Экономическое стимулирование охраны окружающей природной среды
В Российской Федерации осуществляется стимулирование рационального природопользования и охраны окружающей природной среды путем:
- установления налоговых и иных льгот, предоставляемых государственным и другим предприятиям, учреждениям и организациям, в том числе природоохранительным, при внедрении малоотходных и безотходных технологий и производств, использовании вторичных ресурсов, осуществлении другой деятельности, обеспечивающей природоохранительный эффект;
- освобождения от налогообложения экологических фондов;
- передачи части средств экологических фондов на договорных условиях под процентные займы предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам для реализации мер по гарантированному снижению выбросов и сбросов загрязняющих веществ;
- установления повышенных норм амортизации основных производственных природоохранительных фондов;
- применения поощрительных цен и надбавок на экологически чистую продукцию;
- введения специального налогообложения экологически вредной продукции, а также продукции, выпускаемой с применением экологически опасных технологий;
- применения льготного кредитования предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, эффективно осуществляющих охрану окружающей природной среды.
Задачи экономического механизма охраны окружающей природной среды:
- планирование и финансирование мероприятий по охране природы;
- предельно допустимых норм выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, порядка размещения отходов;
- разработка системы платежей за использование природных ресурсов, осуществление выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды вредного воздействия;
- установление системы налоговых, кредитных и иных льгот при внедрении предприятиями малоотходных и ресурсосберегающих технологий, а также при использовании нетрадиционных видов энергии, других эффективных мер по охране окружающей природной среды;
- возмещение в установленном порядке вреда, причиненного окружающей природной среде и здоровью человека.
Последние десятилетия экологи называют периодом регламентированных взаимоотношений с природой, поскольку возросла актуальность количественных и качественных оценок не только ее состояния, но и регулирования размеров антропогенной нагрузки. Основу законодательства, предусматривающего порядок использования и охраны природной среды, а также обеспечивающего безопасность среды для человека, составляет система экологического нормирования. Государственные природоохранительные органы Российской Федерации совместно с органами государственной статистики, природопользователями ведут количественный и качественный учет природных ресурсов и вторичного сырья, производят их социально-экономическую оценку.
Лимиты на природопользование представляют собой систему экологических ограничений по территориям и предусматривают установленные на определенный срок объемы предельного использования (изъятия) природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещения отходов производства.
Лимиты на природопользование устанавливаются для предприятий-природопользователей специально уполномоченными на то государственными органами РФ в области охраны окружающей природной среды с учетом экологической обстановки в определенном регионе.
Возмездный характер природопользования означает установление платы за природные ресурсы, за загрязнение окружающей природной среды, за другие виды воздействия.
Плата за природные ресурсы (землю, недра, воды, лес и иную растительность, животный мир, рекреационные и другие природные ресурсы) взимается:
- за право пользования природными ресурсами в пределах установленных лимитов;
- за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов;
- на воспроизводство и охрану природных ресурсов.
Плата за загрязнение окружающей природной среды, другие виды воздействия взимается за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды загрязнения как в пределах, так и сверх установленных лимитов.
Единая система внебюджетных государственных экологических фондов создается в целях восстановления потерь в окружающей природной среде, компенсации причиненного вреда и решения других природоохранительных задач. В эту систему входят федеральный экологический фонд, республиканские, краевые, областные и местные фонды. Средства на счет фондов поступают от предприятий, учреждений, организаций, а также иностранных юридических лиц и граждан.
В состав экономического механизма входят:
правила заключения договоров, выдача лицензий и установление лимитов на комплексное природопользование;
платность природопользования;
экономическое стимулирование охраны окружающей среды.
Договор, лицензия и лимиты на природопользование определяются законом следующим образом:
Договор на комплексное природопользование заключается между природопользователем и исполнительным органом власти края, области, автономной области, автономного округа, района, города на основе заключения экологической экспертизы на предполагаемую хозяйственную или иную деятельность и лицензии (разрешения) на комплексное природопользование.
Договор на комплексное природопользование предусматривает условия и порядок использования природных ресурсов, права и обязанности природопользователя, размеры платежей за пользование природными ресурсами, ответственность сторон и возмещение вреда, порядок разрешения споров.
Лицензия (разрешение) на комплексное природопользование выдается природопользователю специально уполномоченными на то государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды с указанием:
вида, объема и лимита хозяйственной деятельности по использованию природных ресурсов;
экологических требований, при которых допускается использование природных ресурсов, последствий несоблюдения этих требований.
