II. Периодизация экономической истории.
Вопрос о периодизации истории экономики остается дискуссионным в науке. Периодизация – это установление определенных хронологически последовательных этапов в экономическом развитии общества.
В настоящее время существуют три основных подхода к этой проблеме периодизации истории экономики:
- теории восхождение от низшего к высшему;
- теории цивилизаций;
- теории исторического круговорота.
К первой группе теорий относится, в частности, концепция русского просветителя XVIII в. С. Е. Десницкого, который, исходя из идеи о постоянном усложнении форм хозяйственной жизни, выделил стадии:
- собирательства,
- скотоводства,
- земледелия,
- коммерческого состояния общества.
Русский ученый Л.И. Мечников установил периодизацию экономической истории по степени развития водных путей сообщения:
- речной период (период древности),
- средиземноморский период (Средневековье),
- океанический период (Новое и Новейшее время).
Немецкий историк и экономист, один из основоположников исторической школы в экономической науке, Ф. Лист, положив в основу периодизации истории отраслевой признак, выделил пять стадий:
- дикости;
- пастушескую;
- земледельческую;
- земледельческо-мануфактурную;
- земледельческо-мануфактурно-коммерческую.
Другой немецкий ученый К. Бюхер, проанализировав длину пути, который проходит продукт (услуга) от производителя до потребителя, выделил следующие стадии исторического развития хозяйства:
- стадия замкнутого домашнего хозяйства, где каждый производит сам для себя все необходимое (замкнутое хозяйство без обмена);
- стадия городского хозяйства, где производитель работает на заказ (непосредственный обмен товарами);
- стадия народного хозяйства, где производитель работает на неизвестный рынок.
Б. Гильдебранд, используя явления обмена, купли-продажи, выделил три последовательные стадии:
- натуральное хозяйство,
- денежное хозяйство,
- кредитное хозяйства.
Американский ученый У. Ростоу – автор концепции «стадий экономического роста» (60-е годы XX в.), выделил пять фаз:
- традиционное общество, для которого характерно применение ручного труда, развитие сельского хозяйства как основы экономики, низкая производительность труда, медленные темпы технико-экономической эволюции;
- период создания условий для сдвига, когда начинают действовать силы, подготовившие общество к сдвигу: развитие науки, рынка и свободной конкуренции, а также накопление капитала и рост капиталовложений в народное хозяйство;
- стадия сдвига, или промышленного переворота, с быстрым развитием отдельных отраслей промышленности и заменой ручного труда на машинный;
- стадия зрелости, когда был достигнут быстрый и постоянный прогресс всех отраслей хозяйства;
- стадия, обеспечивающая высокий уровень массового потребления.
В 70-е годы Ростоу дополнил свою схему шестой стадией, на которой общество занято поиском путей качественного улучшения жизненных условий человека. Этот ученый считает, что он дал теорию экономической истории в целом, которая является современной альтернативой марксизма.
К. Марксом была разработана формационная теория. В ней за основу был взят тезис о том, что все народы в принципе развиваются одинаково и рано или поздно проходят одни и те же стадии общественно-экономического развития:
- первобытнообщинную (от возникновения человека до IV тыс. до н. э.),
- рабовладельческую (IV тыс. до н. э. — V в. н. э.),
- феодальную (V—XVII вв.),
- капиталистическую (с середины XVII в. по настоящее время в ведущих странах),
- коммунистическую.
Эти стадии получили название общественно-экономических формаций. В основе перехода от одной формации к другой лежит эволюция производительных сил и производственных отношений. Таким образом, история экономики – это процесс возникновения, развития и смены способов производства, а способ производства – это исторически определенное единство производительных сил и производственных отношений.
В настоящее время получили распространение подходы к периодизации под воздействием научно-технической революции. Примером может служить концепция Д. Белла, который выделил три этапа общественного развития:
- доиндустриальное общество: традиционная или аграрная экономика, в которой преобладают добывающие виды хозяйственной деятельности (земледелие, рыболовство, добыча полезных ископаемых), подавляющее большинство населения занято в сельском хозяйстве, а земля – основной фактор производства;
- индустриальное общество: основной вид хозяйственной деятельности – промышленное производство, а главный фактор – капитал; формирование индустриального общества связано с распространением крупного машинного производства, урбанизацией, утверждением рыночной экономики и возникновением социальных групп предпринимателей (буржуазия) и наемных работников (пролетариат);
- постиндустриальное общество: переход от производства к производству услуг, основным производственным фактором становятся информация и знания, а главной движущей силой экономики – научные разработки; главную роль в обществе начинают играть квалифицированные специалистов, менеджеры, люди умственного труда.
