жизненная информация. Понимание его – способ существования для познающего. Понимание осуществляется через Диалог – текст, его интерпретатор, Время. Большую роль здесь играет язык, через который передается и понимается жизненный опыт.

Феноменология – учение о феноменах. По существу это методология и гносеология. Ёе цель – создать науку о науке. Это способствует многоступенчатый метод – редукция – сведение сложного к простому. Сознание направлено на предмет. Структура сознания включает в себя часть, свободную от индивидуально-психологических, социальных и иных прикладных факторов.

Критический рационализм (Поппер, Лакатос и др.) разрабатывает проблемы научного знания. Основным методом философии считают «рациональную критику». Процесс познания рассматривается как непрерывный

фальсификации, который призван отделить научное знание от ненаучного.

Постмодернизм – все высшие ценности (истина, благо, добро, божественное) отрицаются. У человека нет ничего, чему бы ему стоило поклоняться, ибо высшее не существует в действительности. Это философия отрицания. Они не видят достойной созидательной задачи. Игра в слова – единственное, что остается человеку, лишенному идеалов и смысла жизни.

Аналитическая философия – философия языка и понятий. Живой язык многозначен. Философские проблемы – псевдопроблемы. Они возникли из-за неадекватного понимания одних и тех же научных терминов и их значений. Метод верификации – проверка истинности либо на основе опыта, либо логического доказательства. Был бы создан непротиворечивый однозначный логический язык науки, что способствовало бы синтезу наук. Проблемой усовершенствования языка и логических символов занимались Р. Карнап, О.Нейрат, М. Шлик.

 

Русская философия XIX-н. XX в.

Русская философия – сравнительно поздно осознала себя как часть национальной культуры. В ней можно выделить религиозно-идеалистическую философию Толстого, Достоевского, Бердяева, Булгакова.

Достоевского считают одним из основателей экзистенционализма. Бог у Достоевского раскрывается в глубине человека и через человека. Нравственно-эстетические взгляды Достоевского выражены в тезисе «Красота спасет мир».

Владимир Соловьев создал философию «богочеловечества» «Всеединое человечество» - существо – двойник: в нем и божественное начало и природное бытие. Счастье человека невозможно без веры в Бога. Он считает совесть важнейшим первоэлементом. «Я стыжусь – значит, я существую», говорит В.Соловьев.

В русской философии существовало противостояние между двумя философиями: течением западничества и течением славянофильства.

Западники (Н.Г.Чернышевский, А.Герцен и др.) считали, что в русскую цивилизацию необходимо внести элементы западной цивилизации, т.к. со времен Петра I Россия уже привязана к западу.

Идеологи славянофилов А.С.Хомяков, И.В. Киреевский выступили с обоснованием самобытного пути исторического развития России, не только отличного, но и противоположного западноевропейскому. Плоды цивилизации Запада, оплачиваются очень тяжелой ценой – потерей ценности человеческой личности, превращением человека из «образа и подобия Божьего» в простую статическую единицу буржуазного рынка. Этому надо противопоставить общину и заветы православия.

 

Русская философия и медицина

 

Идея русского космизма наиболее полно воплощена в творчестве

В.И. Вернадского (1863—1945). Ученый полагал, что использование энергии, связанной с разумом, является отличительным признаком человека, и она позволит людям преобразовать природу, одухотворить ее. В учении о ноосфере (т.е. о новой земной оболочке, возникшей из биосферы и состоящей из мыслительной энергии человека) получила отражение закономерность превращения биосферы в процессе преоб­разовательной деятельности человека в сферу разума (от греч. nцos - разум). Данный процесс породил реальную опасность родового само­убийства человечества и непредсказуемые последствия для Вселенной, учитывая взаимозависимость земных и космических явлений. Отсюда родилась идея регуляции взаимодействия общества и природы в ходе овладения человеком эволюцией, т.к. наблюдается истощение биосфе­ры. Путь к бессмертию человека, по мнению Вернадского, лежит в превращении его в автотрофное существо. Речь идет об отказе упот­ребления в пищу других организмов и переходе к непосредственной утилизации солнечной энергии. Ноосферное направление развития избрано самой эволюцией и соответствует глубинным закономернос­тям мироздания, избравшим разум в качестве средства регуляции при­родных процессов. В рамках космизма человек видится не только как общественное существо, но и как существо космическое, развива­ющееся в тесной связи с космосом. Человеческая жизнь немыслима без высокой духовности. Разум и наука должны содействовать сози­данию и процветанию всех без исключения. Исследование, преоб­разование и сохранение мира выступает общечеловеческой задачей, работающей на объединение людей перед лицом глобальных проблем современности.

