Две основные функции образования и соответствующие им образовательные модели

Как уже отмечалось, на данном этапе развития общества в Республике Беларусь совершается переход от традиционного общества к индустриально-развитому и динамическому обществу, важнейшей особенностью которого является его постоянное изменение, развитие.

В традиционном обществе ведущим выступает процесс воспроизводства культурно-исторического опыта человечества, в динамическом – процесс развития личности, общественного сознания и общества в целом. Однако существующая система образования все еще в основном выполняет функции воспроизводства культуры, трансляции знаний, культурных образцов, формировавших опыт предшествующих поколений. Можно сказать, что образование осуществляет подготовку человека к жизни в прошлом или традиционном обществе, а, между тем, ему предстоит жить в будущем – новом, динамическом обществе, которое непрерывно развивается и принципиально отличается от своего предыдущего состояния. В этом заключается одно из главных противоречий образования как в нашей республике, так и в странах СНГ и дальнего зарубежья.

Данная проблема может быть решена через коренное изменение образовательной практики, модернизацию педагогического процесса во всех звеньях системы образования. Чтобы определить пути реформирования образовательной практики, необходимо более подробно рассмотреть вопрос об отличительных особенностях системы образования, присущей традиционному и динамическому обществу.

Образование в обществе реализует две основные функции:

1) воспроизводства (культуры, опыта, деятельности людей);

2) развития (общества, личности).

Первая функция осуществляется посредством теоретической (знаниевой) модели образования, вторая – универсальной (способностной или деятельностной).

Теоретическая модель образования обеспечивает трансляцию культурно-исторического опыта от поколения к поколению; воспроизводство «готовых», «завершенных» знаний, умений, навыков, необходимых личности для реализации существующих в обществе функций (культурных, социальных, экономических и т.д.). Посредством теоретической образовательной модели определяется и формируется сознание личности с конкретным типом мировоззрения: ценностями и идеалами, принципами и образом жизни, конкретными знаниями, умениями и навыками. Ярким примером такой модели образования является советская школа, которая была ориентирована на формирование у учащихся единого марксистско-ленинского мировоззрения, коммунистических идеалов и ценностей. Такая теоретическая модель образования соответствовала обществу традиционного типа и имеет другие названия: традиционная или предметно-ориентированная.

Сфера образования является также механизмом развития личности, общества в целом. Этот механизм развития реализуется посредством универсальной образовательной модели через подготовку людей к самостоятельной жизни в постоянно меняющейся ситуации, инновационной деятельности путем развития мышления, сознания личности. Универсальная модель образования направлена не столько на передачу обучающимся знаний, умений, навыков, сколько на развитие личностных способностей добывать эти знания и применять их в новых условиях.

Другими словами, акцент в содержании образования должен быть смещен с освоения конкретных знаний на развитие универсальных личностных способностей.Отсюда следуют и другие названия этой модели образования – универсальная или способностная, инновационная или личностно-ориентированная. В динамическом обществе важными для личности выступают, во-первых, способности работать в неопределенной ситуации – самостоятельно и адекватно решать возникающие в новых условиях новые задачи. Во-вторых, особо значимыми для личности становятся способности к личностному самоизменению и саморазвитию, в частности, к самостоятельному формированию собственного мировоззрения, к непрерывному самообразованию. Системообразующей для обеих групп способностей выступает личностная способность к самоопределению – социальному и культурному.То есть, выделяются некоторые личностные универсальныеспособности, с помощью которых человек может самостоятельно осуществлять выбор и строить себя и собственную жизнедеятельность, формировать личные идеалы, жизненные принципы, мировоззрение. К таким универсальным способностям также относятся: способность к рефлексии; мышлению; диалогу; анализу ситуации и определению целей, способов и средств их достижения; пониманию других людей и совместной продуктивной деятельности. Многие исследователи (Ю.В.Громыко, П.Г. Щедровицкий, Н.Г. Алексеев и др.) выделяют две группы универсальных способностей: 1) способность действовать в уникальных (новых, постоянно меняющихся) ситуациях; 2) способность к общению, продуктивной кооперации и сотрудничеству. Таким образом, реализация универсальной образовательной модели обеспечивает не только присвоение обучающимися культурно-исторического опыта, но и развитие у них личностных способностей к освоению новых способов мышления и деятельности, отношений между людьми. Эта универсальная или способностная модель образования характерна для динамического общества (см. схему 3).

Приведем сравнительный анализ теоретической (традиционной, знаниевой, предметно-ориентированной) и универсальной (способностной, деятельностной, личностно-ориентированной) моделей образования, а также определим отличительные особенности деятельности педагога в этих образовательных моделях (см. таблицы 2,3).

