Царский период

Легенды об основании Рима

Рим не сразу строился, несмотря на то, что традиция увязывала его основание с единовременным фактом. Согласно одной версии, Рим был назван в память о женщине, прибывшей в Италию вместе с Энеем, некоей троянки Ромы, которая не пожелала больше плавать и предложила сжечь корабли. В результате италики остались и основали город.

Согласно второй более известной легенде, Рим основал Ромул, потомок Энея в пятнадцатом поколении. Некогда мифический царь Нумитор , правивший в италийском городе Альбе Лонге , был свергнут коварным братом Амулием , который, не желая, чтобы у Нумитора было мужское потомство, насильно посвятил его дочь Рею Сильвию в весталки, включив в число жриц, обязанных хранить безбрачие. Но весталку посетил Марс, и у нее родились два сына Ромул и Рем, которых злобный брат Нумитора велел бросить в Тибр. Братья не погибли и были найдены волчицей, вскормившей их своим молоком. Затем мальчиков подобрал пастух. Став взрослыми и узнав тайну своего рождения, они отомстили Амулию и вернули царство деду. Сами же решили основать свой город и отправились в Лаций, на Палатинский холм, где Ромул воздвиг стену, а брат ее шутя перепрыгнул, и Ромул убил Рема, став первым царем нового города, основание которого обычно относят к 754–753гг. до н.э. Эта дата была определена в древности римскими учеными, с нее велось римское летоисчисление.

Рим возник на семи холмах, их окружали болота и нездоровый воздух, поэтому жители селились на возвышенности. Усиление Рима как крупного торгового центра было связано с выгодным географическим положением, поскольку он занимал удобный выход к морю и господствовал над двумя берегами Тибра вплоть до устья, где добывалась соль. Через Рим пролегала важная «соляная дорога», и он был удален от берега, что обеспечивало безопасность от пиратов. Отсюда открывались пути в Этрурию, наиболее развитую область Италии того времени.

В социальном плане город создавался путем слияния мелких поселков. Возможно, на древний синойкизм указывало предание, согласно которому Ромул пригласил на праздник представителей местного племени сабинян вместе с дочерьми, которых римляне вероломно похитили. Началась война, но женщины примирили врагов, встав между ними, держа на руках детей. Легенда также могла свидетельствовать об изначальном слиянии пришлого и местного племен.

С Ромула начинался царский период, длившийся с VIIIпо VIвв. до н.э. Ранние цари были поочередно наделены определенными этническими и нравственными чертами. Династии сменялись представителями разных племен — сначала латино-сабинских, потом, со второй половины VIIв. до н.э., — этрусских. В этот период сформировались основы общественно-государственной организации Рима.

Родовая структура

Элементарной ячейкой римского общества царского периода являлась семья — государство в миниатюре. В широком смысле слова внутреннее строение семьи повторяло структуру государства. Основная власть сосредоточивалась в руках отца, и все члены семьи: жена, взрослые сыновья, дочери не имели никаких прав, пока жил отец. Он обладал абсолютной властью над ними, вплоть до смертной казни. Ее границы были означены лишь религиозными обычаями и традицией, но юридических ограничений не было. Полноправными сыновья становились лишь после смерти главы семьи. Круг обязанностей женщин не выходил за пределы фамилии, где они могли пользоваться властью лишь над слугами. Основным, даже обязательным занятием для них признавалось рукоделие, поскольку для общества не существовало женщин как полноправных юридических лиц. Когда они покидали семью, в частности, выходили замуж, то переходили под власть мужа и включались в другую фамилию.

Следующая ячейка — род. Это исходная единица в делении римского общества, связанного с общинной структурой. В род включались, в первую очередь, мужчины, способные носить оружие, составлявшие костяк общества, народное собрание. Род был экзогамным , то есть не замкнутым, и его члены могли жениться на женщинах других родов. Представители одного рода носили общее имя (одним из наиболее древних считался, например, род Юлиев), которое в то же время являлось личным именем женщин. Все женщины из рода Юлиев звались Юлиями, у Клавдиев — Клавдиями, у Фульвиев — Фульвиями, а различали их, если возникала необходимость, по дополнительным прозвищам: Юлия Старшая, Юлия Младшая и т. д. У всех членов рода были коллективная собственность на землю, общие места поселения, погребения, совместные религиозные празднества. Роды были небольшими, по некоторым данным, в одном из них было около трехсот мужчин. Впрочем, современное представление о родах носит достаточно гипотетический характер, поскольку известно о них крайне мало.

Основной общественной единицей у римлян являлась курия (буквально: «союз мужчин-воинов»), представлявшая собой союз родов. По преданию, в курию их входило десять, однако с уверенностью можно говорить только о трех: этрусков, латинян и сабинян, среди которых латинский элемент со временем взял верх. То есть римляне, как и греки, не являлись чистой в этническом плане народностью. Деление на курии производилось в политических целях, так как курия была основой воинской организации. По территориальному признаку курии составляло население конкретных поселков, выставлявших определенное число пеших воинов.

Следующей, более крупной единицей была триба, в нее входило десять курий. Фактически триба являлась племенем. Из трех триб составлялся римский народ. То есть римский народ — это три трибы и тридцать курий.

5. Государственное устройство.В государственном управлении играли роль три ключевых звена: царь, сенат и народное собрание. Государственное устройство являлось повторением устройства семейного, поэтому Риму был необходим полноправный глава, обладавший абсолютной властью. Царь избирался из среды свободных граждан, и в его руках сосредоточивались функции военного вождя, жреческие (верховный жрец) и судебные (верховный судья). Он имел право безапелляционной власти над своими согражданами, заключал мир, начинал войну, на период военных действий назначал градоначальников и военачальников, которые были не должностными лицами, а его уполномоченными. Существовало легальное ограничение царской власти: правитель мог применять лишь существовавшие законы, но не изменять их или составлять новые.

