Философия техники: основные проблемы и подходы

Химки - 2012 г.

Время - 2 часа

Лекция

по дисциплине «Философия»

 

ТЕМА № 10/1. «ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИКИ»

 

 

 

Обсуждена на заседании ПМК № 1 «___» сентября 2012 г. Протокол № 1.

 

 

Для очной и заочной формы обучения

 

 

I. Учебные и воспитательные цели:

1. Уяснить сущность философского подхода к анализу проблема техники.

2. Раскрыть возможности философской методологии в познании сложных технических проблем.

3. Определить смысл и значение диалектики техники и этики, социальной ответственности представителей научного сообщества.

4. Воспитание личной ответственности у обучаемых за высокие результаты учебы в академии.

 

II. Учебно-материальное обеспечение:

1. Слайды

2. Выставка литературы

III. Расчет учебного времени:

Содержание занятия Время, мин.
Вступительная часть 5 мин.
Учебные вопросы: 1. Философия техники: основные проблемы и подходы. 50 мин.
2. Диалектика этики и техники. 30 мин
Заключительная часть 5 мин.

IV. Организационно-методические указания:

При изучении темы необходимо раскрыть содержание философской методологии в познании техники, ее места и роли в современном обществе, а также бытия человека в современном информационно-техническом обществе.

 

 

V. СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИИ

«ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИКИ»

 

Суть и смысл дальнейшего развития техники состоит в выработке таких проектированных стратегий и контролирующих систем, которые бы обеспечили человеческое выживание. Включение философской парадигмы в инженерию позволяет преодолеть технократическую односторонность, организовывает инженерное мышление и инженерную деятельность вокруг человека как высшей ценности, а их человеческое измерение делает мерой профессионализма и компетентности, что и составляет одно из важнейших условий преодоления кризиса.

Возникновение и совершенствование технических, но не всегда научных знаний осуществлялось на всем протяжении истории человечества.

Философия технических наук рассматривает две основных проблемы: а) первая из них касается рационального осмысления техники; б) вторая - процесса становления и развития технических наук.

Становление и развитие технических наук не полностью совпадает с этапами становления и развития науки как института общества. Только на стадии классической новоевропейской науки начинается становление технических теоретических знаний в механике (физике), астрономии, математике и других естественных науках.

Процесс становления и развития технических наук можно представить следующими этапами.

На первом этапе, который охватывает историческое время от древних обществ до рубежа XVI – XVII веков, имел место подготовительный процесс становления научного технического знания. Возникают и совершенствуются технические практические знания. Повседневные обыденные технические знания дополнялись рациональным осмыслением орудий труда и мастерства (техники) видов деятельности. Практические технические знания веками углублялись, обогащались новыми знаниями, расширялись сферы их практического применения. В основном это было ремесленное техническое знание о возделывании земли с помощью тех или иных орудий труда, выращивании и переработке злаков, технических культур, овощей и фруктов. В сфере животноводства техническое знание было связано с обустройством помещений для скота, выделкой кожи, обработкой шерсти, изготовлением обуви и одежды, с другими ремеслами. Активно развивались технические знания в строительстве, гончарном деле, изготовлении оружия, выплавке металлов (медный, бронзовый и железный века в истории планетарной цивилизации), обработке драгоценных металлов и ювелирном деле.

По мере совершенствования сознания, мировоззрения и социальных качеств человека семейные и артельные ремесленные, а также индивидуальные производства и практические технические знания о них охватывали быт и содержание натурального хозяйства, торговлю, многие другие сферы жизни общества. В России, например, со времен еще раннего Средневековья в крупных городах существовали уже посады: кузнечные, гончарные, кожевенные, ювелирные, сапожные, прядильные, оружейные и др. [1] Технические знания имели непосредственный прикладной характер, были тесно связаны с навыками и умениями человека.