 

Основные функции образования в обществе

       
   
 

 


 

соответствует соответствует

теоретической (знаниевой) модели образования: 1) трансляция культурно-исторического опыта посредством образцов; 2) воспроизводство «готовых» знаний, умений, навыков  
универсальной (способностной или деятельностной) модели образования: не столько трансляция, сколько развитие личностных универсальных способностей к освоению способов мышления, новых типов деятельности и отношений между людьми

 

       
   

 


 

реализуется реализуется

 

в динамическом обществе
в традиционном обществе

 

 

ЛИЧНОСТЬ: - способная к самоопределению, выбору, рефлексии; - с развитым творческим, системно-ситуационным, глобальным мышлением; - обладающая обобщенными способами различных видов деятельности; - готовая к самообразованию и самосовершенствованию, самореализации, продуктивному сотрудничеству; решению различных задач в новых условиях

 

 

Сравнительный анализ моделей обучения (по В.Я. Ляудису)

Таблица 2

№ п/п Параметры обучающей модели Традиционная модель обучения Универсальная модель обучения  
1. Единица управления Учебно-воспитательный процесс рассматривается как взаимосвязь двух автономных деятельностей: обучающей деятельности учителя и учебно-познавательной деятельности ученика; ученики выступают как объекты управления, как исполнители планов учителя. Единицей управления является целостная учебно-воспитательная ситуация; участники имеют высокий уровень активности; ученики выступают как субъекты учения, общения, совместной деятельности, сотрудничающие с учителем.
2. Цели Усвоение предметно-дисциплинарных знаний Развитие личности
3. Ролевые позиции учителя и стиль руководства Предметно-ориентированная позиция, стиль авторитарно-директивный, инициатива учащихся подавляется. Личностно-ориентированная позиция, организационная и стимулирующая функция, стиль демократический, инициатива учащихся поддерживается.
4. Мотивационно-смысловые установки учителя Анонимность, закрытость личности учителя, всеобщая индивидуальная подотчетность, непререкаемость требований, игнорирование личного опыта обучаемых. Открытость личности учителя, установка на солидарность, совместную деятельность, индивидуальную помощь, участие каждого обучаемого в постановке целей и задач, принятии решений, рефлексии.
5. Характер организации учебно-познавательной деятельности Преобладают репродуктивные задачи. Овладение исполнительной оперативно-технической стороной деятельности опережает смысло- и целеполагание. На первый план выдвигаются творческие продуктивные задания, определяющие смысл и мотивы выбора обучаемыми продуктивных задач.
6. Формы учебных взаимодействий и отношений Ведущая и единственная форма учебно-познавательного взаимодействия – подражание, имитация, следование образцам. Позиция ведомого закреплена за обучаемым на всем протяжении обучения. Соперничество преобладает над сотрудничеством. Цели и задачи разрабатываются совместно учителями и обучаемыми. Процесс их достижения организуется как совместная деятельность. Многообразие и динамика развития внутри- и межгрупповых, межличностных отношений, снижение конфликтности по мере роста взаимодействий, усиление эмпатии в отношении друг к другу и к учителю. Сотрудничество вытесняет соперничество, антагонизм изживается солидарностью.
7. Контроль и оценка Преобладает внешний пооперационный контроль в рамках жестко заданных правил. Преобладает оценка результата со стороны учителя. Преобладает взаимо- и самоконтроль в рамках общих, разделяемых группой ценностей и смыслов. Внутренний контроль быстро формируется в отношении всего поведения. Преобладает взаимо- и самоконтроль в группах обучаемых.
8. Мотивационно-смысловые позиции обучаемых Отчуждение от учебных ценностей и задач, сужение спектра познавательных мотивов, обособление жизненно значимых ценностей и смыслов от учебных. Внутренний психологический отход от учебной деятельности. Усиление смыслов учения посредством сотворчества. Обогащение мотивов учения и познания, расширение мотивационной сферы личности, появление мотивов творческой деятельности, самоактуализации, утверждение достоинства личности.

Сравнительная характеристика деятельности учителя в традиционной и современной (личностно-ориентированной) моделях обучения*

Таблица 3

№ п/п Параметры педагогической деятельности Характеристика педагогической деятельности
Традиционная (знаниевая, теоретическая) модель обучения Современная (универсальная, способностная) личностно-ориентированная модель обучения
1. Ценности педагогической деятельности Достижение проектных целей Реализация ценностей постепенного и целенаправленного перехода от обучения и воспитания к формированию способностей к самообучению и самовоспитанию
2. Цели педагогической деятельности Достижение проектных целей Совмещение целей социального заказа и личностных целей обучаемых
3. Характер педагогического воздействия Проектное содержание транслируется педагогом независимо от индивидуальных особенностей ученика. Проектно-технологическое управление учебной деятельностью Воздействие на ученика строится на основе его самоопределения на самоизменение и саморазвитие, диагностики учебной деятельности и личностных качеств. Ситуационное управление учебной деятельностью
4. Учет индивидуальных особенностей Не учитываются, проектной цели должен достичь каждый ученик Постоянный учет индивидуальных особенностей на основе диагностики
5. Учет ситуации Практически не учитывается, если учитывается, то стихийно Постоянная рефлексия ситуации
6. Учет позиции ребенка в учебном процессе Ученик – объект педагогического воздействия Ученик – субъект кооперативной деятельности
7. Позиция учителя в учебном процессе Учитель – субъект педагогического процесса, транслирующий научные знания, организующий проектно-технологическое управление Учитель – диагностик самоизменения учащегося, управляющий ситуацией развития способностей ученика
8. Характеристика результата педагогического процесса Определенный уровень ЗУНов, заданные качества личности. (Определенный уровень освоения знаний как элемента культуры, видов деятельности, запечатленных в культуре.) Изменение способностей ученика. (Подготовка к еще не существующим видам деятельности)
9. Соотношение рефлексивного компонента и научного знания в содержании образования Рефлексивная компонента присутствует лишь в самом научном знании, не выступает как самостоятельная Рефлексивная деятельность выступает как самостоятельный объект усвоения и является основой прогностического мышления. Организованно соотносятся научное знание и культура мышления в ходе организации знаний