Прогнозы и планы на уровне корпораций и предприятий

Прогнозы, стратегические и индикативные планы, про­граммы и проекты, сформированные на федеральном или региональном уровне, воплощаются в реальность только в том случае, если в эти процессы заинтересованно включа­ются первичные звенья хозяйствования — предприятия, корпорации, домохозяйства. К тому же предприниматель­ские проекты, возникающие на уровне многочисленных предприятий, составляют основу, на которой строится сама возможность непрерывного социально-экономического и научно-технологического развития в масштабах страны (ре­гиона). Не понимая законов стратегического и оперативно­го развития предприятий, нельзя выстроить никаких пла­нов или программ на уровне макроэкономических систем.

В рыночных условиях каждая хозяйственная структура принимает экономические и научно-технологические реше­ния самостоятельно в соответствии со своими стратегиче­скими и текущими интересами. Все успешно действующие предприятия либо ведут самостоятельно прогнозные разра­ботки, либо участвуют в них с кем-то в кооперации, и все они непременно планируют на основе прогнозов свою жиз­недеятельность и развитие. Идеальной является ситуация, когда прогнозы и планы предприятий находятся в гармонии с макроэкономическими проектировками на общенацио­нальном и региональном уровнях. Задача государства (пра­вительства), заинтересованного в реализации своих страте­гических проектировок, планов и программ, состоит в том, чтобы создать экономические, нормативно-правовые и дру­гие условия для заинтересованного активного участия в этом предпринимательских структур.

Крупные и средние предприятия организуют прогноз­ную работу и планирование в соответствии с выработанны­ми современной наукой и практикой методологическими подходами и принципами, которые были освещены в пре­дыдущих главах учебника. Здесь нам остается только обра­тить внимание на некоторые важные моменты такого стра­тегического планирования на предприятиях, которое соот­ветствует их предпринимательским интересам и обеспечи­вает реализацию стратегических и индикативных планов в национальных масштабах.

Стратегическое планирование на предприятии в широ­ком смысле предполагает определение его долгосрочной стратегии с обоснованием главных целей и задач развития, разработку маркетинговых стратегий и планирование спо­собов и средств реализации целей и задач, контроль и оцен­ку основных результатов стратегического управления, а также корректировку при необходимости содержания стра­тегии и способов ее осуществления.

Основополагающей формой стратегического планирова­ния является генеральное целевое планирование, которое включает определение генеральной (на перспективу) цели во взаимодействии с оперативными целями предприятия, а также выработку способов действий по их реализации. Выбор генеральной цели означает определение или уточ­нение миссии предприятия (хозяйственной структуры). Определить миссию — значит ответить на вопрос: «Что бу­дет представлять собой предприятие (хозяйственная струк­тура) в сопоставлении с существующим состоянием через 10-15 лет?».

Генеральный стратегический план предприятия (фирмы, корпорации, хозяйственного объединения) призван давать ответы на вопросы в разрезе следующих тем:

цели предприятия на перспективу;

соотношение текущих и долгосрочных задач;

базовая стратегия предприятия и ее альтернативы;

наиболее значимые проекты;

капиталовложения и иное ресурсное обеспечение;

характеристика внешней среды;

возможные риски.

В комплект документов генерального плана могут вхо­дить различные приложения, например справки, обоснова­ния, расчетные таблицы, в которых приводятся укрупнен­ные показатели объема продаж, прибыли, денежных пото­ков и др.

Значительную роль в стратегическом планировании на предприятиях играет анализ внешней среды. Такой анализ означает систематическое изучение и оценку всех влияю­щих факторов во внешней для предприятия среде — как контролируемых, так и неконтролируемых. Основное на­значение такого анализа — получение необходимой про­гнозной информации, находящейся вне предприятия. На фоне этой информации выявляются и оцениваются силь­ные и слабые стороны самого предприятия, а также возмож­ности и риски, связанные с внешними условиями. В ходе анализа внешней среды особое внимание уделяется изуче­нию рынков, характера конкуренции и оценке уровня тех­нологий на аналогичных предприятиях.

При анализе внешней среды важно тщательно оценивать всю входящую информацию, почерпываемую из имеющих­ся прогнозов, планов и программ макросубъектов экономи­ки — национального хозяйства, региональных хозяйствен­ных систем. На этой основе предприятия определяются со своим участием в государственных (федеральных и регио­нальных) и муниципальных программах, в договорных от­ношениях по реализации индикативных планов социаль­но-экономического развития страны, региона, муниципаль­ного образования.

