Традиционное право Индии
Древнейшим источником права в Индии был обычай. С развитием государства все большее значение приобретают законы, издаваемые царями. Отличительной особенностью древнеиндийского права является огромное влияние религии. В большинстве случаях судьями являлись слушатели церкви.
Древнейшие индийские сборники законов (Законы Ману, Гаутамы, Апастамбы, Нарада) представляли творчество различных школ брахманов и служили учебными руководствами.
Наиболее известный из них сборник - Законы Ману (II век до нашей эры - II век нашей эры) - представляет собой объемный свод религиозных, этических и юридических норм. Эти нормы - наставление можно разделить на три группы:
· религиозные предписания брахманов;
· нормы, регулирующие организацию государственной власти;
· нормы гражданского и уголовного законодательства.
Сборник делится на 12 глав, каждая из которых состоит из стихов (шлок).
Законы Ману составлены в период острой борьбы между брахманизмом и буддизмом. При Ашоке (272-232 гг. до нашей эры) буддистская религия стала государственной. Брахманизм уступил союзу буддизма и государства, но продолжал оказывать сопротивление и вел борьбу за существование путем создания сборника, содержащего предписания "прародителя людей Ману".
Сборник законов "Нарада" составлен в более позднее время, чем Законы Ману - представляет собой трактат о праве. В нем нашли отражение процессуальные вопросы, нормы уголовного и гражданского права, содержащих элементы нового феодального права.
Артхашастра ("Наука о политике")- древнеиндийский сборник Законов, относящихся к периоду существования империи Маурьев (III век до нашей эры - II век нашей эры) содержит разделы, посвященные вопросам государственного строя, процесса, гражданского и уголовного права.
Правовые положения населения были изложены в разделе лекции "Общественный строй".