В сенат («совет старейшин») сначала входило сто человек: влиятельные и богатые люди из латинских городов, а также представители местных общин, то есть римляне и сабиняне. Их избрал Ромул, даровав земельные владения и назначив своими советниками. Позднее, в конце VI в. до н.э., последний римский царь Тарквиний Гордый увеличил сенат за счет своих сторонников, стремясь усилить свою власть. В республиканскую эпоху в сенат входило триста человек.

Потомки отцов-сенаторов стали называться патрициями (от слова pater — «отец»). В случае смерти царя, не назначившего себе преемника, сенат имел право по жребию назначить временного царя из своей среды. Но главная функция сената заключалась в ограждении законности и от царя, и от общины. Сенат не мог рекомендовать к обсуждению на народном собрании постановление, противоречившее римским традициям, нарушавшее обязанности по отношению к богам, другим государствам или законы самой общины. Разумный царь всегда советовался с сенатом, являвшимся и опорой царской власти, и совещательным органом. Впрочем, сенат не обладал законодательными функциями и влиятельным государственным органом стал лишь с конца IVв. до н.э.

Народное собрание иначе называлось комициями и представляло собой собрание мужчин-воинов по куриям, поэтому первые сходки назывались куриатными комициями. Граждане собирались не реже двух раз в год. Происходило приблизительно то же, что и при процедуре голосования в древней Спарте: народ либо утверждал, либо не соглашался с постановлением, выдвигавшимся царем и не дебатировавшимся. Однако без согласия народа невозможно было начать войну или провести изменения в законодательстве. В случае необходимости на комициях по рекомендации сената избирался царь.

Государственная организация римского общества формировалась в связи с его родовым делением (например, собрания по куриям, то есть по объединениям из десяти родов), свидетельствовавшим о неразвитости государственного устройства, еще не оторванного от родовой структуры.

Социальная организация

Первый слой, наиболее привилегированный, составляли патриции, дети и потомки сенаторов. Они обладали всей полнотой прав, голосовали в куриатных комициях, имели право входить в сенат, носили на пальце золотое кольцо и плащи с пурпурной каймой по краю. Патриции стали ядром будущей аристократии. В дальнейшем, в эпоху ранней республики, высшие магистраты избирались главным образом из патрициев, занимавших основные государственные должности.

Следующий слой — клиенты, выделившиеся в результате обеднения граждан. Клиенты были политически бесправными, ими становились иноземцы, прибывшие в Рим после его основания и оформления патрицианских родов, и вольноотпущенники, то есть бывшие рабы. Клиенты как бы вступали в родовую организацию патрициев, но на правах зависимых членов, и обычно, хотя не всегда, получали родовое имя своих покровителей (патронов). В их обязанности входило сопровождение патриция в военном походе и в самом городе. Они трудились на участках земли, выделенных патронами. Имущество клиентов после смерти, при отсутствии прямых наследников, отходило покровителю. В свою очередь, патрон защищал клиента, представляя его интересы в суде, из-за чего клиенты во время внутренних смут часто выступали на стороне патрициев.

Плебеи составляли простой народ, обладавший, как и патриции, гражданскими правами, но незнатный. Плебеи носили некрашеные шерстяные тоги, и их число постоянно росло (само слово плебс происходит от слова «наполнять»). Плебеи объединялись в роды со своими традициями и были едины в политической борьбе против патрициев, хотя и выдвигали неодинаковые требования: самые бедные выступали за отмену долгов, а богатые — за политическое равноправие с патрициями. Борьба патрициев и плебеев станет одним из основных движущих факторов истории ранней республики, которому будет обязан своим существованием ряд государственных магистратур.

Реформы Сервия Туллия

Для формирования полнокровной государственной системы был необходим иной критерий организации общества, наподобие имущественного ценза, введенного Солоном в Афинах. Такую реформу провел царь Сервий Туллий, правивший примерно с 578по 555г. до н.э. Традиция приписывала ему три заслуги: проведение территориального деления Рима, осуществление цензовой дифференциации общества и наконец создание общего войска из патрициев и плебеев.

Отныне Рим делился на двадцать одну трибу (4 городских и 17 сельских), каждая из которых была организована не по родовому, а по административному принципу.

Сервий Туллий ввел шесть цензов. Имущество граждан оценивалось в медных монетах — ассах. Первый слой должен был обладать имуществом не менее 100 тыс., второй — 75 тыс., третий — 50 тыс., четвертый — 25 тыс., пятый — 11,5 тыс., шестой составляли пролетарии, люди, не имевшие ничего, кроме своего потомства (proles). Для определения ценза проводилась перепись. Каждый имущественный разряд выставлял определенное число воинов: богатые — тяжеловооруженных и конницу, остальные — вспомогательные отряды. Новые боевые единицы назывались центуриями (центурия — 100 человек). Первый разряд выставлял 98 центурий, а шестой только одну. Всего их было 193.

Теперь народ собирался по центуриям, на центуриатные комиции, и голосование проводилось по центуриям, а не по родовому принципу. Куриатные комиции продолжали существовать, но не играли прежней роли, поскольку в них разбирались вопросы, связанные с отправлением родовых культов. Теперь рядовой воин мог продвинуться по службе и получить должность центуриона.

