Й период – собственно образование Афинского государства
Надо сказать, что до Македонской империи Греция не была единым государством и состояла из множества самостоятельных городов-полисов. В VIII-VII вв. до н.э. возникают Афины, Коринф, Мегары, Спарта, Фивы. Мы поговорим о возникновении самых крупных и исторически важных городах-полисах – Афинах и Спарте.
В своем развитии Афинское государство проходит 4 этапа:
- XI-IX вв. до.н.э. – предполисный «гомеровский» период или «темные» века», характеризовавшийся господством родоплеменных отношений;
- VIII- начало V вв. до н.э. – архаический период, в ходе которого шло формирование полисного типа общества и государства;
- V в. до н.э. – классический период, характеризующийся расцветом Афин (рабовладельческого демократического государства);
- V-IV вв. до н.э. – кризис афинской демократии, завершающийся заключением Афин в состав Македонской Империи.
а) Гомеровский период, темные века
С древнейших времен территорию Аттики заселяли четыре крупных племени (в том числе и Афины). Согласно преданию, такое деление было произведено царем Ионом. Существовала родовая организация. Каждая община была изолирована и производила самое необходимое сама: продукты, земледелие, скотоводство, простейшая утварь, одежда, орудия труда, элементарное оружие.
Административно территориальные единицы:
1) Семьи (кланы)
2) Семьи объединялись в роды (30 семей в каждом роде).
3) Роды объединялись во фратрии (по 30 родов в каждой фратрии). Было три фратрии.
4) Фратрии объединялись в филы (племена).
Таким образом Древнюю Аттику заселяли 10 800 семей. Такое деление имело большое значение и сохранялось на протяжении многих веков. Данное деление составляло основу политической (по фратриям и филам народ собирался на сходы для обсуждения важных вопросов) и военной (по фратриям и филам строилось ополчение во время походов) организации общины.
Структура надобщинной (политической) организации:
1) Глава филы – басилевс (верховный военачальник, верховный судья и жрец общины). Во главе фратрии стоял фратриарх. Не совсем ясным до сих пор остается вопрос преемственности басилевса (после смерти басилевса власть могла перейти к его сыну или другим родственникам, но иногда переходила к другому роду. Важную роль играла власть авторитета (личные достоинства кандидата). Получается что на данном этапе развития Афинского государства власть басилевса еще не устоялась окончательно.
2) В своей деятельности басилевс опирался на Совет старейшин. Со стоял Совет из представителей знатных родов. Его члены назывались – геронтами. Басилевс постоянно с ними советуется и без из их одобрения не принимает ни одного решения.
3) Свободные общинники (боеспособные мужчины каждого племени) входили в состав Народного собрания, где обсуждались разного рода текущие дела общины. Каждый свободный человек связан кровным родством с родовой общиной, пользуется всеми правами на территории своего племени. По жребию (клеру) свободный общинник получал надел земли (так и называлось – клер), он обрабатывает землю, имеет свою долю урожая. Потеря земельного участка была в то время равносильна изгнанию из рода. Добыча после очередного военного похода делилась между его участниками, никакой общей казны не было.
Общественный строй:
1) Басилевс Афин.
2) Аристы – зажиточная родовая знать (аристократия).
3) Обезземелившиеся – феты (батраки). Они вынуждены были идти на службу под покровительство более сильных и состоятельных людей. Существовала форма наемного договора: Фет нанимался на год за определенную плату. Часто Фета ставили на одну ступень с рабами, так как по социальному положения они мало отличались друг от друга. Феты могли стать ремесленниками, матросами. Многие из фетов становились бродягами, нищими (особенно пожилые люди).
4) Метанасы – вышедшие из общины, следовательно, вышедшие из-под власти басилевса.
5) Рабы, патриархальное рабство.
Население Аттики становилось все более разнородным, четких определенных социальных групп еще не существовало. Власть басилевса все больше ослабевала, под его началом стало находиться все меньше людей, эта должность отживает свой век. А власти, которая могла подчинить своему авторитету все население, еще не было. Ни Совет старейшин, ни Народное собрание не могли взять на себя эту функцию.
б) Архаический период (реформы Тесея)
В XI в. до н.э. афинский басилевс Тесей отодвигает на второй план общинные органы управления, то есть басилевсе и Совет старейшин. Синойкизм – объединение четырех племен Аттики в единый народ. Собственно образование государства.
Органы политической власти:
1) Басилевса заменяет коллегия архонтов (осуществляли непосредственное управление, административную и судебную власть).
2) Вместо Совета старейшин - ареопаг (высшая власть). Комплектовался из архонтов, отслуживших свой срок.
3) Полемарх – военачальник, военный специалист из ряда аристократии.
4) Фесмофеты – осуществляли судебные функции (выносящие постановления).
Тесей был у афинян не только политическим, но и социальным реформатором, так он первый разделил всю массу народа на первоначальные сословия.
Общественный строй при Тесее:
1) Эвпатриды – родственники вождей, пользующиеся наследственным правом участия в совете полиса, начало формирования которого положил также Тесей. Это были дети «славных отцов», аристократическая каста людей, за которыми признано прямое происхождение по мужской линии от основателей полиса.
2) Геоморы – крестьяне с мелкими наделами земли, продолжавшие жить в сельской местности.
3) Демиурги – ремесленники, которые уже концентрируются в более крупных поселениях и городах.
Геоморы и демиурги являлись классическими представителя демоса.
Данное расслоение общества на классы охарактеризовал окончание существования традиционного общинного строя. Афинский народ встал на путь перехода к цивилизации с хозяйством индивидуальной семьи, господством частной собственности и разделением общества на более четкие социальные группы по имущественному признаку.
Родовая знать составляла небольшую группу населения. Но и она впоследствии стала расслаиваться. Группы аристократов:
- Всадники - полноправные аристократы (сражающиеся на колесницах). Они делились на более богатых – пентакосиомедимны (получали 500 медимнов зерна в год) (только они могли занимать высшие должности в государстве) и на более бедных.
- Зевгиты (младший аристократ). Были ограничены в правах, потому что их земельный надел позволял приобрести лишь тяжелое вооружение.
Таким образом, возможность занятия высших государственных должностей ограничивалась даже для аристократов.
Но в скором времени в слоях населения (фетами, мелкими аристократами, разорившимися) нарастает недовольство своей жизнью. Положение данной группы населения стало невыносимым. Доходило до того, что хозяин просто не плати Фету за работу. Возможно хозяин хотел удержать работника у себя на следующий срок или продать за долги в рабство (ведь в то время гарантий личной свободы не было).
Такой произвол приводил к концентрации земли в руках богатой аристократии. В демос входили не только разорившиеся крестьяне, но и зажиточные крестьяне, купцы, судовладельцы, которых также такой порядок веще перестал удовлетворять (интересы их не совпадали с интересами родовой знати).
Среди крестьян начинается брожение: они требуют передела земли, отмены процентных долгов и долговой кабалы. Более обеспеченные демосы (даже иногда будучи более богатыми, чем родовая знать, но не имевшие данного титула) стали добиваться политического преобладания и власти наравне с аристократией. Их цель – лишить эвпатридов их привилегий в пользу тех, кто не имел знатного происхождения, но не уступал им в экономических возможностях.