Этапы разработки федеральных целевых программ и государственного плана
Этап разработки концепции и основных направлений развития
В социально-экономических прогнозах основными являются прогнозы: экономического роста; совокупного спроса; отраслевой структуры СЭС; уровня инфляции; развития межотраслевых комплексов; занятости населения; уровня жизни населения; жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) и быта.
Основным блоком на этапе выработки социально-экономической политики является блок «структурно-инновационная политика». Базовыми блоками для него являются: демографическая политика, социальная, политика занятости, экологическая, внешнеэкономическая и оборонная политики. Кроме оборонной политики, которая выражается в военной доктрине, все блоки формируются в режиме итерации (повторения).
На основании прогнозов концепции и основных направлений развития СЭС разрабатываются федеральные целевые программы. Долгосрочные программы разрабатываются по наиболее важным социальным и военно-стратегическим задачам, а также по решению важнейших научно-производственных задач, имеющих к тому же межотраслевой характер.
В программе социально-экономического развития РФ должны быть отражены следующие моменты:
— оценки итогов социально-экономического развития за предыдущий период и характеристика состояния экономики Российской Федерации;
— концепция социально-экономического развития страны на среднесрочную перспективу, в том числе:
• макроэкономическая политика;
• институциональные преобразования;
• инвестиционная и структурная политика;
• аграрная политика;
• экологическая политика;
• социальная политика;
• региональная экономическая политика;
• внешнеэкономическая политика.
Программа социально-экономического развития на среднесрочную перспективу официально представляется Правительством Российской Федерации в Совет Федерации и Государственную Думу. Анализ хода выполнения среднесрочной программы должен входить как составная часть ежегодного Послания Президента Федеральному Собранию России, в котором Президент оглашает первоочередные задачи на будущий год. Эти задачи и уточнения программы социально-экономического развития исходят из краткосрочного прогноза, разрабатываемого на предстоящий год.
Краткосрочный (годовой) прогноз,формируемый ежегодно, является наиболее развернутым и детальным в системе прогнозных документов. Проект краткосрочного прогноза представляется Федеральным Правительством в Государственную Думу Российской Федерации одновременно с материалами, характеризующими итоги социально-экономического развития за прошедший период текущего года, проектом федерального государственного бюджета на предстоящий год, перечнем федеральных целевых программ, намеченных к финансированию, проектировками развития государственного сектора экономики, заданиями по объему поставок продукции для государственных нужд и другими документами.
тап разработки федерального бюджета
Госбюджет должен носить в себе логику среднесрочного развития, которая, в свою очередь, основана на логике долгосрочного развития страны. В тех странах, где разрабатывается среднесрочный план и не разрабатывается краткосрочный (Франция, Япония, Италия, Норвегия), годовой госбюджет является главным инструментом реализации среднесрочного государственного плана. Это единственный финансовый план, утверждаемый главой государства и имеющий силу закона.
Тема 2. Типы макроэкономического планирования и прогнозирования