При последних царях этрусской династии (Сервии Туллии, Тарквинии Древнем, Тарквинии Гордом VIв. до н.э.) Рим был сильно перестроен. Была замощена центральная площадь города, форум, построена система канализации — великая клоака, при Тарквинии Древнем было начато, а при Тарквинии Гордом завершено строительство каменного храма на Капитолии, посвященного Юпитеру. Благодаря притоку этрусских мастеров в Риме активно развивалась городская культура.

Царский период завершился на царе Тарквинии Гордом, который, согласно античной традиции, был седьмым царем, честолюбивым тираном, высокомерно обращавшимся с римской аристократией. Он выселил безземельных плебеев в завоеванные города, где они получили участки. В конце концов против Тарквиния был составлен заговор во главе с Юнием Брутом, имя которого в дальнейшем станет символом борьбы с тиранами. В 509г. до н.э. Тарквиний был изгнан, и начался период римской республики.

Ранняя республика

Причины борьбы патрициев и плебеев

Плебеи стремились добиться увеличения своих прав. Они требовали допуска к общественной земле. Как и в Греции, понятие римского гражданства было связано с землей, поэтому допуск к ней являлся ступенькой к гражданскому полноправию, и автоматически — к политическому равенству с патрициями. Последнего особенно добивались обеспеченные плебеи. Общественные земли (ager publicus) являлись собственностью римского государства, но были распределены среди состоятельных граждан, в первую очередь патрициев, и фактически являлись их частной собственностью, но юридически принадлежали не им, а всему народу. Наиболее бедная часть плебса выступала за отмену долговой кабалы и уменьшение ссудных процентов. Названные проблемы вызвали ожесточенную борьбу между патрициями и плебеями, благодаря которой в VI–III вв. до н.э. формировалась республиканская государственность.

Решающую роль в борьбе сыграла военная сила плебеев. Патрициев было немного, и они гибли в результате многочисленных войн, поэтому, согласно реформе Сервия Туллия, все плебеи включались в военное ополчение наряду с патрициями, пополнявшими за их счет свое войско.

Государственное устройство. Народные собрания. Сенат

Высшим органом в республиканском Риме оставалось народное собрание. С конца царского периода существовало два типа собраний. Куриатные комиции, аристократический орган, в республиканском Риме уже не играли существенной роли, и в них, как и в афинский ареопаг, были перенесены разбирательства, связанные с религиозными обрядами.

Центуриатные комиции собирались по центуриям, введенным при Сервии Туллии и основанным на имущественном разделении граждан, — в них участвовали и патриции, и плебеи. Центурий было 193, и каждая обладала одним голосом. К первым 98 центуриям, подававшим свои голоса раньше других, принадлежали обеспеченные граждане из выделенных тем же Сервием Туллием шести разрядов, поэтому решение выносилось в угоду первым центуриям, поскольку если за законопроект подавалось более 50 % голосов, он считался принятым и голосование прекращалось. Многие плебеи, пролетарии в том числе, не успевали даже проголосовать, когда закон уже был утвержден обеспеченными гражданами, входившими в первые 98 центурий.

Такое неравноправие было ликвидировано в республиканскую эпоху. Во второй половине III в. была проведена реформа центуриатных комиций: каждый из пяти разрядов граждан выставлял равное количество центурий (70). Из пяти разрядов набиралось 350 центурий, к ним присоединялись некоторые центурии других слоев граждан: пролетариев, ремесленников и всадников — в целом их выходило 373. Каждый имущественный разряд теперь получал равное представительство в народном собрании, и важные решения выносились уже всеми гражданами.

После первой сецессии 495 года в противовес аристократическим куриатным комициям собрания граждан созывались по трибам. По трибам проходили как общие собрания и плебеев и патрициев, так и чисто плебейские сходки, плебисциты. Этот третий вид сходок, трибутные комиции , в республиканскую эпоху играл важную роль. Сервий Туллий ввел 21 трибу. В последующую эпоху по мере расширения Рима количество триб было увеличено до 35. Усиление плебеев неизбежно вело к установлению юридического статуса плебейских трибутных собраний в общегосударственных масштабах. В 449 г. до н.э., согласно закону Валерия и Горация, подтвержденному в 287 г. до н.э. диктатором Гортензием, именно плебейские собрания по трибам были признаны обязательными и для патрициев.

На народных собраниях избирались магистраты, но в центуриатных — высшие, а в трибутных — более низкого ранга. Вторая важная функция собраний — судебная. На центуриатных сходках разбирались неординарные случаи, например уголовного характера, а на трибутных — дела, в худшем случае каравшиеся штрафом. В третью функцию собраний входило утверждение проектов законов. В этом плане трибутные комиции являлись основным органом, рассматривавшим предложения, выдвинутые магистратами, обладавшими законодательной инициативой. Законопроект либо отвергался, либо утверждался трибутными комициями. В реальности перечисленные функции четко не были разделены между двумя собраниями, в силу чего высшие магистраты могли умело лавировать при утверждении выгодных для них проектов.

Следующий по важности государственный орган — сенат, изначально собрание патрициев. В эпоху республики в него входили должностные лица, отслужившие свой срок, как патриции, так и плебеи. Сенат являлся совещательным органом, с которым консультировались высшие магистраты — они практически никогда не пренебрегали его рекомендациями, негласно носившими характер приказов. Сенат вводил или запрещал культы богов, отвечал за набор войска, его численность и финансирование в период войны, принимал иностранных послов. Он рассматривал законопроекты до обсуждения их на народном собрании, после чего окончательно их принимал или отвергал. То есть сенат являлся начальной и конечной инстанцией в утверждении законопроектов, а также верховным органом, перед которым отчитывались должностные лица, отслужившие положенный срок и включавшиеся в его состав. Сенат был наиболее влиятельным учреждением римского государства, реально определявшим его политику в период республики.