Они не изменили своего характера и в период позднего европейского Средневековья, а также Возрождения. Например, знания о ткачестве, ткацких станках и процессах изготовления различных тканей оставались ремесленными и цеховыми до XIX века. Переходы от ручного ткацкого станка к механическому, а от механического – к автоматизированному станку происходили в результате практического конструирования. Какие-либо теоретические обоснования не осуществлялись. Образцы техники и технические практические знания большей частью были связаны с природными условиями и традиционными видами ремесленной деятельности. Например, в Англии разводили овец и получали шерсть. Она служила основой ткачества. Франция и другие государства Центральной Европы торговали со странами Средней Азии, Китаем и Индией. Привозили оттуда шелковые нити и хлопок, развивали соответствующее ткачество. В Египте, отдельных районах Италии и на Руси выращивали лен. Развитие получило льняное ткачество.

Первые образцы ручных ткацких станков не имели авторов. Это было народным техническим творчеством многих древних цивилизаций. Накопленное опытное техническое знание воплощалось в нехитрых приспособлениях, облегчавших труд по созданию тканей. Ткацкий станок с «челноками-самолетами» выходца из фермерской семьи Дж. Кея (1733), механический станок доктора богословия и профессора Оксфордского университета Э.Картрайта (1785), станок с металлической станиной В.Хоррокса (1803) и многие другие механические образцы составили основу промышленной революции техники ткачества XVIII века в Европе. Но технические науки не возникли. Умельцы-изобретатели использовали свой опыт или любопытство, смекалку и талант, а не строгие математические расчеты или теоретические обоснования.

Таким образом, на первом, самом длительном этапе истории, технических наук не возникло. Складывались и развивались практические, преимущественно ремесленные технические знания. Но они накапливались, систематизировались и совершенствовались.

Второй этап становления научного технического знания и оформление его в конкретные науки начинается в Европе с середины XVII века. Первые теоретические технические знания не распространялись на технику и технические виды деятельности (горное дело, металлургию, ткачество, орудия труда в сельском хозяйстве и т.д.), потому что формировалось в естественных науках (науках о природе).

Первая и вторая научные революции привели к утверждению новоевропейской (современной – в этом смысле) науки. Активно развиваются астрономия, механика (физика), математика, оптика. В научных сообществах классическими работами были признаны труды Н.Коперника, И.Кеплера, Г.Галилея, Ф.Бэкона, Р.Декарта, И.Ньютона, Б.Паскаля, П.Гассенди, П.Ферма, Э.Торричелли, Л.Эйлера и др.

Технические знания как научные знания возникают и утверждаются не в процессе рационального осмысления технических видов деятельности и практического конструирования, а в этих, признанных классическими, науках – в физике (механике), астрономии, оптике, математике. Естественно, что воплощать на практике в промышленном и сельскохозяйственном производстве такие знания было невозможно. Пользование ими началось значительно позднее. Так, оптические призмы в ремесленном деле и механические приспособления за наблюдениями небесных объектов были известны уже в средние века. Известно, например, что нидерландский философ Б.Спиноза (1632-1677), живший уже накануне первой научной революции, занимался не только философией, но и шлифовкой линз. Отравившись стеклянной пылью, он умер в возрасте 45 лет. Совершенных теоретических оптических знаний и безопасных технических устройств еще не существовало.

Другой показательный пример – одна из наиболее значительных обсерваторий Средневековья – обсерватория Улугбека около Самарканда (1428-1429). Это было круглое трехэтажное здание. В нем имелись необходимые инструменты, уникальный 40-метровый мраморный секстант (угломерное техническое устройство), горизонтальный круг, другие устройства. Но телескопа не было. Создание и функционирование обсерватории опиралось на отрывочные теоретические знания о космосе и технике наблюдения за небесными телами. Прошло не менее 400 лет со времени появления оптической линзы и ее использования для наблюдений, пока Галилей – механик (физик), математик и оптик – теоретически не обосновал преломление лучей в выпуклых и вогнутых линзах и построил первый телескоп. С его помощью Галилей открыл горы на Луне, 4 спутника Юпитера, фазы у Венеры и пятна на Солнце. Но практическое воплощение теоретических технических расчетов по производству совершенной оптики произошло лишь во второй половине ХХ века. Разные модификации современных телескопов и микроскопов позволяют с высокой точностью изучать небесные объекты, а также объекты микромира по их электромагнитному излучению и другим свойствам.

