Этапы разработки федеральных целевых программ и государственного плана

Этап разработки концепции и основных направлений развития

В социально-экономических прогнозах основными являются прогно­зы: экономического роста; совокупного спроса; отраслевой структуры СЭС; уровня инфляции; развития межотраслевых комплексов; занято­сти населения; уровня жизни населения; жилищно-коммунального хо­зяйства (ЖКХ) и быта.

Основным блоком на этапе выработки социально-экономической политики является блок «структурно-инновационная политика». Базо­выми блоками для него являются: демографическая политика, социаль­ная, политика занятости, экологическая, внешнеэкономическая и обо­ронная политики. Кроме оборонной политики, которая выражается в военной доктрине, все блоки формируются в режиме итерации (повторения).

На основании прогнозов концепции и основных направлений раз­вития СЭС разрабатываются федеральные целевые программы. Дол­госрочные программы разрабатываются по наиболее важным социаль­ным и военно-стратегическим задачам, а также по решению важней­ших научно-производственных задач, имеющих к тому же межотрасле­вой характер.

В программе социально-экономического развития РФ должны быть отражены следующие моменты:

— оценки итогов социально-экономического развития за преды­дущий период и характеристика состояния экономики Российской Федерации;

— концепция социально-экономического развития страны на сред­несрочную перспективу, в том числе:

• макроэкономическая политика;

• институциональные преобразования;

• инвестиционная и структурная политика;

• аграрная политика;

• экологическая политика;

• социальная политика;

• региональная экономическая политика;

• внешнеэкономическая политика.

Программа социально-экономического развития на среднесрочную перспективу официально представляется Правительством Российской Федерации в Совет Федерации и Государственную Думу. Анализ хода выполнения среднесрочной программы должен входить как составная часть ежегодного Послания Президента Федеральному Собранию Рос­сии, в котором Президент оглашает первоочередные задачи на буду­щий год. Эти задачи и уточнения программы социально-экономическо­го развития исходят из краткосрочного прогноза, разрабатываемого на предстоящий год.

Краткосрочный (годовой) прогноз,формируемый ежегодно, явля­ется наиболее развернутым и детальным в системе прогнозных доку­ментов. Проект краткосрочного прогноза представляется Федеральным Правительством в Государственную Думу Российской Федерации од­новременно с материалами, характеризующими итоги социально-эко­номического развития за прошедший период текущего года, проектом федерального государственного бюджета на предстоящий год, переч­нем федеральных целевых программ, намеченных к финансированию, проектировками развития государственного сектора экономики, зада­ниями по объему поставок продукции для государственных нужд и другими документами.

тап разработки федерального бюджета

 

Госбюджет должен носить в себе логику среднесрочного разви­тия, которая, в свою очередь, основана на логике долгосрочного развития страны. В тех странах, где разрабатывается среднесрочный план и не разрабатывается краткосрочный (Франция, Япония, Ита­лия, Норвегия), годовой госбюджет является главным инструментом реализации среднесрочного государственного плана. Это единствен­ный финансовый план, утверждаемый главой государства и имею­щий силу закона.

Тема 2. Типы макроэкономического планирования и прогнозирования