Магистратуры

Принципиальное отличие республиканской системы от царской состояло в наличии государственных должностей — магистратур. В Риме, как и в Греции, не было ни одной должности, занимаемой одним человеком, то есть наличествовала коллегиальность. Все магистратуры отличала краткосрочность: никто не задерживался у власти более, чем на один год. По истечении срока магистраты заново избирались. Все должности, вплоть до жреческих, были выборными . Перечисленные меры были направлены на то, чтобы избежать восстановления царской власти.

Магистрат — человек, в руках которого сосредоточивались исполнительные функции. В Риме не было раздутого бюрократического аппарата и вообще понятия чиновник в собственном смысле слова. По мнению римлян, человек, способный управлять, умел все. Такой подход к управленцам был утрачен в европейской традиции. Римляне считали, что человек, последовательно прошедший иерархию должностей, может занимать любой пост, поэтому универсальный римский администратор не нуждался в узкой специализации и особых знаниях для отправления суда, управления провинцией или командования войском.

Магистратуры не оплачивались, поскольку выполнение должности считалось почетным делом, и высшие должности реально занимали люди, обладавшие достаточным состоянием, чтобы устраивать роскошные общественные празднества, необходимые для поддержания престижа. Обычно магистраты избирались из всаднического сословия. До раннереспубликанского периода всадниками называли сражавшихся верхом патрициев, однако позднее всадники выделились во второе после сенаторов сословие с довольно большим имущественным цензом.

Новые должности входили в жизнь очень медленно. Республиканский строй формировался в течение нескольких столетий и классическую форму обрел лишь ко II–I вв. до н.э., фактически ко времени своего окончания. Многие должности видоизменялись, функции передавались от одних магистратов к другим.

Гражданские магистратуры

Царская власть, упраздненная в 509 г. до н.э., дробилась между двумя консулами (вероятно от выражения: «заседающие вместе») — высшими должностными лицами римской республики, обладавшими военной и гражданской властью. Изначально консулами становились только патриции, по именам которых назывался год. Они являлись главнокомандующими, ведали комплектованием армии и назначениями на офицерские должности, имели право военного суда в период боевых действий. Консулы созывали сенат и народное собрание под собственным председательством, вносили законопроекты. В области внутреннего управления они контролировали деятельность других магистратов и следили за внутренней безопасностью города. В мирное время консулы чередовались, то есть месяц управлял один, а второй месяц — другой. Если консулы были не согласны друг с другом, то один мог отменять мероприятия коллеги. В период военных действий такая практика иногда иметь трагические последствия, когда враждовавшие консулы командовали через день, что стало одной из причин поражения при Каннах.

В случае смерти одного консула обязательно назначался «дополнительный», даже если кончина происходила за сутки до избрания нового (такие случаи бывали), и римляне жестко придерживались буквы закона для того, чтобы ни на одну минуту высшая должность не замещалась одним человеком. После 367 г. до н.э. (закон Лициния и Секстия) одним из консулов избирался плебей. Символами консульской власти являлись фасции , пучки розог, которые несли перед консулом двенадцать должностных лиц, ликторов . Внутрь каждой связки был воткнут топор — образ карающей власти консула.

Претор («идущий впереди») — высший руководитель римского судопроизводства. Учреждение этой должности в 366г. до н.э. означало исключение судебных функций из ведения консулов, отныне не занимавшихся судом. Сначала преторами становились только патриции, однако вскоре к этой должности были допущены и плебеи. Позднее, после расширения римского государства, число преторов увеличилось до шести.

Цензор («человек, который оценивает») руководил переписью населения, вел списки сенаторов и всадников, осуществляя общий надзор за нравственностью граждан. Если кто-то оскорбил своего отца или дурно повел себя, цензор исключал провинившегося из соответствующего списка. Магистрат контролировал использование государственных финансов, поскольку, проводя перепись, знакомился с доходами различных областей.

Плебейские трибуны выражали интересы только плебеев, а не народа в целом, поэтому формулировка народные трибуны не вполне корректна. Должность была учреждена в 494 г. до н.э. после удаления плебеев на Священную гору. Трибуны были неприкосновенны и, в отличие от других магистратов, не отчитывались перед сенатом за свои поступки. В их основные функции входила защита интересов плебеев, каждый из которых в любой момент мог обратиться к трибуну с просьбой. Поэтому магистрат постоянно находился в Риме и не покидал его на длительный срок, а двери своего дома днем и ночью оставлял открытыми для сограждан. Основным полномочием трибуна было право запрета, вето («я запрещаю») законопроектов, ущемлявших, по его мнению, права плебеев. Трибун подвергал аресту или денежному штрафу лицо, противодействовавшее интересам плебеев, однако не обжаловал окончательное решение народного собрания и сената.

Трибун мог созывать плебейское собрание и вносить в него предложения. Он обладал властью в черте города, но не вне Рима, и только в пределах годичного срока, по истечении которого его предложения могли быть отменены. Кроме того, трибун мог наложить вето не только на проекты сената или собрания, но и на предложения своих сотоварищей, поскольку число трибунов в разное время менялось (доходило до десяти), и если одному трибуну не нравилось решение своего коллеги, он накладывал на него запрет.

Кроме рядовых, имелись еще экстраординарные, чрезвычайные магистратуры. Например, в лице диктатора на шесть месяцев возрождалась царская власть, когда при исключительных, крайних обстоятельствах (война или внутренние волнения) на краткий срок устанавливалась единоличная власть. Диктатору подчинялись все магистраты, кроме плебейских трибунов. По истечении полугодичного срока этот магистрат слагал с себя полномочия. Последний диктатор был назначен в конце второй пунической войны, в 202г. до н.э.

