Физкультура, прошлое и настоящее.

1. Возникновение и развитие физических упражнений в древнем мире.

2. Физические упражнения в средние века.

3. Развитие физкультуры в России.

4. Основные понятия предмета физкультура.

В ускоренном ритме нашей жизни физическая нагрузка на человека становится все меньше, а психическая – возрастает. И каждый день, проведенный без двигательной активности, чреват возникновением болезней, ведет к преждевременной старости.

О появлении физических упражнений можно говорить, если они отделены от трудовой деятельности. Занятия физической культурой отличаются от других видов деятельности (в том числе и трудовой). Они направлены на развитие наших двигательных умений, физических качеств, функциональных возможностей. Цель физической культуры — положительное воздействие на жизненно важные функции организма человека.Наши отдаленные предки пришли к пониманию следующего: совершенствуя свои двигательные воз­можности, можно не только успешнее трудиться, охотиться и воевать, но и физически развивать самого себя. Данное обстоятельство было существенным толчком к возникновению физической культуры.

Физические упражнения древнего человека входили в магический церемониал, обрядовые танцы, посвящения, игры, имитируя трудовые, военные и другие действия. Через них осуществлялась передача опыта в выполнении тех или иных движений, которые можно характеризовать как физические уп­ражнения, так как они не являлись собственно трудом, военным делом и др.

Таким образом, для физической культуры первобытного строя характерно следующее:

1) зарождение физических упражнений, начало обособления их от добывания материальных благ, необходимых для существования людей;

2) в период первобытного строя можно говорить лишь об элементарной физической культуре, о ее зачатках; физические упражнения выполняли исключительно прикладную функцию, будучи максимально приближены к трудовой деятельности.

 

В Древней Греции физическая культура достигла своего наибольшего развития. Ее расцвет - VI—V вв. до н. э., особенности физической культуры нужно рассматривать на примере древнегреческих государств-полисов - Спарта, Афины.

Древнегреческая культура, особенно в период V— IV вв. до н. э., представляла идеал человека в сочетании телесной и физической красоты с духовным и интеллектуальным содержанием.

Древнегреческая культура является историей одного макро соревнования, воплощением которого, с одной стороны, выступает агон — борьба, состязание, связанные с культом тела, а с другой — соревнование в интеллектуальной и духовной культуре.

В Древней Греции элемент соревнования не ограничивался физической культурой, а также присутствовал в духовной и интеллектуальной.

Но древнегреческие соревнования проходили на фоне многочисленных войн и распрей между полисами. Для античных греков война была нормальным состоянием, мир же — исключением. Война определяла приоритетную направленность физической подготовки — большинство состязаний было нацелено на демонстрацию военно-физических умений, победа в которых достигалась всеми возможными способами, в ущерб гуманным принципам. Поэтому идеализировать древнегреческую физическую культуру было бы неправомерно.

Физическая культура Спарты достигла наиболее высокого развития к VI в до н. э. Спартанцы (правящий класс) занимались исключительно военным делом, получая военно-физическую подготовку с раннего детства.

Спартанец-отец обязан был показывать новорожденного ребенка совету старейшин, который оставлял его живым, если тот, по их мнению, был абсолютно здоровым.

До семилетнего возраста физическое воспитание осуществлялось в семье, где основное внимание уделялось закаливанию. После 7 лет детей отбирали у родителей и воспитывали в специальных общественных домах, где, разбив их на группы, с ними занимались государственные воспитатели из наиболее заслуженных вольных граждан. Главное место в воспитании занимала физическая подготовка. Воспитание было суровым. Каждый год завершался состязаниями в беге, прыжках, метаниях копья и диска, различными обрядовыми танцами.

С 15 лет в основе обучения были строевые занятия и овладение оружием. Базу собственно физической подготовки составляли пентатлон (пятиборье) и кулачный бой. Кулачный бой, а также приемы рукопашной схватки составляли «спартанскую гимнастику». Достигшие 20-летнего возраста спартанцы снова подвергались испытаниям. Систематическое военное обучение продолжалось до 30 лет.

До 20 лет девушек обучали подобно юношам. Когда мужчины уходили в военные походы, обеспечение порядка становилось обязанностью отрядов женщин. Они также упражнялись в беге, борьбе, бросании диска и копья, чтобы их тела были сильны и крепки и чтобы такими же были и рождаемые ими дети. Закаленные такими упражнениями, они могли легче вынести муки деторождения и выйти из них здоровыми.

Таким образом, спартанское воспитание в основном было направлено на улучшение военно-физической подготовленности. Идеалом спартанского воспитания был выносливый и мужественный воин. А в Афинах — гармонично развитый в физическом и умственном отношении человек, восприимчивый к прекрасному, обладающий красноречием.

