Лекция 5. Моделирование ситуаций и разработка решений
(2 часа)
В отличие от организаций старого типа в современных организациях большое количество руководителей высшего и среднего управленческого звена.
Профессиональной обязанностью каждого руководителя является принятие управленческого решения в соответствии с делегированным ему объемом полномочий. От своевременного и обоснованного принятия управленческого решения в значительной степени зависит реализация целей и задач, стоящих перед организацией.
Задачи, требующие принятия решения, могут быть уникальными или простыми и постоянно повторяющимися, но их решение является основным продуктом управленческого труда.
Классическое определение понятия решения звучит следующим образом:
Решение – выбор альтернативы.
Принять решение – выбрать одно из альтернативных действий.
Альтернатива – один вариант действия, исключающий возможность реализации другого варианта.
Существуют и другие, расширенные толкования понятия решения. Например, в некоторых работах решение рассматривается как организационный акт, как один из основных этапов процесса управления, как интеллектуальная задача, как процесс легализации управляющего воздействия на управляемую подсистему.
Ключевая роль принятия решений в менеджменте объясняется тем, что все функции управления ориентированы на формирование или реализацию решения.
Поэтому наряду с определением процесса управления как последовательности взаимосвязанных действий, реализующих функции управления, существует и его определение как процесса принятия решений.
Лицо, принимающее решение (ЛПР), является субъектом решения, т. е. руководителем или менеджером, наделенным надлежащими полномочиями и несущим ответственность за последствия принятого им и реализованного решения. Понятие ЛПР является собирательным, это может быть:
- одно лицо (индивидуальное ЛПР)
- или группа лиц, вырабатывающих коллективное решение (групповое ЛПР).
Каждый из вариантов субъекта решения имеет свои преимущества и недостатки.
Индивидуальное ЛПР отличается, как правило, повышенной личной компетентностью, значительным объемом полномочий, способностью генерировать новые идеи и предложения, высоким уровнем персонифицированной ответственности.
В своих действиях такой субъект решения опирается на собственные профессиональные навыки, прошлый опыт, интуицию, прибегает к постановке экспериментов. Однако при сложных и нечетко сформулированных задачах индивидуальное ЛПР испытывает недостаток информации и времени, необходимого для ее получения и анализа, профессиональных знаний в узких, специальных областях, что увеличивает риск принятия неверного или неоптимального решения. В подобных ситуациях индивидуальное ЛПР вынуждено привлекать к выработке решения экспертов - специалистов в разных областях знаний, выступающих в роли консультантов.
Групповое ЛПР отличает комплексное использование информации, знаний и опыта, привносимых в процесс выработки решения специалистами, обладающими либо разными знаниями в отношении решаемой проблемы, либо различными предпочтениями отдельных вариантов решения, либо различными восприятиями проблемы.
Коллективная интерпретация проблемы обеспечивает ее более полное и точное описание, повышая вероятность выработки более эффективного решения. Кроме того, коллективно выработанное решение воспринимается в организации предпочтительнее, чем индивидуальное, что облегчает процесс его реализации.
Однако деятельность группового ЛПР сопряжена с повышенными затратами времени, требующимися на формирование группы, выявление и согласование многих точек зрения на проблему и т. п.
Чем многочисленнее группа, чем больше времени уходит на координацию ее работы, тем дольше период выработки решения.
Существенным недостатком коллективного решения является "размытость" ответственности, как за принятие конечного решения, так и за последствия его реализации.
Принятие решения есть процесс выбора способа действий, уменьшающих расхождение между существующим (наблюдаемым) и желаем (возможно, идеальным) состояниями организации.
Процесс принятия решения состоит из ряда упорядоченных определенным образом этапов (процедур), содержание которых описывается в терминах
·цели,
·проблемы,
·проблемной ситуации,
·альтернативы,
·и самого решения, как результата выбора альтернативы (варианта действий).
Цель - конкретное конечное состояние или желаемый результат, которого стремится добиться организация.
Например, в экономике свободного предпринимательства цель бизнеса в долгосрочном периоде может состоять в максимизации прибыли или получении желаемой суммы прибыли, расширении рынков сбыта, обеспечение выживаемости при изменении внешних условий.
Цель позволяет упорядочить деятельность предприятия, поскольку одни способы действий более соответствуют ее достижению, чем другие.
Проблема- расхождение между фактически наблюдаемым и желаемым или заданным состоянием управляемого объекта (организации).
Проблема возникает, если:
·функционирование организации в данный момент не обеспечивает достижение стоящей перед нею цели;
·функционирование организации в будущем не гарантирует достижения поставленной цели;
·происходит пересмотр целей организации, вызванный, например, изменением общей макроэкономической ситуации, рыночной конъюнктуры и т. п.
Проблемная ситуация– содержательное описание проблемы совместно с комплексом условий, факторов и обстоятельств, вызвавших ее возникновение.
Ситуационные факторы, породившие ту или иную проблему, могут быть подразделены на внутренние и внешние по отношению к организации (объекту управления).
Внутренние факторы описывают состояние собственной среды предприятия как системы (экономической, организационной, материальной и т. д.), в рамках которой обеспечивается достижение поставленной перед ним цели.
К внутренним факторам относятся:
· ценовая, ассортиментная и др. стратегии предприятия,
· специализация,
· размер производства,
· экономический, кадровый и производственный потенциалы,
· финансовое состояние,
· организационная структура и т. д.
Принципиальная особенность внутренних факторов состоит в том, что они подконтрольны руководству организации. Благодаря этому, менеджер может осуществлять прогноз изменения таких факторов и принимать решения в интересах сохранения и развития своей организации.
Внешние факторы отражают состояние среды, в которой функционирует предприятие.
К ним относятся:
· положение в экономике,
· рыночная конъюнктура,
· платежеспособный спрос и поведение потребителей,
· проводимая правительством налоговая политика,
· бюджетно-финансовая система,
· участие государства в регулировании макроэкономических процессов,
· развитость и эффективность работы различных институтов рынка и т. п.
Внешние факторы оказывают непосредственное влияние на поведение и экономическую активность организации. Факторы внешней среды не могут регулироваться (а нередко, и прогнозироваться) организацией, но именно они обычно вызывают изменение стоящих перед ней целей.
Анализ проблемной ситуации - совместное рассмотрение проблемы в контексте вызвавших ее факторов.
Описывающие проблему признаки, оценки и показатели породивших ее причин, факторы и события называют элементами проблемы (проблемной ситуации).
Проблемы могут различаться по:
· степени сложности,
· величине вызываемых ими потерь,
· частоте возникновения,
· методам решения и т. д.
С точки зрения точности формулирования проблемы и последующего выбора ее решения, различают:
· структурированные (если определены все составляющие ее элементы (признаки, проявления, причины, обстоятельства) и зависимости между ними в численной форме)
· слабоструктурированные (для них характерны преимущественно качественные зависимости между ее элементами, информация о части которых может отсутствовать)
· неструктурированные проблемы (для которых не определены ни качественные, ни количественные зависимости между ее элементами, равно как и перечень самих элементов.)
Уровень структурированности проблем непосредственно влияет на выбор процедур принятия решений.