Жреческие магистратуры

В древнейшие времена жрецы назначались царем, а в республиканский период — верховным жрецом, понтификом. Они избирались из людей без телесных недостатков, безукоризненного поведения, освобождались от военной службы и могли занимать государственные должности, то есть исполнять и сакральные и светские функции.

Римское жречество не составляло особенную касту. Жрецы избирались из граждан, чаще всего патрициев, но их должности, как правило, не были пожизненными, каким являлся только сан великого понтифика и нескольких особо выдающихся жрецов. Со II в. до н.э. возникла идея выборности жрецов на народных собраниях. Соответствующий закон был проведен в 104г. до н.э. (закон Домиция). Отныне жрецы избирались уже на трибутных собраниях, но не всеми трибами, а только самыми древними.

Общегосударственные культы контролировал сенат, учреждавший новые и запрещавший вредные, например, вакханалии (IIв. до н.э.), признанные безнравственными, так как поклонники Бахуса собирались в ночное время и совершали безумные оргии.

Коллегия понтификов состояла из пяти человек, один из них был главным, великим понтификом. Коллегия никого не обслуживала: ее члены совершали жертвоприношения, проверяли общее исполнение культа в государстве и охраняли его чистоту, являясь знатоками богослужения, то есть высшей инстанцией в культовой практике. Понтифики составляли календарь, хотя и не всегда точно, так как к концу республики в нем царила неразбериха, и вели «главную» летопись, куда записывались важнейшие события года. Римские историки пользовались этими записями в качестве источников.

Представители жреческой коллегии фламинов являлись служителями определенного божества. Три старших фламина отправляли культ Юпитера, Марса и Квирина. С последним отождествлялся обожествленный Ромул, от которого вел происхождение римский народ — квириты.

Авгуры занимались гаданиями по полету птиц ( ауспициями ). Они содержали священных кур и по тому, как куры клевали зерно, предугадывали будущее. Для гаданий по полету птиц жрецы, по этрусской традиции, делили воздушное пространство на четыре сектора: обращаясь то к одному, то к другому, они определяли, благоприятно ли знамение или нет. Авгурам предоставлялся большой простор для оперирования результатами ауспиций. Например, сославшись на неблагоприятное знамение, можно было распустить народное собрание во избежание принятия вредного решения.

Весталки служили богини Весте, почитавшейся в виде огня как символ римской государственности. Храм Весте был воздвигнут в центре Рима. Женская коллегия состояла из шести человек, в нее набирались девочки в возрасте шести лет, которые в течение десяти лет обучались, потом еще десять служили и десять обучали других, то есть срок их служения определялся тридцатью годами. Римляне трепетно относились к этой должности. Весталки поддерживали огонь в храме Весты, с которым отождествлялись благоденствие и вечность Рима, приносили огню бескровные жертвы и молились каждый день за государство. Они охраняли святыни, находившиеся в храме, в первую очередь, палладиум — изображение Афины, по преданию вывезенное из Трои самим Энеем. Если огонь гас, весталку нещадно били плетьми, а если она в период служения нарушала целомудрие, то ее живой закапывали в землю. Весталка могла вступить в брак после тридцатилетнего срока, но обычно этого не делала. Жрицы пользовались достаточно большой свободой, самостоятельно распоряжаясь имуществом вне опеки отца, имели личную охрану в лице сопровождавшего их ликтора. Существовал интересный обычай, когда осужденный на казнь преступник оправдывался, если, ведомый стражниками, встречался на улице с весталкой.

Поздняя республика

Изменения в римском обществе II в. до н.э.

В Риме ко II в. до н.э. оформился замкнутый круг правящей аристократии. После окончания борьбы патрициев и плебеев последние получили доступ к руководящим постам и возникли условия для слияния плебейской и патрицианской верхушки. Различия между богатыми плебеями и патрициями стирались, в результате чего возник нобилитет. Богатые плебеи проникались аристократическим духом и по сути уже мало чем отличались от патрициев. Все высшие государственные должности заняли люди из среды нобилитета, в политическом плане часто близорукие и эгоистичные.

В конце II в. до н.э. социальная поляризация общества выразилась в борьбе двух партий: оптиматов и популяров. Оптиматы («лучшие») ратовали за власть меньшинства привилегированной части общества, «лучших» по происхождению и имущественному положению. Силы поборников консервативной политики сосредоточивались в сенате. Популяры выступали за власть большинства граждан. Их идеи выражали плебейские трибуны. Хотя обе партии создавали видимость активной политической борьбы, они не сыграли значительной роли в реанимировании республиканского строя, поскольку в изменившихся условиях общества складывались предпосылки для единоличного правления — над Римом уже нависла тень монархии. Проблема власти одного лица в условиях поздней республики красной нитью проходит через всю римскую историю конца II – I вв. до н.э., когда государство почти не контролировалось республиканскими органами.

Реформы братьев Гракхов

В конце IIв. до н.э. социальная борьба развернулась вокруг аграрных реформ, проведение которых было вызвано необходимостью изменения экономических условий. Начальная хозяйственная ячейка общества — мелкое крестьянское хозяйство — была сильно подорвана. Земли концентрировалась в руках наиболее обеспеченных людей, прежде всего оптиматов, а почти вся экономика перешла на рельсы рабского труда, составившего стержень хозяйственной жизни поздней республики. Жестокое угнетение не означало, что рабов избивали или морили голодом — наоборот, рабы были очень дорогие, их кормили, одевали и иногда предоставляли им выходные. Эксплуатация была значительной не за счет жестокого физического принуждения, а за счет высоких норм выработки, когда к тридцати годам человек практически полностью «изнашивался». Периодически вспыхивали рабские бунты, в частности на Сицилии. В связи с развитием рабовладения уменьшалась роль мелких собственников, которые лишались земли и не имели средств на содержание хозяйства даже с небольшим количеством невольников, поэтому аграрная проблема была связана с воссозданием мелкой собственности. Ее попытались решить братья Тиберий и Гай Гракхи .