Таким образом, первая научная революция способствовала становлению научного технического знания. Оно формировалось в ведущих для того времени естественных науках. Можно считать, что самостоятельного классического этапа технические науки не имели, но научным техническое знание стало именно на этапе первой научной революции.

Третий этап становления и развития технических наук был обусловлен бурным развитием промышленности в Европе в XVII – XVIII веках, возникновением и усложнением инженерной деятельности. Технический специалист в сфере промышленности должен был обладать теоретическими знаниями. Ремесленные мастеровые знания, умения и навыки оказывались недостаточными для производства паровой машины, строительства крупного корабля, создания электрического прибора, наладки конвейера. Начинается подготовка инженеров в вузах и специальных учебных заведениях. Необходимы стали самостоятельные технические науки. В 1746 году в Париже открылась политехническая школа с новой организацией учебного процесса. Он сочетал теоретическую подготовку с техническим практическим учением. Позднее подобные вузы возникают в США и многих странах Европы. В России в ходе реформ Петра I в Москве создается Школа математических и навигацких наук (1701) для подготовки специалистов морского флота, судостроителей, геодезистов. С 1715 года она функционировала как Московская подготовительная школа петербургской Морской академии. Вузы технической ориентации становятся центрами научной технической мысли. Дисциплинарная организация технических наук началась как раз на этапе второй научной революции и продолжалась в XIX – первой половине XX веков.

На четвертом этапе (в процессе третьей научной революции) научное техническое знание интегрируется с практическим ремесленным техническим знанием и используется для создания отраслей промышленности – электротехнической, химической, машиностроительной и др. Экспериментаторы и изобретатели организуют исследовательские лаборатории. Так, американский изобретатель Т.Эдисон (1847-1931) основал в 1876 г. первую в США такую лабораторию. Ее представители давали до ста изобретений в год, а теоретические разработки доводили до промышленного производства. Промышленные кампании стали создавать исследовательские лаборатории, так как практические ремесленные и инженерные знания не позволяли уже решать усложнившиеся технические проблемы. В США возникают исследовательские лаборатории компании «Ист-мэн Кодак» (1893), компаний «Б.Ф. Гудриг» (1895) и «Дженерал электрик» (1900).

Третья научная революция привела к замене линейной (одномерной) механистической и универсальной картины мира многомерной, многозначной и разнонаправленной картиной мира. Работы М.Фарадея, Дж. Максвелла, М.Планка, Н.Бора, В.Гейзенберга, Э.Резерфорда, А.Эйнштейна и многих других представителей третьей научной революции обусловили активное развитие технических наук.

Знания о радиоактивности, делимости атома и его структуре, об особенностях микромира и другие были достигнуты не только на основе интеллектуальных размышлений исследователей, но и с помощью новых технических инструментов и устройств. Технические науки отграничивают свои объектные и предметные области исследования от естественных наук, и прежде всего от физики. Предлагаются образцы точных научно-технических обоснований и проектирования, которые опережали практику и воплощались позднее.

Интеграция научно-технического знания и практической технической деятельности продолжалась до 40-х годов ХХ века. Например, в 1773 году в Санкт-Петербурге было создано Горное училище, в котором осуществлялась теоретическая подготовка горных инженеров. Подобная ситуация была характерна и для Европы. Ведущие университеты Европы, возникшие еще в XI – XIII веках, не осуществляли подготовку технических специалистов до XVIII века. Только в 1777 году было предложено осмысление с научных позиций основных сфер технической деятельности. Это осуществил И.Бекманн в своем труде «Общая технология». Со второй половины XIX века, т.е. на заключительной стадии третьей научной революции, начинается активное самостоятельное развитие технических наук.