Среди врачей-философов России XIX—первой половины XX вв. наиболее примечательны Н.И. Пирогов, И.М. Сеченов, И.И. Мечников (1845-1916), В.М. Бехтерев (1857-1927) и И.П. Павлов (1849-1936).

Н.И. Пирогов(1810-1881), - выдающийся хирург, педагог, общественный деятель. Он не считал себя философом и не пре­тендовал быть им, но у него имелось цельное и продуманное фило­софское мировоззрение. Эволюцию миропонимания Пирогова харак­теризует последовательная смена религиозного мировоззрения на материализм и эмпиризм в науке, расширенный до «рационального эмпиризма». В конце жизни он отошел от последовательного мате­риализма и пришел к убеждению о невозможности свести понятие жизни к чисто материалистическому объяснению. «Я пред­ставляю себе, - писал Н.И. Пирогов, - беспредельный, беспрерывно текущий океан жизни, бесформенный, вмещающий в себя всю все­ленную, проникающий во все ее атомы, беспрерывно группирующий и снова разлагающий их сочетания и приспосабливающий их к раз­личным целям бытия». Это учение о мировой жизни по-новому осве­тило для Пирогова все темы познания, и он приходит к учению о ре­альности мирового мышления — вселенского разума, высшего начала, стоящего над миром, сообщающего ему жизнь и разумность. В гносе­ологии Пирогова все наши восприятия сопровождаются бессознатель­ным мышлением (в самый уже момент их возникновения), и это мыш­ление есть функция нашего «Я» в его цельности. По мнению Пирогова, само наше «Я» есть лишь индивидуализация мирового сознания. Он приходит к признанию ограниченности чистого рассудка, отделенно­го от моральной сферы. Наряду с познанием, выдающийся ученый отводит большое место вере, которая не стесняется знанием. Идеал, служащий основанием веры, становится выше всякого знания и, по­мимо его, стремится к постижению истины.

И.М. Сеченов(1829-1905), - основоположник русской физиологии и объектив­ной детерминистической психологии. С 1860 г. — профессор физиоло­гии Медико-хирургической академии. Принцип материалистическо­го монизма и детерминизма является методологической основой учения Сеченова, набросок которого изложен впервые в «Рефлексах головного мозга» (1863). Главная идея трактата: «...Все акты сознатель­ной и бессознательной жизни по способу происхождения суть реф­лексы». В связи с этим принципиальной критике подверглись попыт­ки обособления психических явлений от организма и внешнего мира, распространенные в философии психологии. Утверждалось своеобра­зие нервно-психических регуляций по сравнению с чисто физиологи­ческими. Сеченов радикально преобразовал существовавшее прежде понятие о рефлексе. Механистическому взгляду на поведение, иду­щему от Р. Декарта, и интроспеционистскому — на сознание, Сеченов противопоставляет трактовку рефлекса как акта, состоящего из чув­ствования и движения. Он определяет его по объективной функции жизнедеятельности, выделяя два конституирующих признака чувст­вования: быть орудием различения условий действия и регулятором последнего. Стремясь вскрыть психофизиологический механизм ло­гического мышления, Сеченов утверждал, что исходные логические операции заложены в чувственной деятельности организма, требую­щей приспособления к связям и отношениям вещей. В сигналах мы­шечного чувства представляемое и действительное совпадают друг с другом, поэтому мышца дает наиболее фундаментальное и адекватное отражение действительности.