Тиберий Гракх (внук Сципиона Африканского, плебей по отцу) был избран плебейским трибуном в 133г. до н.э. Он выдвинул простой законопроект: каждый гражданин не должен обладать земельным участком больше 125 га. Те, у кого нет земель, получат их из общественного фонда за счет передела территорий, оккупированных крупными землевладельцами, поскольку земли принадлежали государству, отдавшему их внаем богатым собственникам. Проект не был новым и по сути являлся возобновлением древнего закона Лициния и Секстия 367 г. до н.э. Тиберий считал, что земельная собственность не должна быть отчуждаема в потомстве и за ее пользование следует ввести умеренную плату: участки не дробятся со смертью собственника, но остаются у его сыновей. Была создана специальная комиссия, занимавшаяся переделом общественных земель и наделением участками мелких собственников.

Второй трибун, избранный на 133 г. до н.э., наложил вето на законопроект. Тиберий преступил закон и устранил от власти коллегу, кроме того, начал добиваться переизбрания на второй год, что тоже являлось правовым нарушением. Проект вызвал бурную полемику в сенате и римском обществе. Однажды, когда Тиберий выступал на площади, он, указывая на свою голову, сказал, что ей угрожает опасность. Жест заметили в сенате и расценили как требование царского венца, поскольку Тиберий был властным человеком и его поступки давали повод для подобных выводов. Сенаторы заявили, что если народ не хочет спасать республику, то они сами спасут ее. Вооружившись отломанными от кресел ножками и ручками, они спровоцировали драку в среде народа и убили Тиберия. Плебеи из уважения к их сану не посмели применить по отношению к сенаторам насилие.

С юридической точки зрения Тиберий был абсолютно прав, поскольку за государством всегда сохранялась привилегия раздачи казенных земель, и даже давность владения не играла особой роли. Согласно закону 367 г. до н.э., трибун имел право требовать раздела общественных земель. Однако с политической точки зрения это было бы слишком крупным фактом, если бы государство полностью осуществило право, которым долгое время не пользовалось. А поскольку занятые участки были куплены аристократами за деньги, то реформа выглядела как ограбление богатых в пользу бедных.

Другая важная ошибка Тиберия состояла в том, что народное собрание было не таким, как много лет назад, и в него входили люди, уже лишившиеся земельной собственности, но остававшиеся римскими гражданами и пользовавшиеся даровыми привилегиями. Это была толпа, требовавшая хлеба и зрелищ, состоявшая из людей, которые не сознавали себя гражданами и продавали свои голоса в собраниях, жили за счет государства, стремясь к удовлетворению собственных интересов. И теперь толпа решала сложные земельные вопросы, обращая в свою личную пользу результаты трудов и бережливости многих поколений.

Деятельность Тиберия постепенно вела к диктатуре, хотя, вероятно, сам он этого и не сознавал. Трибун желал привести народ к свободе, а получилось совсем наоборот. Кроме того, Гракх, выступая за проведение законных мер, сам же законы нарушил, устранив от власти второго трибуна и пытаясь быть избранным на второй год.

Несмотря на смерть Тиберия, законопроект вступил в силу. В результате деятельности комиссии, назначенной Гракхом, в результате передела земель около 75 000 человек получили наделы.

Новый подъем аграрного движения начался при младшем брате Тиберия — Гае, избранном трибуном в 123г. до н.э. Он руководствовался двумя идеями: месть за смерть брата и введение новой конституции. Гай, пытаясь привлечь на свою сторону плебс, издал закон о продаже хлеба по ничтожной цене. В Рим начали стекаться бедняки, не желавшие трудиться, но получавшие дешевый государственный паек — два пуда зерна в месяц (ок. 32 кг).

Возобновилась раздача земельных участков, однако в Италии делить было нечего, и Гай предложил на месте разрушенного Карфагена основать колонию, но не был поддержан сенатом и народом. Гай облегчил условия военной службы, четко ограничив ее сроки и возраст призывников. Трибун привлекал на свою сторону и часть знати, составлявшую второй имущественный ценз — всадническое сословие. Он разрешил всадникам брать на откуп богатую малоазийскую провинцию Азию (ранее территория Пергама) и в их интересах реформировал уголовные суды, заменив судей-сенаторов всадниками, которые приобрели значительное влияние в Риме, поскольку от их решений зависели судьбы многих знатных людей. Таким образом, Гай эффективно разжигал вражду в среде нобилитета между сенатским и всадническим сословиями, забыв крылатое латинское выражение: «Кто сеет ветер, пожнет бурю».

В руках Гая сосредоточилась основная власть в государстве. Он руководил строительством общественных сооружений, влиял на выборы магистратов и этим приучал народ видеть во главе государства одного человека. У Гая была широкая программа реформ, направленная на обновление республиканской конституции, но его деятельность оказывалась достаточно противоречивой: с одной стороны, он воссоздавал мелкое землевладение, а с другой, за счет почти бесплатной раздачи хлеба поддерживал плебс, не имевший никакого отношения к земельной собственности. Назначая всадников в суды, трибун боролся со злоупотреблениями аристократии и в то же время отдавал им на откуп Азию, не гарантировав местных жителей от жестокостей новых сборщиков податей. Тиберий встал на шаткий путь, по которому пойдет Юлий Цезарь, пытавшийся разделить аристократическую верхушку, опираясь на плебейские массы.

