Предмет и задачи языкознания

ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В НАУКУ О ЯЗЫКЕ

 

Жизнь человека складывается из различных видов деятельности, которая осуществляется в разнообразных сферах: биосфере, ноосфере (сфере познавательной деятельности), этносфере (сфера национальных особенностей и национальной культуры), социосфере (общественной сфере), семиосфере (сема – греч. – знак). В семиосфере происходит процесс создания, накопления, обработки и передачи информации. Она проникает во все сферы. Семиосфера интегрирует человеческий коллектив, пространство и время. К семиосфере относятся искусство, народные обряды, одежда, геральдика, научная символика, музыкальная нотация, дорожные знаки и т. д. Все вышеперечисленные системы называются семиотическими. Их изучением занимается семиотика. Центральное место среди всех этих семиотических систем занимает естественный язык. Эта система универсальна, поскольку она описывает всё, что существует, всё, что было в прошлом, всё, что будет и даже то, чего принципе не может быть. Кроме того, человеческий язык способен описывать сам себя. Этим собственно и занимается языкознание, или лингвистика. Когда мы отвечаем на вопрос «Что изучает данная наука?», мы называем объект исследования. Объектом языкознания является естественный человеческий язык во всех его проявлениях.

 

Когда же мы отвечаем на вопрос: «А с какой точки зрения, или с какой стороны изучается объект?», мы называем предмет исследования. Поскольку язык можно изучать с различных точек зрения, то соответственно выделяются и различные научные предметы. Этим предметам соответствуют разделы языкознания.

1. По отношению к лингвистическому пространству:

изучение конкретного языка → раздел «Частное языкознание»;

изучение группы языков:

с точки зрения языкового родства → сравнительное языкознание (компаративистика);

с точки зрения сходства и различия → сопоставительное языкознание (типология);

изучение универсальных характеристик, присущих всем языкам → общее языкознание.

2. По отношению к лингвистическому времени:

изучение языкового развития → диахроническое языкознание;

изучение современного состояния языка → синхроническое языкознание.

3. По отношению к функциям языка:

изучение устройства самого языка → внутреннее языкознание;

изучение использования индивидом или обществом → внешнее языкознание.

4. По отношению к целевой установке:

установка на познание самого себя → теоретическое языкознание;

установка на управление языковой деятельностью → прикладное языкознание (обучение языку, культура речи, перевод, создание словарей, создание искусственных языков, разработка системных коммуникаций для космоса, для компьютера).

«Русский язык» относится к частному языкознанию.