Древний мир

АКУШЕРСКОЙ НАУКИ

ОСНОВНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ

История акушерства тесно связана с историей медицины, хотя до XVIII столетия оно стояло на низшем уровне развития, чем остальные отделы врачебной науки, так как на его долю выпала ещё борьба с предрассудками и невежеством.

Зачатки акушерства известны с древних времен. С появлением человеческого рода, люди стремились доставить роженице облегчение ее страданий и оказать помощь при родах. Во времена седой старины: пожилые женщины, умудренные личным опытом, помогали советами и делом своим молодым и неопытным соплеменницам, так как для мужчин считалось нескромным видеть женские половые органы.

Культурные народы древности - индусы, евреи, греки и римляне - еще до нашей эры имели повивальных бабок, в древнейших письменных памятниках упоминается об акушерках как особом классе специалистов. «Obstetrices» («старуха, стоящая возле») - указывает на то, как развивалось это сословие. В Древнем Китае повитухи при оказании помощи роженицам часто использовали различные амулеты, особые манипуляции и даже специальные инструменты, сведения о которых до нас не дошли.

Обычай приглашать к родам пожилых, опытных женщин привел со временем к тому, что они стали повивальными бабками по профессии, и акушерство в течение многих веков оставалось в их руках как ремесло.

Однако случалось, при осложненных родах, когда мудрости и опыта повивальных бабок оказывалось недостаточно и тогда, обращались за помощью к медикам-мужчинам. Это были мужчины-хирурги, которым выпадала тяжелая и неблагодарная задача - при тяжелейших, запущенных случаях извлечь ребенка из утробы матери. При этом хирурги не имели опыта наблюдения за нормальными родами, не владели понятиями о естественном течении родов. Поэтому большинство врачей не желали иметь дело с подобным искусством на практике и в большинстве случаев ограничивались умозрительными заключениями об акушерстве.

От влияния многих заблуждений не могли уйти даже лучшие из врачей. "Отец медицины" великий Гиппократ (460-370 г.г. до н. э.), его мать была известная акушерка Фанарега, в своих трактатах осветил вопросы акушерства намного слабее, чем другие медицинские дисциплины. Гиппократ написал очень много сочинений о родах и акушерстве вообще, в которых он проявил свой гений великого наблюдателя, хотя в практическом акушерстве он установил мало правил. Гиппократу принадлежит ясный кратко сформулированный принцип деятельности врача «Не навреди!»

По воззрениям Гиппократа, плод стремится покинуть утробу матери под влиянием голода, он рождается собственными силами, идет головкой вперед, а ножками упирается в дно матки. Отсюда следовало, что нужно стремиться вернуть плод в головное предлежание. Если это не удавалось, то естественное родоразрешение считалось невозможным, и тогда прибегали к инструментам, чтобы извлечь плод по кускам.

Ввиду того, что Гиппократ пользовался непререкаемым авторитетом и уважением среди всех медиков, его акушерские взгляды нашли широкое практическое распространение среди современников. Вместе с греческими врачами и повитухами они проникли и в Рим, оставаясь неизменными вплоть до христианского летоисчисления.

Древние греки знали о кесаревом сечении, однако производили его только на мертвой женщине с целью извлечения живого младенца (согласно мифологии, так был рожден бог врачевания Асклепий).

В заключительный период истории древней Греции - эпоху эллинизма (александрийские врачи начали производить анатомические вскрытия) занятие акушерством и гинекологией стало выделяться в самостоятельную профессию. Известными акушерами своего времени были Герофил, Деметрий, Клеофант и Эразистрат (II в. до н.э.). Будучи хирургом и акушером, Герофил изучал развитие беременности, причины патологии родов, дал анализ различного рода кровотечений и разделил их на группы. Другой александрийский врач Клеофант (II в. до н.э.) составил обширное сочинение по акушерству и женским болезням.

Римляне позаимствовали у древних греков и перенесли в медицину, в том числе и в акушерство, множество религиозных культов с поклонением богам. Так, греческий бог-врачеватель Асклепий в Риме переименовывается в Эскулапа - бога медицины. Богиней менструации становится Флюония, богиней матки - Утерина, богинями деторождения - Диана, Кибела, Юнона и Мена. Богиня Проза покровительствовала плоду при родах в головном предлежании, а Просверта - при тазовом предлежании и поперечном положении. Дети, рожденные в ножном предлежании, получили имя Агриппы.

До наших дней дошли ценные классические сочинения известных врачей древнего Рима, по акушерству и женским болезням - А.К. Цельса, Сорана из Эфеса, Галена из Пергама (I в). Им были известны различные методы акушерского и гинекологического обследования, операции поворота плода на ножку, извлечение его за тазовый конец, эмбриотомия; они были знакомы с опухолями гинеталиев (фиброма, рак), смещениями и выпадениями матки, воспалительными заболеваниями. Также труд женщины-акушерки Аспазии (II в.), в котором описаны методы консервативного и оперативного лечения женских болезней, гигиена беременности, уход за новорожденными.