В 122г. до н.э. Гай во второй раз вступил в должность плебейского трибуна и выдвинул законопроект о предоставлении римского гражданства италикам, то есть всем народностям, населявшим Апеннинский полуостров, — первая ошибка, с которой началось его падение, но с другой стороны, правильная и логичная идея, которую реализует Цезарь: предоставление римского гражданства широким массам людей, за счет которых сформируется опора римской власти в областях. Законопроект в народном собрании не прошел, поскольку народ не желал уравнения своих прав, а соответственно и привилегий, с италиками, и стремился сохранить четкое разграничение между гражданскими и союзническими областями. Тогда сенаторы поняли, что плебс поддерживал Гая не из солидарности с ним, а из-за получаемых подачек. Сенаторы почувствовали себя свободными, и начались первые столкновения сторонников сената с приверженцами Гая. Один из консулов предложил отменить ряд постановлений Гракха, однако в день голосования был убит консульский ликтор, что послужило сигналом к мятежу. Сенат объявил отечество в опасности. В беде большинство граждан отвернулось от Гая, и лишь немногочисленные, но до конца верные сторонники трибуна укрылись на Авентинском холме. Они были окружены консульскими силами и разгромлены. Сам Гай, прокляв у алтаря Дианы неблагодарный народ, бежал и покончил жизнь самоубийством вблизи города. Позднее тот же народ воздвиг братьям статуи и почитал места их гибели священными.

Начинания Гракхов не пришли в забвение, поскольку наделение земельными наделами позднее продолжилось. В 118г. до н.э. на место древнего поселения в Галлии была выведена первая гражданская колония Рима Нарбон (современная Нарбонна) — административный центр будущей провинции. Данная мера носила революционный характер, так как отныне аграрный вопрос разрешался за счет выселения граждан на земли вне Италии. Некоторые выехали на место бывшего Карфагена, хотя официального утверждения колония не получила. Отъезд плебса частично разряжал напряженную обстановку, сложившуюся в Италии. В 111г. до н.э. был принят закон плебейского трибуна Спурия Тория: граждане, владевшие земельными участками до 125 га, получали их в полную частную собственность, могли их отчуждать, делить и т. д. Этот закон фактически завершал гракханские реформы.

Диктатура Суллы (82–79 гг. до н.э.)

Луций Корнелий Сулла принадлежал к верхушке аристократии, начал карьеру под начальством Мария, позднее став его злейшим врагом, и был военачальником во время Югуртинской и Союзнической войн. Позднее борьба с последователями Мария (марианцами ) для Суллы превратится в крупную проблему, отразив противостояние новых граждан и традиционной аристократии.

Сулла был избран консулом в 88г. до н.э. и главнокомандующим в первой войне с понтийским царем Митридатом, который поднял мятеж против Рима, покорил почти всю Малую Азию и претендовал на власть в Греции. В восточных провинциях сложилась тяжелая ситуация, когда Сулла был направлен во главе римских войск в Грецию, где одержал ряд блестящих побед над Митридатом, взяв Афины и заключив Дарданский мир ( 85 г. до н.э.).

Пока Сулла находится в Греции, сенаторы отстранили его от командования и в Риме восторжествовали сторонники Мария, который, вернувшись в столицу, устроил террор против своих противников. Будучи избранным в седьмой раз консулом, он неожиданно скончался, а в Риме на пять лет (87–82 г. до н.э.) воцарились его сторонники, главным образом незнатные сенаторы и всадники, часто прикрывавшиеся популистскими лозунгами.

В 83г. до н.э. Сулла неожиданно высадился в Италии, разгромив войска марианцев и в 82г. до н.э. вступив в Рим. Так началась его диктатура (82–79 г. до н.э.). Сулла понимал, что справиться с врагами можно лишь, с одной стороны, пойдя на уступки, а с другой — на широкие репрессии. Такие меры было практически невозможно проводить через республиканские органы, а тем более через сенат, являвшийся коллегиальным органом. Сулла добился от сената узаконения своей диктатуры, получив знак высшей воинской власти — империй.

Сулла начал искоренять остатки мятежа, составив проскрипции — списки людей, зарекомендовавших себя врагами Суллы, или политически неблагонадежных. На центральной площади Рима — форуме — были выставлены длинные списки, и все, включенные в них, проскрибировались , то есть объявлялись вне закона и уничтожались, а их имущество конфисковывалось в пользу государства. Убивший врага получал вознаграждение, а рабы — свободу, что привело к расцвету доносов и началу гражданской войны, когда соседи ради материального обогащения готовы были друг друга уничтожать. Отрубленные головы проскрибированных выставлялись на форуме. Репрессии проводились в течение года и распространялись не только на отдельных людей, но и на целые города, воевавшие против Суллы. Проскрипции имели своим следствием быстрое обогащение Суллы и его сторонников, в первую очередь солдат, поскольку в казну поступали огромные имения. Часто людей убивали не из-за политической неблагонадежности, а из-за их состояния. Как сказал один из аристократов, увидев в списках свое имя: «Горе мне, за мной гонится мое альбанское имение». Рабы, приобретавшие свободу после убийства неблагонадежных хозяев, получали имя патрона, отпускавшего их на волю, поэтому в Риме появилось много Корнелиев. Новые вольноотпущенники становились сторонниками Суллы, создававшего за их счет опору новой диктатуры.

