Формирование системы территориального прогнозирования, планирования и программирования

Экономические и социальные прогнозы и базирующиеся на них индикативные планы и программы в условиях Рос­сии не могут считаться завершенными, если в них не прора­ботан территориальный разрез. Ныне территориальным проработкам перспектив социально-экономического разви­тия уделяется возрастающее внимание, и они должны осу­ществляться совместными усилиями центра и всех субъек­тов Федерации. Наиболее трудоемкая и детальная часть ра­боты над региональными прогнозами, программами и пла­нами должна выполняться самими субъектами Российской Федерации, поскольку только в этом случае в программах и планах могут быть отражены интересы и возможности насе­ления, проживающего на конкретных территориях. Анализ на последующих итерациях различий показателей, опреде­ленных «сверху» и «снизу», должен приводить к выработке компромиссных вариантов, отвечающих как общенацио­нальным (федеральным), так и региональным интересам.

Базой разного рода планов и программ в регионах явля­ются территориальные прогнозы, которые, как и вся систе­ма прогнозов в стране, разделяются на долгосрочные, сред­несрочные и краткосрочные. По логике вещей во главе этой системы должны стоять долгосрочные (и даже даль- несрочные) прогнозы. Но об этом пока можно говорить в основном в форме рассуждений, постановок вопроса и предложений.

Реальность пока такова, что главным звеном в действую­щей системе прогнозирования выступают краткосрочные прогнозы. На втором месте идут среднесрочные прогнозы, выполняемые в процессе подготовки правительственных программ. Подобную расстановку приоритетов диктуют не­стабильные условия переходной экономики, она соответст­вует и технологическим возможностям современного про­гнозирования, поскольку в регионах не обеспечивается при­емлемая точность прогнозов. Нельзя не учитывать и то об­стоятельство, что именно краткосрочные (и в какой-то степени среднесрочные) прогнозы непосредственно связа­ны с процессом формирования бюджетов страны и регио­нов. Доходы бюджета напрямую зависят от состояния про­изводства, а состояние бюджетной сферы регионов предо­пределяет результативность регионального управления.

Обеспечивая прогнозно-аналитическими разработками бюджетный процесс и насущные задачи управления регио­нальным развитием, нужно отдавать себе отчет в том, что только наличие качественных среднесрочных и долгосроч­ных прогнозов позволяет предвидеть и направлять струк­турные сдвиги в хозяйстве регионов, проектировать и осу­ществлять стратегические решения.

На региональные проектировки перспектив оказывают влияние прогнозы, стратегические планы и программы об­щенационального масштаба, а также непосредственно ожи­дания и намерения субъектов социально-экономического развития в регионе, воплощаемые в их прогнозах, концеп­циях, программах и планах. Для того чтобы огромное мно­гообразие факторов и предпосылок, задающих возможные сценарии социально-экономической динамики в регионе, свести к ограниченному числу определенностей, полезно разрабатывать сценарные условия функционирования и развития экономики районов и групп регионов. Они кон­кретизируют возможные стратегии социально-экономиче­ского развития на соответствующий период, исходя из не­обходимости решения существующих проблем и имеющих­ся ресурсов с учетом специфических особенностей эконо­мических районов и составляющих их регионов.

Количество прорабатываемых вариантов сценарных ус­ловий обычно не бывает слишком большим: ограничивают­ся двумя или максимум тремя вариантами. Если вариантов два, то выбор ведется между, например, инерционным и це­левым сценариями. В качестве целевого варианта предпоч­тительно выбирать инновационно насыщенный сценарий развития. При трех вариантах речь может вестись о песси­мистическом, оптимистическом и о неком среднем сцена­рии. Эти варианты должны характеризоваться сопостави­мыми наборами параметров и показателей, чтобы была воз­можность обоснованно оценить наиболее вероятное соци­ально-экономическое развитие экономических районов и субъектов Российской Федерации в прогнозируемом пе­риоде.

Ключевая цель региональной экономической политики

Российской Федерации — поддержание и укрепление эко­номических потенциалов субъектов Российской Федерации как основы обеспечения гарантируемых государством соци­альных стандартов жизни населения на всей территории страны, укрепление единого экономического пространства, сохранение территориальной целостности России. Преду­сматриваются развитие эффективных и конкурентоспособ­ных направлений специализации регионов, укрепление их научно-инновационных потенциалов, развитие малого и среднего предпринимательства, стимулирование инвести­ционной деятельности с целью обновления производства и инфраструктуры, использование преимуществ возникаю­щих организационно-экономических форм межрегиональ­ной интеграции (ассоциаций экономического взаимодейст­вия регионов) и др.

Разработка сценарных условий в регионе выполняет за­дачу систематизации различных прогнозных представле­ний. С учетом установок, конкретизирующих экономиче­скую и социальную политику государства в целом, в ре­зультате непрерывной совместной работы региональных властей и центральных органов формируются региональ­ные стратегические и индикативные планы социально-эко­номического развития, а также региональные и межрегио­нальные целевые программы.

Прогнозные проектировки, программы и планы призва­ны оптимально мобилизовать на задачи инновационно ори­ентированного социально-экономического развития регио­нов инвестиционные ресурсы из всех источников: накопле­ний предприятий, сбережений населения, средств феде­рального и регионального бюджетов, внебюджетных фондов, иностранных инвестиций и др.