И.И. Мечников (1845-1916), - биолог, антрополог, философ, - выдвинул ряд ценнейших идей, легших в основу современной геронтологии и тана­тологии. Усилиями Мечникова проблема изучения старения и смерти была выведена из рамок традиционного медико-гигиенического рас­смотрения на широкий путь эволюционно-биологических и философ- ско-гуманистических антропологических исследований. Философский анализ трудов Мечникова позволяет выявить методологическое зна­чение идеи «ортобиоза» (от лат. orthos — прямой, bios — жизнь) для раз­вития валеологии (от лат. valeo - стать сильным, здоровым). Исследо­вание проблемы несовершенства организма человека и поиск оптимальных путей разрешения данного противоречия привели авто­ра к формулировке закона «ортобиоза». Сущность закона заключается в саморегуляции жизни, предполагающей правильный образ жизни, основанный на изучении человеческой природы и установлении средств к исправлению дисгармоний. Саморегуляция должна быть на­правлена на достижение долгой, деятельной и бодрой старости, при­водящей в конечном периоде к развитию чувства насыщения жизнью и желанию смерти, когда человек устает от жизни и начинает смотреть на смерть, как на полный и необходимый отдых. Изучением простей­ших и беспозвоночных Мечников внес неоценимый вклад в обосно­вание идей единства происхождения органического мира. Он стоял на позициях материализма. Им не признавалась душа и ее бессмертие.

В.М.Бехтерев (1857-1927) оставил значительный след в изучении проблем нев­ропатологии, психиатрии, психологии, морфологии и физиологии нервной системы. Его исследования имеют и философское значение. Особую ценность имеют работы, установившие роль различных отде­лов нервной системы в функционировании различных органов чело­века и высокоорганизованных животных. Бехтерев давал правильное направление в лечении психически больных, материалистически обо­сновывая, что психические расстройства находятся в прямой зависи­мости от нарушений в организме. Своими экспериментами ученый доказал материальную основу психологических реакций. В процессе научной деятельности Бехтерев разрабатывал рефлексологическое мировоззрение («эволюционный», «энергетический» монизм). В соци­альной жизни, по мнению ученого, мы встречаемся, в сущности, с теми же рефлексами в форме общественных движений и с тем же их развити­ем и течением, какие находим в деятельности отдельной личности. Ос­нова общественной жизни — в «коллективных рефлексах», т.е. в реак­циях коллективов людей на различные стимулы — воздействия среды.

И.П. Павлов(1849-1936). - выдающийся ученый-физиолог, лауреат Нобелев­ской премии по медицине (1904). Окончил Петербургский университет (1875) и Медико-хирургическую академию (1879). Работал в академии и в лаборатории при клинике С.П. Боткина. С 1890 г. до 1925 г. — профессор Военно-медицинской академии. Одновременно (с 1891 г. и до конца жизни) заведовал физиологическим отделом Инсти­тута экспериментальной медицины. Изучал закономерности высшей нервной деятельности, пищеварения, кровообращения. Развил уче­ние о рефлекторном характере психической деятельности. Разра­ботал принцип детерминизма в объяснении поведения организма. Обосновал концепцию второй сигнальной системы как физиологи­ческого базиса абстрактного мышления. Результаты исследований Павлова, его учеников и последователей нашли применение при раз­работке кибернетических систем, моделирующих некоторые аспек­ты работы мозга.

Попытки канонизировать все без исключения высказывания уче­ного, в том числе и гипотетические, такие, как деление людей только на мыслительные и художественные типы, стремление рассматривать физиологические механизмы отражения в качестве сущности самой психики, недооценка социально-исторической природы сознания и ряд других, оказывали одно время неблагоприятное влияние на разра­ботку некоторых фундаментальных проблем философии, психологии и психиатрии. Теория мозговой деятельности, разработанная И.П. Пав­ловым для современной нейрофизиологии в части ее общих положений (например, концепция взаимоотношения корковых и подкорковых образований, идея подкрепления как основы условно-рефлекторной регуляции мозговой деятельности и ряд других), полностью сохраняет свое значение методологической основы объективного подхода к ко­ренным «вопросам» работы мозга. Вместе с тем, отдельные ее частные положения, например, представления о движении тормозного процес­са по коре больших полушарий, являются устаревшими. Как и всякая естественнонаучная теория, учение И.П. Павлова не может рассмат­риваться во всех своих частях как абсолютная истина. Применение теории предполагает ее дальнейшее развитие.