Сулла отменил все гракханские нововведения, поскольку не мог с ними смириться, будучи оптиматом. Он прекратил раздачу хлеба плебсу и ограничил права всадников, из ведения которых изымались уголовные суды, вновь передававшиеся родовитым сенаторам.

Был реформирован сенат, который был укреплен как аристократический орган и получил право рекомендовать послушному народному собранию законы общегосударственного характера. В сенат входили только люди, ранее находившиеся на государственной службе, вводился основной при олигархическом правлении принцип пожизненности и несменяемости сенаторов. Восстанавливалось жесткое разграничение степеней, и любую высшую должность можно было получить, только пройдя иерархию предшествующих магистратур.

Возобновлялось введенное Сервием Туллием голосование по центуриям, когда сначала подавали голос представители аристократических центурий, представлявших большинство. Были ограничены права плебейских трибунов, теперь предлагавших собранию законы, лишь одобренные в сенате. В судопроизводстве Сулла разделил гражданские и уголовные дела, что имело решающее значение для развития римской юриспруденции.

Сулла провел реформу местного управления, поскольку раздача римского гражданства верным союзникам привела к невозможности контролировать разрозненные территории из центра. За рядом областей, зависимых от Рима, признавалась определенная самостоятельность в управлении, а права местных и центральных властей четко разграничивались.

Происходило восстановление республиканских учреждений и старой конституции на новый лад, поскольку вводилась республика в духе оптиматов. Сулла реставрировал власть олигархии и хотя монархом быть не собирался, но подал пример правителям последующего времени. Диктатура Суллы уже не была республиканской экстраординарной магистратурой.

В 79г. до н.э. Сулла сложил с себя полномочия диктатора и вернулся к частной жизни, заявив, что имеющие претензии могут их высказать и привлечь его к ответственности. Однако народное собрание безмолвствовало, и претензий никто не имел. Сулла переехал в загородное имение, начал писать мемуары и в следующем, 78г. до н.э., мирно скончался.

Реформы Юлия Цезаря в 40-е годы до н.э.

Придя к власти, Цезарь начал проводить реформы. Он, по примеру Суллы, за счет сторонников довел число сенаторов до девятисот, увеличил число магистратур и получил право рекомендации кандидатов на ту или иную должность. Благодаря увеличению высшего административного аппарата решалась проблема его консолидации, и на сенат становилось легче влиять.

Цезарь привел в порядок местное управление и поставил под контроль деятельность наместников. Он отправил в провинции своих ставленников (легатов и прокураторов), осуществлявших надзор за финансами и сбором налогов, то есть создал дополнительную административную структуру, параллельную местному самоуправлению. Цезарь предоставил права откупов местной администрации, чем облегчил участь провинций, преобразовывавшихся из доходных регионов в органические части римского государства.

Правитель широко даровал права римского гражданства своим сторонникам, даже целым областям, в частности Цизальпинской Галлии. При нем начался широкий вывод колоний, в которых солдаты-ветераны получали наделы. Цезарь надеялся создать из них слой земельных собственников, но профессиональному воину, как и наемнику, оказывалось почти невозможным вернуться к мирному труду и пахать землю. Все легионеры стремились ее получить, но на своих участках оставались немногие, тогда как остальные их продавали или сдавали в аренду, из-за чего не происходило укрепления мелкого землевладения. С другой стороны, выведение колоний имело своим следствием романизацию провинций, где колонисты распространяли римскую культуру.

Цезарь попытался разрешить долговую проблему, отменив задолженность по квартирной плате за целый год. Он ввел в оборот большое число денег, выплатив жалование ветеранам и производя денежные раздачи плебсу. Экономические отношения с другими областями улучшились, были восстановлены торговые центры Коринф и Карфаген, расширен важный римский порт Остия.

Наконец Цезарь провел реформу календаря. В Риме, как в Греции и многих восточных странах, календарь был лунным. Один месяц определялся в тридцать дней (промежуток между новолуниями), а разница с астрономическим календарем возмещалась за счет вставного месяца. До Юлия Цезаря в календаре царила неразбериха, явившаяся одной из причин отсутствия абсолютной хронологии для римской истории. Хронологические несуразицы были устранены к началу IVв. н. э. при императоре Диоклетиане, с которого началось более или менее точное летоисчисление.

Цезарь с 45г. до н.э. ввел солнечный календарь, уже существовавший в Египте, и ликвидировал разницу между астрономическим и римским календарями (67 дней). Новый календарь стал называться юлианским. Шестой месяц, не имевший наименования в римском календаре, Цезарь назвал в честь себя июлем. По поводу новой реформы видный римский оратор Цицерон не удержался от ехидного замечания. На слова одного человека, что завтра взойдет созвездие Лиры, он заметил: «Да, по указу».

Все государственные преобразования Юлия Цезаря были призваны согласовать традиционный полисный уклад с ролью мировой державы, которую начинал играть Рим, а также соединить приходившее в упадок государственное устройство поздней республики и претензии Рима на мировое господство. Однако в условиях сохранявшейся республики осуществить эти идеи не удавалось. Цезарь миловал врагов и не проводил жестоких репрессий, поэтому не предугадал назревавший заговор, составленный Децимом и Юнием Брутами (последний был близким другом Цезаря) и Кассием Лонгином . В 44г. до н.э., во время заседания в сенате, заговорщики окружили Цезаря и каждый вонзил в него меч, поскольку все боялись и никто не хотел брать на себя личную ответственность за убийство правителя. А Юлий, увидев среди врагов друга, перед смертью произнес последнюю вошедшую в историю фразу: «И ты, Брут».