Вторая группа – теории цивилизаций.
Термин «цивилизация» известен с XVIII в.; тогда им обозначали определенный уровень развития общества, наступающий после эпохи дикости и варварства. Главным признаком цивилизации считалось появление письменности, городов, классов и государства. Однако до настоящего времени не удалось дать всеобъемлющего, всеми признаваемого понятия «цивилизация». Цивилизация характеризуется определенной экономической системой, этническими корнями, религией, философией, стилем творческого мышления, обобщенным образом мира, особым принципом жизни цивилизации.
В XIX—XX вв. появилось много новых теорий цивилизаций, из которых наиболее известными были теории Н.Я. Данилевского, А. Тойнби.
Русский ученый Н. Я. Данилевский считал, что основной реальной единицей всемирной истории является локальный культурно-исторический тип – цивилизация, каждая из которых непрерывно борется с внешней средой и другими цивилизациями. Цивилизации покоятся на четырех основах – культурной, религиозной, политической и экономической; эти сферы деятельности всегда были развиты неравномерно — в действительности преобладала какая-то одна, что тормозило развитие народов.
По мнению английского ученого А. Тойнби, всемирная история есть просто сумма глубоко специфических, не связанных друг с другом цивилизаций, каждая из которых проходит одни и те же стадии в своем развитии – зарождается, достигает расцвета, приходит в упадок и погибает. Цивилизации, соприкасаясь, не могут не влиять друг на друга, однако это воздействие не является настолько сильным, чтобы принципиально изменить характер данной цивилизации: систему хозяйства, повседневный уклад жизни, особенности национального менталитета — то, что и составляет самобытность каждой культуры. Он выделил тринадцать основных цивилизаций, из которых пять цивилизаций — великие. Наиболее активной из пяти великих цивилизаций, существующих с древности до наших дней, А. Тойнби считал западную, сумевшую оказать наибольшее влияние на другие цивилизации. В число других великих цивилизаций Тойнби включал также дальневосточную (Китай), индусскую (Индия), ближневосточную (исламскую), восточнославянскую (православную). А. Тойнби полагал, что жизнеспособность цивилизации определяется прогрессом в производительных силах и ростом производительности труда, овладением жизненной средой, способностью избегать ситуаций, решение которых не зависит от данного общества, и наличием интеллектуальной элиты – творческого меньшинства: если его нет, то нет и цивилизации.
Вторая группа – теорий исторического круговорота стала особенно популярной в историко-экономической литературе в последние 60-70 лет, хотя первые из них были созданы еще в начале XVIII в.
Так, итальянец Дж. Вико, выдвинув концепцию исторических кругов, утверждал, что развитие всех народов идет по циклам. В трудах немецкого историка И. Г. Гердера история народов уподоблена жизни человека с его возрастами. Э. Мейер высказал мысль о том, что история человечества представляет собой ряд замкнутых циклов – например, Древний мир, средневековье – и в каждом из них присутствуют элементы как феодальной, так и капиталистической экономики, в любом из циклов можно найти и свободный, и наемный, и принудительный труд.
С учетом тесной связи теории исторического кругооборота и теорий цивилизаций циклическую периодизацию истории экономики можно представить следующим образом (таблица 1).
Таблица 1
Циклическая периодизация истории экономики
Суперцикл | Цивилизация | Временные рамки |
Древний мир | 1. Неолитическая | VII – IV тыс. до н.э. |
2. Восточно-рабовладельческая | III – первая половина I тыс. до н.э. | |
3. Античная | VII в. до н.э. – V в. н.э. | |
Индустриальный | 1. Раннефеодальная | VI – XIII вв. |
2. Прединдустриальная | XVIII в. | |
3. Индустриальная | 60-е гг. XVIII в. – 70-е гг. XX в. | |
Постиндустриальная | 1. Постиндустриальная | 80-е гг. XX в. – XXI в. |
В рамках данного курса используется общая историческая периодизация: Первобытная эпоха, Древний мир, Средневековье, Новое время, Новейшее время, увязанное с формационным подходом.