Урок подготовки нового материала

Основные компоненты общей структуры такого урока (они же одновременно и основные этапы урока) следующие:

АКТУАЛИЗАЦИЯ ПРЕЖНИХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ –> ФОРМИРОВАНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ –> ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ (ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ) –> ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Рассмотрим подробнее:

Актуализация прежних знаний и умений учащихся предполагает воспроизведение и применение ранее усвоенных знаний (в любой форме), стимулирование познавательной деятельности, их мотивацию и контроль со стороны учителя.

Формирование новых знаний и умений – центральный этап урока изучения нового материала предполагает отбор и структурирование учебного материала (определение логики и последовательности введения новых элементов знания), определение средств и методов обучения, форм организации учебного процесса.

Применение новых знаний (формирование умений) включает повторение и закрепление вновь изученного материала, организуется учителем в любой целесообразной для данного урока форме, с использованием любых дидактических средств обучения. Одновременно на этом этапе урока происходит формирование умений по применению знаний либо практических умений.

Домашнее задание –обязательный компонент урока физики. Изучение физики невозможно без самостоятельной домашней работы.

Важно!!!Данная последовательность необязательна.Этапы урока учитель организует сам, сообразно с самыми разными факторами, которые в итоге определяют последовательность учебных ситуаций.

Работа учителя физики в процессе подготовки и проведения урока изучения нового материала. Остановимся на каждом этапе урока.

Первый этапактуализация – это не то же самое, что опрос, типичный для старой структуры урока. Актуализация означает: а) освежить прежние знания и способы деятельности в памяти учащихся; б) возбудить интерес к изучаемой теме; в) создать эмоциональный настрой.

Учитель на этом этапе оценивает степень готовности класса и отдельных учеников к восприятию нового материала.

Методические приемы организации актуализации.

По старому, учитель организовывал опрос, как правило, в течение 15-20 минут, при этом самая продуктивная часть урока (первые 20 минут) тратится на проверку домашнего задания, а изучение нового материала (оставшиеся 20 минут) происходит в период спада умственной активности. Изучение нового материала комкается, а времени на закрепление не остается. Как показывает практика, многие учителя, к сожалению, до сих пор идут по этому пути.

Чтобы избежать подобного на практике, рекомендуется ограничить период актуализации знаний 5-10 минутами и проводить ее в форме фронтального опроса.

Большой устный опрос следует организовывать более современно, например, отвести на него целый урок. Проведение устного опроса важно, т.к. это один из путей развития физической речи ребенка.

Организовать опрос надо так, чтобы учащиеся всего класса были вовлечены в работу, чтобы происходила именно актуализация знаний всех учащихся. Опыт организации современного урока физики дает целый спектр подобной работы:

1) реферирование и дополнение ответов товарищей,

2) коллективная оценка с обоснованием полноты ответа,

3) подготовка вопросов со стороны класса по ходу выступления отвечающего ученика и т.д. Оцениваются при этом все учащиеся. При умелой организации устного опроса учитель решает целый комплекс учебно-воспитательных задач. Опрос совершенно не обязательно организовывать на каждом уроке. Дело учителя определять дозу актуализации знаний.

При опросе учитель применяет самые разнообразные средства обучения и методические приемы: работа с учебником (текстом, справочным материалом, заданиями, графиками и рисунками), работа с раздаточными и дидактическими материалами и т.д.

Традиционным способом актуализации знаний по физике является решение задач. В процессе анализа и обсуждения физических задач учитель проверяет усвоение знаний, подготовленность к изучению нового материала.

Многие учителя для разнообразия используют кратковременные практические работы в процессе актуализации знаний и умений.

Второй этапформирование новых знаний и умений – важный, ключевой момент урока. Данный этап требует большого умственного напряжения школьника: воспринимать новый материал, осознать его, зафиксировать главное и важное, увидеть взаимосвязь и логику между отдельными элементами знания, понять роль опыта или демонстраций и т.д.

В зависимости от методов, учащиеся могут привлекаться к самостоятельному поиску и решению творческих задач в процессе объяснения новых материалов.

Прежде всего, учитель определяет основные элементы знаний, которые надо усвоить учащемуся. Это факты, понятия, физические величины, законы и пр. Важно! На уроке объяснения нового материала их должно быть не более трех!!! Это первый методический шаг.

Для введения новых элементов знаний учитель использует демонстрационные опыты, математические выкладки, сравнения и аналогии, исторические справки и др. Для помощи ученикам отделить главное от второстепенного, увидеть взаимосвязь между главными элементами учебный материал должен быть четко структурирован. Второй методический шагразработка логики структуры учебного материала.

Третий методический шагразработка наглядного образа нового материала. Использование наглядных образов (демонстраций) позволяет сделать объяснение нового материала более наглядным и понятным. Восприятие нового учебного материала, сопровождающееся наглядными иллюстрациями, существенно повышает эффективность учебного процесса и способствует систематизации знания.

Третий этапформирование умений и навыков – заключается в отработке и применении вновь полученных знаний и способов деятельности. На этом этапе учитель обсуждает изученный материал, работает с текстом учебника, решает качественные и вычислительные задачи, проводит кратковременные практические работы. Методы, приемы, средства обучения на этом этапе зависят от мастерства учителя.

Четвертый этапдомашнее задание – необходимая часть учебно-воспитательного процесса. Важная роль домашней самостоятельной работы по физике - воспитательная (воспитание самостоятельности и ответственности, умение преодолевать трудности, распределять время, планировать свою деятельность и пр.).

Любое домашнее задание обязательно должно быть мотивировано, учитывать интересы учащихся, их индивидуальные способности - четвертый методический шаг.

Правила, которые необходимо учитывать при планировании домашнего задания:

· домашние задания должны быть разнообразны по форме и характеру предполагаемой деятельности школьника;

· домашние задания должны быть максимально дифференцированы;

· домашние задания должны обязательно контролироваться.

Разнообразные формы домашнего задания:

- подготовить пересказ текста;

- составить план ответа;

- подготовить рассказ в соответствии с составленным планом;

- выделить самое главное в параграфе и составить рассказ на 2-3 мин.;

- выучить наизусть определение, формулу, вывод и т.д.;

- ответить на вопросы после параграфа;

- подготовить вопросы для товарищей по материалу параграфа;

- разобрать самостоятельно фрагмент параграфа или весь параграф;

- разобрать структурно-логическую схему учебного материала и т.д.