Лимиты на природопользование являются системой экологических ограничений по территориям и представляют собой установленные предприятиям-природопользователям на определенный срок объемы предельного использования (изъятия) природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещения отходов производства.
Законом предусматривается платность природопользования, включая плату за природные ресурсы, загрязнение окружающей природной среды и другие виды воздействия.
Плата за природные ресурсы (землю, недра, воду, леса и иную растительность, животный мир, рекреационные (зоны отдыха, пляжи и т. п.) и другие природные ресурсы) взимается:
за право пользования природными ресурсами в пределах установленных лимитов;
за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов;
на воспроизводство и охрану природных ресурсов.
Плата за загрязнение окружающей природной среды и другие виды воздействия взимается за:
выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды загрязнения в пределах установленных лимитов;
выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды загрязнения сверх установленных лимитов.
Плата за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ, размещение отходов перечисляется предприятиями, учреждениями, организациями в бесспорном порядке: 90% - на специальные счета внебюджетных государственных экологических фондов, 10% - в доход республиканского бюджета Российской Федерации для финансирования деятельности территориальных органов государственного управления в области охраны окружающей природной среды.
Экономическое стимулирование охраны окружающей природной среды осуществляется путем:
установления налоговых и иных льгот, предоставляемых государственным и другим предприятиям, учреждениям и организациям, в том числе природоохранным, при внедрении малоотходных и безотходных технологий и производств, использовании вторичных ресурсов, осуществлении другой деятельности, обеспечивающей природоохранный эффект;
освобождения от налогообложения экологических фондов;
передачи части средств экологических фондов на договорных условиях под процентные займы предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам для реализации мер по гарантированному снижению выбросов и сбросов загрязняющих веществ;
установления повышенных норм амортизации основных производственных природоохранных фондов;
применения поощрительных цен и надбавок на экологически чистую продукцию;
введения платы за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ, размещение отходов и другие вредные воздействия на окружающую среду;
применения льготного кредитования предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, эффективно осуществляющих охрану окружающей природной среды.
Структура экономического механизма охраны окружающей природной среды
Экономический механизм является составной частью общего механизма регулирования отношений в сфере общество - природа. Регуляторами данных отношений выступают факторы, характеризующие состояние общества и окружающей среды, что позволяет наиболее полно отразить взаимосвязи между общественными интересами и экологическими целями в рамках экономического механизма.
Кроме того, экономический механизм охраны окружающей среды в его широком понимании - это, прежде всего, система, инфраструктура (организационная, институциональная), необходимая для обеспечения экономических показателей в целях достижения разумного баланса экологических и экономических интересов общества.
Экономический механизм охраны окружающей среды - сложное и неоднородное понятие, опосредованное различными формами - налогами, платежами и иными финансово-правовыми инструментами, договорными и сугубо административными формами (экологический учет и аудит, лицензирование, нормирование и пр.). Одна из проблем заключается в обеспечении их единства и непротиворечивости в процессе функционирования и управления всего механизма, позволяющих ему действовать в качестве единой системы.
Основные задачи функционирования экономического механизма охраны окружающей среды могут быть сформулированы следующим образом:
- планирование и финансирование природоохранных мероприятий;
- установление лимитов использования природных ресурсов и загрязнения окружающей среды;
- установление нормативов платы и размеров платежей за использование природных ресурсов и за загрязнение окружающей среды;
- предоставление субъектам налоговых, кредитных и иных льгот при внедрении ими малоотходных, безотходных и иных экологически безопасных технологий;
- возмещение вреда, причиненного окружающей среде и здоровью человека.
Эти задачи дают основу выработки основных экономических принципов, которые позволили бы решить один из основных вопросов: о распределении бремени расходов на цели охраны окружающей среды между различными субъектами экологических отношений: государством, природопользователями, гражданами.
К числу указанных принципов могут быть отнесены следующие:
- платность использования природных ресурсов; платность загрязнения и иного вредного воздействия на окружающую среду;
- целевое резервирование и использование средств для реализации природоохранных мер превентивного и компенсационного характера;
- экономическое стимулирование субъектов, осуществляющих меры по охране окружающей среды и воспроизводству природных ресурсов;
- участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в финансировании мероприятий по охране окружающей среды и воспроизводству природных ресурсов на основании долгосрочных фиксированных нормативов бюджетного финансирования.