Предотвращение войны. Создание безъядерного ненасильственного мира. Участие журналистики в этом процессе
Войны на Земле случались и раньше, но в отличие от них нынешняя война. Если таковая начнется, не дает шансов ни одному государству не быть втянутым в нее.
Особенно актуальной проблему войны и мира делают два обстоятельства.
1. Наличие у государств оружия массового уничтожения, ядерного, химического, климатического, биологического, в результате применения которого гибель грозит не только воюющим странам, но и всем остальным. Дело в том, что ядерная война неминуемо ведет к глобальной экологической катастрофе.
2. Опасность войны заставляет государства содержать армию и производить оружие, то есть омертвлять ресурсы, предназначенные для решения проблем мирной жизни. По мнению многих политологов, если в ближайшие 50-70 лет в мире будет сохраняться угроза ядерного противостояния, то одного этого уже достаточно, чтобы поставить человечество на грань гуманитарной катастрофы. Мир уничтожат, не ядерные бомбы, а голод, нищета, болезни, социальные конфликты, экологическая катастрофа, потому что эти опасности невозможно устранить без сохранения мира.
Отсюда перед человечеством встает три обязательные для решения задачи.
1. Активизировать усилия всех государств, направленные на предотвращение войны с применением оружия массового уничтожения.
2. Принять меры по политическому урегулированию конфликтов и недопущению военных столкновений.
3. Осуществить разоружение, сократить военные расходы.
ХХ век избежал ядерной войны, но безопасность держалась на чувстве страха. Это очень нестабильное положение и очень дорого оно обходится государствам. Гарантией мира служил стратегический ракетно-ядерный баланс вооружений в США и в СССР. Он обеспечивался рядом соглашений между этими странами, заключенным в 1971, 1972, 1973 и 1979 гг.
Однако в конце 70-х США предпринимают попытку нарушить сложившееся равновесие и получить преимущество в гонке вооружений. Они реализуют дорогостоящую оборонную программу СОИ. Ответные меры принимает и СССР. В результате США в 1988 г. 65% средств бюджета США, отводимого на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки ушли на нужды обороны. И это в то время, когда на охрану окружающей среды было потрачено всего 0,5%, а на промышленное развитие – 0, 2% этого бюджета. В итоге США уступает лидерство во многих отраслях экономики Японии и Германии, которые не тратили таких денег на вооружение. Кроме того, внешний долг США увеличивается до 4 трлн. долларов, а дефицит бюджета составил 300 млн. Советская экономика вообще не выдержала военного перенапряжения.
Когда всему миру стал ясен итог безумной гонки вооружений, начался новый виток разоружения. Подписываются Договоры о сокращении вооружения в Европе (1990, 1991 гг.). Мир перестал быть двухполюсным (капитализм - социализм), стал многополюсным: США, Европа, Япония, Китай, Россия. Это снизило опасность ядерной войны. Но это не значит, что ее больше не существует.
Теперь ядерным оружием обладают, кроме 5 держав (США, Россия, Англия, Франция, Китай) еще Индия и Пакистан. На пороге его создания стоит еще 14 государств: Алжир, Аргентина, Бразилия, Египет, Израиль, Ирак, Иран, КНДР, Ливия, Сирия, Тайвань, Чили, ЮАР, Южная Корея. Часть этих государств находятся в конфликтных отношениях друг с другом.
Накаляет отношения и демографический взрыв в развивающемся мире, который приводит к еще большей поляризации богатства и нищеты. Довольно агрессивно заявляет о себе исламский мир. Все это ставит под вопрос мирное сосуществование государств.
Конфликтность проявляется последнее время в виде войн без применения ядерного оружия. Только за послевоенный период в мире случилось 250 различных войн, в которых приняли участие 90 государств, а людские потери составили 35 млн. человек. В основном война идет за суверенитет отдельных государств. В 1945 году в мире было 60 самостоятельных государств. Сегодня их 188, причем, большинство стало таковыми в результате военных действий.
Для урегулирования конфликтов человечество выработало ряд международных мер: экономическое эмбарго, политическое давление, военное вмешательство под эгидой ООН. Но эти меры эффективны в том, случае, если все уважают общепринятый международный порядок. В последнее время к урегулированию конфликтов подключаются неправительственные организации. Даже появилось такое понятие – «многонаправленная дипломатия», предполагающая взаимодействие правительственных и неправительственных структур.
Большие надежды связываются с демократизацией международных отношений, потому что до сих пор не известны в истории случаи, когда демократические страны воевали бы между собой. Обычно воюют с автократиями или тоталитарными режимами. Однако нельзя сказать, что демократические страны никогда не инициировали войн. Думается, что дело здесь не в ущербности самих демократических принципов, а в недостаточно последовательном их применении. Да и те страны, которые недавно стали на демократический путь развития, не могут измениться в одночасье. Авторитарное прошлое изживается постепенно. Однако это трудно понять старым демократам, и они высказывают недоверие к молодой демократии, стремятся навязать ей свои формы жизни, что неизбежно приводит к конфликтам. Таковы, например, современные отношения США и России.
Согласно новой доктрине США – доктрине «гуманитарного интервенционализма», любое государство, чья внутренняя и внешняя политика не укладывается в рамки представлений США и их союзников, рискует стать объектом прямого военного вмешательства.
На планете происходят процессы глобализации. И это делает мир настолько взаимосвязанным, что все труднее какой-либо стране диктовать свои правила жизни. Мировая экономическая система требует сохранения стабильности не только в экономическом плане, но и в политическом, и в военном.
Для повышения гарантии стабильности нужно существенное преобразование деятельности международных организаций. И в первую очередь ООН. Она была создана в 1945 году. С тех пор мир сильно изменился. А ее структура и принципы работы остаются прежними. Ставится вопрос о необходимости введения новых членов, кроме 5 постоянных, в Совет безопасности ООН. Решения, которые принимает Генеральная Ассамблея ООН, должны приниматься не путем официального голосования, а на основе действительно достигнутого консенсуса. Предлагается сократить число резолюций ООН, принимать только реально выполнимые решения по приоритетным направлениям и с высокой практической значимостью. Требуется изменить структуру Ассамблеи, создав в ней новые вспомогательные органы для рассмотрения наиболее актуальных проблем.
Другой наиважнейший шаг в направлении стабильности – демилитаризация. Эта мысль должна стать главной усвоенной истиной для политиков. Необходимо исключить из международной практики саму идею решать какие-либо проблемы военным путем. Только на этой основе можно говорить о реальном разоружении. А пока мы наблюдаем новый рост расходов государств на вооружение в связи с революцией в технологии в военном деле. Эту очередную революцию человечество может и не пережить.
Как видим, решение многих международных проблем упирается в понимание их сути не только правителями стран, но и их гражданами. И если граждане не информированы, то действия правительств остаются бесконтрольными со стороны общества. В современных условиях нет возможности столь бесконечно доверять политикам. Именно поэтому перед системой СМИ всего мира стоит задача информационного обеспечения населения по всем описанным выше вопросам, от решения которых зависит мир на Земле.