Структура стада рацион кормления качество угодий
Известно, что реальная потребность скота в пастбищах и сенокосах зависит от ряда условий: структуры стада, рационов кормления и качества угодий. Примерные нормативы затрат кормов и площади кормовых угодий на голову скота приводится в таблице 11.
Таблица 11 Примерные нормативы по обеспечению зелёными и грубыми кормами скота в личной собственности граждан
Виды скота | Нормативы затрат, ц | Потребность площади, га | ||||
Сенокосов | Пастбищ | |||||
Сено | Зелёный корм | Чистых | Закуста-1 Улуч-ренных шенных | Естественных | Закустаренных | |
Коровы дойные | 1.5 | 2.5 0,5 | 0.7 | 1.0 | ||
Овцы и козы | 0.5 | 0,8 0,1 | 0,2 | 0.2 |
По данным таблицы можно рассчитать, что для деревни с населением 100 человек необходимо иметь в резерве 10-25 га сенокосов и 4-12 га пастбищ в пересчёте на естественные чистые.
При увеличении поголовья скота появится необходимость улучшения угодий и повышения их продуктивности.
Потребность в кормовых угодьях существенно не изменится, если вместо крупного рогатого скота часть населения будет содержать овец и коз: кормовой баланс в целом сохранится.
Расчёт площади сенокосов и пастбищ для молодняка крупного рогатого скота может быть произведён в соответствии с выше приведёнными коэффициентами перевода в условные коровы.
Участки сенокошения и выпаса скота должны быть предоставлены населению за счёт близлежащих земель; временно свободного приусадебного фонда и специально выделенных кормовых угодий в пределах черты населённого пункта.
Здесь возможны различные формы землепользования: коллективное долгосрочное пользование, аренда на длительный срок, индивидуальное землевладение и т.п.
Следует учитывать, что содержать личный скот имеет право каждый житель села и соответственно он имеет право на коллективно-долевое участие или индивидуальное владение участков кормовых угодий. Поэтому сельская администрация должна сохранить резервные фонды угодий, а при ограниченности ресурсов — планировать преимущественное коллективное использование пастбищ и сенокосов.