Появление кибернетики как науки об информации во второй половине ХХ века и создание электронно-вычислительной техники положило начало пятому, современному этапу развития технических наук. Но это произошло уже в период четвертой научной революции. Техника теперь не развивается без научно-теоретического обоснования и проектирования. Вновь усиливается взаимодействие физики, химии, биологии, математики и технических наук. На первые позиции научно-технических разработок выходят не новые образцы машин, агрегатов и инструментов, а технологии. Появляется термин «научные исследования и опытно-конструкторские разработки» (НИОКР). Он отражал необходимое взаимодействие теоретических исследований в области техники и технологий с практическим воплощением получаемых результатов. Иногда термин трактуется как «научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки».

К середине ХХ века технические науки выделились в самостоятельную группу по отношению к естественным и социально-гуманитарным наукам. Таким образом, особенностями возникновения, становления и развития технических наук можно считать, во-первых, длительный период совершенствования технического вненаучного, практического знания. Во-вторых, особенность генезиса научного технического знания состоит в том, что оно возникало в лоне естественных наук на этапе первой научной революции. В-третьих, интеграция в XVIII – первой половине XX веков возникшего в ходе первой научной революции научно-технического знания и совершенствовавшегося веками практического технического знания также демонстрирует специфику становления технических наук. Дисциплинарная организация науки во второй научной революции и возникновение самостоятельных технических наук на этапе третьей научной революции отражали уже современную динамику развития технических наук. В-четвертых, самостоятельное существование технических наук в их соотношении с естественными и социально-гуманитарными науками характеризует их современный статус в системе наук и культуре общества.

В современном планетарном обществе техника реализует свой потенциал в тесном взаимодействии с наукой. Понятия «научно-техническая революция» и «научно-техническое развитие» стали неотъемлемыми логическими основами осмысления степени развития культуры мирового сообщества, культуры каждого народа и отдельного человека.

Прежде чем рассмотреть философские проблемы современных технических наук, необходимо остановиться на их особенности, которая сегодня обусловливает актуальность философского осмысления роли техники и технического знания в планетарном обществе. Такой важной особенностью функционирования современных технических наук можно считать их ведущую роль в научно-техническом развитии. Научно-техническая революция (НТР) началась в 40-х годах ХХ века. Ее важно отличать от технической революции в Европе XVII – XVIII веков, которая не сопровождалась наукой.

НТР сегодня отражает качественные изменения в науке и технике, интеграцию научных и технических процессов, а также новые их роли в функционировании общества и его культуры. НТР существенно повлияла на условия, характер и содержание труда, структуру производительных сил, общественное разделение труда, отраслевую и профессиональную структуру общества. Она способствует быстрому росту производительности труда, оказывает воздействие на природопользование. Решение этих и других проблем научно-технического развития было достигнуто в первую очередь внедрением результатов технических наук.

Ведущая роль технических наук проявляется в содержании НТР. Современная научно-техническая революция имеет следующие черты:

- произошло взаимопроникновение науки и техники, возник научно-технический континуум;

- наука приобрела новое качество – она превратилась в непосредственную производительную силу общества наряду с традиционными производительными силами (средствами производства и человеком как производительной силой);

- существенно сократились сроки от обоснования научной идеи до ее воплощения на практике в технике и технологиях. Например, временной интервал между открытием и его воплощением в технической модели в XIX – начале XX веков составлял для телефона – 56 лет (1820-1876), для радио – 35 лет (1876-1902), для телевидения – 14 лет (1922-1936). Во второй половине ХХ века он резко сократился: для транзистора, например, он составил 5 лет (1948-1953) и 5 лет для лазера (1956-1961);

