Разрешение споров в международных организациях.
Разрешение международных споров в рамках международных организаций осуществляется с помощью механизмов, предусмотренных в их уставах. Повышение роли международных организаций в международной системе и рост их числа вносят определенные изменения и в систему мирных средств решения споров между государствами. В каждой международной организации есть своя специфика в механизме решения споров, относящихся к ее компетенции.
Т.о., Первые три средства предполагают определенное участие спорящих сторон в процедуре урегулирования их разногласий.
Международная арбитражная и судебная процедура исключает заинтересованные стороны из процесса урегулирования спора и требует обязательного выполнения решения, принятого международным судом или арбитражем.
Разрешение спора в международных организациях предусматривает политическое урегулирование спора.
III. Разоружение – это комплекс мер, направленных на прекращение наращивания материальных средств ведения войны, их ограничение, сокращение и ликвидацию.
Общая международно-правовая основа разоружения заложена в Уставе ООН:
-ГА ООН рассматривает принципы разоружения и регулирования вооружений и выносит рекомендации в этой области СБООН и членами организации (ст. 11);
- СБ ООН несет ответственность за формулирование планов создания системы регулирования разоружения (ст. 26);
- Военно-штабной комитет дает рекомендации и оказывает помощь СБ ООН по вопросам, относящимся к регулированию вооружений и возможному разоружению (ст. 47).
Основными источниками норм в области права международной безопасности являются международные договоры:
1) универсальные (Договор о нераспространении ядерного оружия 1968 г.);
2) региональные (Договор о запрещении ядерного оружия в Латинской Америке 1967 г.);
3) двусторонние (Договор между СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны 1972 г.).
МП прямо не обязывает государства разоружаться, но по духу и букве основных международно-правовых актов они должны стремиться к перспективе всеобщего и полного разоружения под международным контролем.
В международных отношениях активно используются частичные меры по разоружению:
v - запрещение и ликвидация отдельных видов оружия, их производства, накопления, развертывания и применения;
v - ограничения некоторых видов вооружений в количественном и качественном отношении;
v - сужение возможности качественного совершенствования оружия;
v - сокращение сферы или районов размещения различных видов вооружений.
Разоружение предусматривает существование института международного контроля, который наблюдает за выполнением государствами договорных обязательств в области разоружения, анализирует полученные данные и доводит их до соответствующих международных органов.
Он осуществляется:
а) национальный уровень (спутники, сейсмические станции и др. технические средства);
б) международный уровень (наблюдатели, инспекции и т.п.)
В настоящее время достаточно остро стоит проблема ограничения ядерного оружия. Оно относится к оружию массового уничтожения и находится под особым вниманием МП.
Хотя прямого запрета в отношении ядерного оружия еще не существует, приняты международно-правовые акты, вводящие ограничения в ядерную проблематику:
Запрещение испытаний ядерного оружия в атмосфере, космосе и под водой (Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой 1963 г.).
Запрещение испытаний ядерного оружия и его размещения в Антарктике (Договор об Антарктике1959 г.); в Латинской Америке (Договор о запрещении ядерного оружия в Латинской Америке 1967 г.); в южной части Тихого океана (Договор о безъядерной зоне в южной части Тихого океана 1985 г.); на морском дне и в его недрах (Договор о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения 1971 г.); на Луне и других небесных телах (Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1984 г.).
Существующие нормы направлены на то, чтобы предотвратить распространение ядерного оружия и не допустить приобретения его какими-либо государствами, кроме тех, которые официально признаны обладающими ядерным оружием (РФ, США, КНР, Великобритания, Франция). Но здесь есть проблемы.
Актуальным является вопрос регулирования ядерных стратегических вооружений. К ним относятся:
v межконтинентальные баллистические ракеты;
v тяжелые бомбардировщики;
v атомный подводный флот.
Регулированием ядерных стратегических вооружений в основном занимаются РФ и США (Временное соглашение о некоторых мерах в области ограничения наступательных стратегических вооружений 1972г.; Договор об ограничении наступательныхстратегическихвооружений1979г., не вступивший в силу; Договор о сокращении и ограничении наступательных стратегических вооружений 1991г. и Договор о дальнейшем сокращении и ограничении наступательных стратегических вооружений 1993г., который воспринимается весьма неоднозначно).