Ярослав Мудрый (1019-1054).

а )Путем заключения династических браков (со Швецией, Норвегией, Польшей, Византией, Францией; например, Ярослав был женат на дочери шведского короля; старшая дочь Анна была женой французского короля Генриха I и после его смерти и до совершеннолетия сына управляла Францией) Ярослав укреплял международный авторитет Руси.

б) В честь полного и окончательного разгрома печенегов в Киеве был воздвигнут величественный Софийский собор.

в) Открывались школы, была создана библиотека. Он покровительствовал просвещению и строительству.

г ) При нем был написан первый свод (кодекс) законов государства – «Русская правда». Эти законы были дополнены преемниками Ярослава – дополнения получили название «Правда Ярославичей». Из «Русской правды» мы узнаем о социальной организации государства.

«Русская правда» ограничивает обычай кровной мести кругом близких родственников; вводит

штрафы (штраф назывался «вира») в защиту интересов имущих слоев.

Население делилось на категории:

люди (людины)-свободные общинники, основное население страны.

смерды – вторая большая группа (вероятно, имели определенную форму зависимости; крестьяне, вынужденные в силу каких то обстоятельств жить на земле господина за пользование ею платить оброк-отдавать часть урожая). Все же их можно определить как категорию свободных крестьян. Эта категория пополнялась за счет людинов, когда князь передавал часть земель в вотчины боярам. Именно так они названы в одном из вопросов ЕГЭ.

«Русская правда» различает несколько категорий зависимого населения:

закупы – крестьянин, взявший ссуду («купу») и попавший в долговую кабалу и не имевший возможности уйти от господина, не отдав долг. Закуп работал слугой в доме или в поле, был лишен личной свободы, но сохранял свое хозяйство и мог выкупиться.

рядовичи – крестьянин, заключивший с хозяином земли договор («ряд») на выполнение работ. Они теряли свободу на время заключения договора.

 

Была еще одна категория населения – рабы. Они известны под разными названиями:

холоп – человек, находившийся в полной зависимости от хозяина земли; полностью несвободный человек.

челядь – домашние слуги

По «Русской правде» рабы были полностью бесправными. Раб не мог быть свидетелем в

суде. За его убийство хозяин не нес ответственности. Наказанию за побег подвергался не только

раб, но и тот, кто ему помогал. Свободный человек мог продать себя в холопы от нужды; если

женился на холопке, не обговорив свою свободу; холопами становились дети холопов;

нарушившие договор рядовичи; пленники.

Небольшую часть населения составляли изгои – люди, лишившиеся своего социального статуса: холопы, отпущенные на свободу, общинники, изгнанные из верви и т.п. Они пополняли ряды ремесленников или княжеской дружины.

Верхушку общества составляли князья, бояре, дружинники и священники. В XI веке началось образование наследственных земельных владений – вотчин (вотчина-это земельное владение передававшееся по наследству; владельцами вотчин были бояре). Вотчинами управляли: огнищанин

(управитель вотчины), тиун (княжеский или боярский приказчик, управитель). Их жизнь в «Русской правде» ценилась в десятки раз больше, чем жизнь зависимого человека.

«Русская правда» дает основание считать русское государство раннефеодальным; все признаки феодализма на начальной стадии развития. Феодализм – система организации общества, при которой вся земля принадлежала знати (феодалам), а зависимые от феодалов крестьяне обрабатывали эту землю и несли повинности.

Признаки феодализма:

-наличие государственной власти князя

-существование законодательства

-обложение населения налогами

 

Рост силы и авторитета Руси позволили Ярославу назначить киевским митрополитом впервые русского человека – священника Илариона.

Перед смертью Ярослав Мудрый разделил княжеские владения между своими старшими сыновьями. Вскоре между ними начались конфликты и усобицы.

Попытки удержать государство от распада и прекратить усобицы предпринял внук Ярослава Мудрого – Владимир Мономах.