- произошло новое общественное разделение труда, связанное с превращением науки в самостоятельный вид общественно значимой деятельности;

- качественным преобразованиям подверглись орудия труда, предметы труда и сам работник;

- сократились масштабы ручного труда, развивается автоматизация производства, внедряются информационно-компьютерные средства и методы управления различными видами производственной деятельности;

- создаются материалы с заранее заданными свойствами, возникла атомная энергетика;

- гигантское развитие получили средства массовой коммуникации; пользование глобальными и локальными информационными сетями становится повседневным показателем жизни и деятельности населения;

- возрастает число разработок и практического осуществления комплексных исследований и проектов, в которых принимают участие представители многих наук, инженеры и менеджеры различных специальностей;

- с 70-х гг. ХХ века (со второго, современного этапа НТР) доминирующее значение приобретает не техника (машины, механизмы, технические орудия труда и т.п.), а технологии. Возникает понятие «инновационные технологии», буквальный смысл которого означает «новое в новом» или «новое еще не в устаревшем новом»;

- с 70-х гг. ХХ века можно отметить и такой признак НТР, как переориентация потребностей людей на техническое обеспечение сферы быта, возрастание интереса к техническому комфорту и подчинение ему.

Философские проблемы современных технических наук во многом обусловлены содержанием и особенностями современного этапа научно-технической революции, ее позитивными и негативными последствиями. Философское осмысление состояния и перспектив технических наук также тесно связано с современными глобальными проблемами. Известно, что мировое сообщество продвигается к созданию информационной или постиндустриальной цивилизации. Роль технических наук в таком обществе станет очень высокой и требует мировоззренческих решений по объяснению нового качества жизни человека, гуманизма, прав и свобод личности, материальной и духовной культуры социума.

Философского осмысления требует, прежде всего, положение о том, следует ли продолжать революционный характер научно-технического развития? Сегодня НТР охватила не только мировое сообщество, но и природу. Она приобрела глобальный характер. Но глобальность внедрения революционных достижений науки и техники, и прежде всего внедрений технических наук, привела не только к позитивным, но и резко негативным результатам. Оказалось, что научно-техническая революция оказалась «виновницей» возникновения большинства глобальных проблем, решить которые человечество и сегодня не в состоянии. Загрязнение окружающей среды, болезни человека, хищническое природопользование, изобретение и производство различных видов оружия массового уничтожения – это опасные следствия научно-технической революции. Они создают угрозу жизни людей, а также флоре и фауне. Человечество вступило в период культуры выживания. Многое созданное людьми в процессе научно-технической революции в качестве артефактов культуры превратилось в антикультуру, в культуру, опасную для человека.

Поэтому необходима философско-мировоззренческая оценка содержания, направлений и результатов (последствий) научно-технической революции, деятельности представителей технических наук.

Переход технического развития от предметно-орудийных видов техники к информационно-технологическим видам актуализировал роль технических наук в решении проблемы негативного воздействия техники на окружающую среду. Уже достаточно хорошо изучено отрицательное воздействие промышленного хозяйства на экологию. Определены допустимые уровни загрязнения почвы, атмосферы и гидросферы, в пределах которых природа сама восстанавливает свое равновесие. ЮНЕСКО разработаны десятки показателей предельно допустимых концентраций (выбросов) (ПДК) в окружающую среду. Их превышение наказывается штрафами, регулируется международными соглашениями. Достигнуты существенные результаты, например, по выбросам фреона, разрушающего озоновый слой Земли. Повышена безопасность и надежность атомных электростанций, но остаются проблемы с отработанным ядерным топливом. Сокращены выбросы свинца, ртути и других металлов, отходов химических технологий. Разрабатываются и воплощаются на практике другие программы по снижению загрязнения окружающей среды отходами промышленного хозяйства.