Обозревая себя с позиций внешней среды, предприятие (фирма, корпорация) определяет в стратегическом плане пространство для своего развития. Данная сторона страте­гического планирования характеризуется понятиями «поле бизнеса» или «стратегическая зона хозяйствования». Оба понятия, за исключением нюансов, идентичны, но послед­нее из них, пожалуй, точнее соответствует смыслу стратеги­ческого планирования.

Та или иная стратегическая зона хозяйствования (СЗХ) есть отдельный сегмент окружения, на который фирма (субъект хозяйствования) имеет (или хочет получить) вы­ход. В качестве стратегических зон хозяйствования (или стратегических полей бизнеса) могут рассматриваться сег­менты рынка, связываемые с отдельными продуктами или продуктовыми группами, с продуктовыми или технологиче­скими программами. В ходе анализа СЗХ оценка ведется по следующим ресурсным критериям: 1) научно-технические ресурсы; 2) технологические альтернативы; 3) производст­венные ресурсы (наличие мощностей); 4) финансовые ре­сурсы 5) кадровый потенциал и др. Стратегические зоны хозяйствования должны по возможности соответствовать оперативным структурным единицам, чтобы обеспечить единство оперативного и стратегического управления.

Освоение новой или трансформация существующей СЗХ обычно представляет собой предпринимательский проект. А любой предпринимательский проект требует тща­тельных обоснований и делового планирования. Наиболее распространенным на практике видом делового планирова­ния является составление бизнес-планов.

Разработка бизнес-плана — вид плановой деятельности, непосредственно связанный с предпринимательством, наце­ленностью на достижение конкретного конечного результа­та предпринимательского проекта. Такое деловое планиро­вание применяется как при открытии новых предприятий, так и при изменении предпринимательской стратегии уже существующих предприятий.

Бизнес-план представляет собой совокупность докумен­тов, в которых описаны основные признаки будущего пред­приятия, проанализированы риски, с которыми оно может столкнуться, определены способы решения проблем. Глав­ное назначение бизнес-плана — обоснование делового проек­та, показ его эффективности и реалистичности. Он содер­жит характеристики общей концепции, генеральной страте­гии развития предприятия на перспективный период. К числу важнейших функций бизнес-плана относятся привле­чение денежных средств для проекта (ссуд, кредитов, ассиг­нований из бюджетных и внебюджетных источников), а также привлечение к реализации планов предприятия и осуществлению проектов потенциальных партнеров, кото­рые могут вложить собственный капитал или предоставить технологию.

Деловое планирование в форме бизнес-планов осуществ­ляется с целью освоения заметных предпринимательских проектов, связанных с производством новых видов продук­ции и переходом на новые технологии. С помощью биз­нес-планов создаются новые малые и средние предпри­ятия, и в этих случаях для конкретных предприятий биз­нес-план — событие судьбоносное. Но внутри достаточно крупных предприятий почти всегда осуществляется целый веер бизнес-проектов, связанных с освоением новых СЗХ. Такие предприятия не могут не иметь интегральных планов своего развития, предполагающих определенную расстанов­ку приоритетов во времени и пространстве, выверенную ин­вестиционную и финансовую политику. Перспективные планы развития успешных предприятий обычно исходят из принципа, что доходы, получаемые от выпуска и реализа­ции давно освоенных видов продукции и технологии, по­крывают недостаточную рентабельность или даже убыточ­ность недавно освоенных новшеств, а также служат финан­сированию задельных НИОКР.

На перспективные и текущие планы развития и функ­ционирования предприятий не могут не влиять прогнозы, программы и индикативные планы социально-хозяйствен­ных систем муниципального, регионального и федерально­го уровня. В рыночных условиях это должно осуществлять­ся на условиях взаимной выгоды субъектов хозяйствования и управления.

Практика ряда регионов, например, Татарстана, Нижего­родской области, Марий Эл, Бурятии и др., показывает, что можно успешно использовать такие формы, как заключение различного рода договоров между хозяйствующими субъек­тами и органом власти. Например, при достижении и пре­вышении значимых показателей индикативного плана ре­гиона (по добавленной стоимости, по производству тех или иных видов продукции и услуг, по отдельным социальным индикаторам и др.) предусматриваются налоговые льготы, преференции в бюджетных ассигнованиях, особые режимы дотаций и кредитования и т.п.

Положительные результаты приносит введение субъек­тами Федерации в необходимых случаях государственных заказов на поставки продукции или осуществление услуг. В некоторых регионах доля государственных закупок в рас­ходной части бюджетов субъектов Федерации доходила в определенные периоды до 15-20% от расходной части бюд­жета. Для организации дела иногда в субъектах Федерации создаются агентства по государственному заказу. Для по­ощрения актуальных для регионов и страны инвестицион­ных проектов могут применяться механизмы, связанные с созданием специальных гарантийных и инвестиционных фондов.