Но еще требуют своего философского осмысления негативные последствия внедрения и глобального распространения информационных технологий. В первую очередь перед техническими науками стоит задача разработки чистых и безотходных технологий, безопасных для человека компьютеров и другой электронной техники.

Важной философской проблемой современных технических наук выступает сохранение равного (соизмеримого) их ценностного статуса в соотношении с естественными и социально-гуманитарными науками. Возрастание роли техники и технологий в развитии современных обществ и государств существенно активизирует научную техническую мысль. Следствием таких предпочтений становится технократизм, подчинение естественных и социально-гуманитарных наук интересам и целям технических наук.

Таким образом, философское осмысление соотношения технических, естественных и социально-гуманитарных наук раскрывает особенности функционирования технических наук в современной совокупной науке как институте общества, а также место и роль технических наук в духовной культуре.

Важной особенностью современного развития технических наук является комплексный характер разрабатываемых научно-исследовательских программ и проектов. В технических науках до второй половины ХХ века теория строилась под воздействием базовой научной дисциплины естествознания. В современных технических науках такой базы уже нет. Технические исследования приобретают комплексный характер из-за того, что для решения той или иной научной проблемы (задачи) необходимы разработки многих наук. Объединение усилий ряда наук при решении одной задачи или разработки конкретного проекта требует согласования видов научной деятельности, управления и организации. Научно-исследовательские и практически ориентированные технические программы приобретают сегодня комплексный характер не только в результате необходимого участия в них многих наук, но и по причине сложности самого объекта исследования или создаваемой технической системы.

Философской проблемой и особенностью современных технических наук выступает их потребность в методологической ориентации. Комплексный характер исследований и практических разработок требует всякий раз обоснования исходных принципов, средств и методов предстоящей деятельности. Методологическую роль может выполнять какая-либо техническая концепция или учение, но они, как правило, оказываются недостаточными по причине новизны предстоящей научной деятельности. Эффективность формирования методологической базы комплексных разработок обеспечивает философская и общенаучная методологии.

Методологически важно, например, учитывать, что технические науки в прошлом были ориентированы на определенный класс технических систем – создание механизмов и машин, летательных аппаратов, радиотехнических устройств, радиолокационных станций и т.п. Современные технические науки ориентированы на типы комплексных систем – градостроительство, системы связи, энергоресурсы, эргономику, нанотехнологии, космические аппараты и др. При этом важной методологической проблемой стала переориентация мировоззренческих идеалов, норм и принципов, убеждений научно-технических кадров. Требует безусловного усиления гуманистическая и гуманитарная составляющие духовного мира исследователей и практиков.

Методологического обоснования требует также изменение мировоззренческих ориентаций технических наук. Если прежние технические дисциплины исходили из идеалов и норм физической картины мира, то современные технические науки ориентируются также на социально-гуманитарное знание (эргономика, дизайн, художественное проектирование костюма, инженерно-экономические исследования) или на идеалы, принципы и нормы конкретных наук – прикладная математика, химия, биология, геология. Сформировалось семейство технических дисциплин, методологически ориентированных на работу с информацией и социальными коммуникациями.

Таким образом, современные технические науки обладают спецификой, которая обусловлена их внутренним состоянием и перспективами развития, новыми направлениями воплощения технических научных знаний в технике и технологиях, а также философским осмыслением современной техники и технических дисциплин, их связей с естественными и социально-гуманитарными науками, с основными сферами жизни общества. Особенности функционирования технических наук связаны с изменением места и роли исследователя в научно-техническом развитии.

Актуальной философской проблемой современных технических наук является осмысление этических аспектов деятельности их представителей и социальной ответственности ученого. Чем глубже наука проникает в тайны природы, чем «ответственнее» должен относиться исследователь или конструктор к разработке технологий и созданию новых образцов техники по преобразованию природы и использованию ее ресурсов, тем меньше должно отступлений от нравственности.