В Афинах - мальчиков 7—15 лет обучали чтению, письму, счету, музыке и пению (мусические школы). С 12—16 лет овладевали бегом, борьбой, прыжками, метаниями копья и диска, гимнастическими упражнениями, плаванием (школы палестры). Палестры имели открытые площадки, беговые дорожки, гимнастические залы, бассейны. Занятия в мусической школе и палестре проходили параллельно. Названные типы школ были частными. Мальчики жили дома с родителями.

Юноши знатных родителей, с 16-летнего возраста, могли продолжить образование в государственных школах — гимназиях, где значительная часть времени отводилась физическим упражнениям, а остальное — беседам с философами, выдающимися государственными мужами, посеще­нию театров, различных собраний, судов.

Военно-физическое воспитание свободнорожденных юношей после 18 лет завершалось в эфебии своеобразной трехлетней военной службой, когда юноши жили в лагерях, овладевая искусством военного дела.

Каждый афинянин становился воином, но воспитание его было не столь однонаправленным, как в Спарте.

Девочки не получали такого физического воспитания, как в Спарте, а обучались умению вести домашнее хозяйство.

Игры для детей 1 —7 лет проводились под наблюдением родителей или воспитателей: это были упражнения с мячом, обручем, с элементами бега, метание копья и диска и другие физические упражнения, развивающие ловкость.

Наиболее важную роль в становлении древнегреческой агонистики (системы подготовки к агонам, или к играм) сыграли испытания, связанные с обрядом посвящения молодежи, магические ритуалы. Состязания посвящались богам и были важной частью религиозных обрядов, а не играми с их чисто состязательными (спортивными) целями. С IX в. до н. э. игры начинают превращаться в демонстрацию боевых (военно-физических) качеств рабовладельцев. Становятся более атлетическими по содержанию.

Первые документальные сведения об Олимпийских играх древности относятся к 776 г. до н.э. Состязательная часть праздника состояла из бега на 1 стадий. На 14-х играх в 724 г. до н.э. в программу включается диаулос — бег на 2 стадия, на 15-х играх (720 г. до н.э.)– долиходром – бег на выносливость (от 7 до 24 стадий). На 18-х играх в 708 г. до н. э. в программе появляются борьба и пентатлон, через 5 олимпиад (в 688 г. до н.э.) – кулачный бой, а еще через 8 лет (в 680 г. до н. э.) — скачки на колеснице. В 648 г. до н.э. в программу включается панкратион. На играх в 520 г. до н. э. впервые проводился бег атлетов в полном вооружении. С 37-х игр (632 г. до н.э.) в олимпийском празднике начинают участвовать и юноши моложе 20 лет. Таким образом, атлетическое содержание игр приобретает все большую значимость. Состязания заметно освобождаются от религиозного влияния. Продолжительность игр увеличивается до 4–5 дней.

Во время игр Олимпия превращалась в центр экономической, политической и культурной жизни Греции и ближайших регионов. Игры способствовали объединению разрозненных полисов, служили, таким образом, делу установления мира. Агоны превращались в красочную демонстрацию физических и духовных возможностей человека, красоты его тела.

Потеря греческим государством самостоятельности в 146 г. до н.э. и появление христианской религии, выступавшей противником языческой веры привели к прекращению проведения древнегреческих Олимпийских игр. В 394 г. н.э. римский император Феодосии I издал эдикт о запрещении проведения Олимпийских игр.

Физическое воспитание в Древнем Риме преследовало чисто практические цели. Оно носило преимущественно военно-прикладной характер и было похоже на спартанское.

До 12 лет дети воспитывались в семье. Отец обучал сына ведению домашнего хозяйства, владению оружием, заботился о воспитании у него таких высокоценимых в Риме качеств, как преданность Родине, послушание, скромность. Средствами физического воспитания были народные игры и упражнения (бег, метания, борьба, фехтование и др.). Получив воспитание в семье, в школах и достигнув 16— 17-летнего возраста, римские юноши вступали в армию. Название «войско» происходит от слова «упражнение», а термин «легион» — от слова «отбирать». Молодые воины и новобранцы рано утром и после полудня упражнялись в применении всех видов оружия. Более взрослые и уже обученные воины упражнялись один раз в день. Использовались следующие упражнения: бой на мечах, упражнения с применением чучел, боевые упражнения с палками, обучение прыжкам при нанесении ударов, умение в три приема подниматься на щит и вновь за ним скрываться, метание копий в чучело, стрельба из лука и метание с помощью пращи в цель, метание специальных боевых свинцовых шаров. Воины часто рубили лес, носили различные тяжести, преодолевали препятствия, плавали, совершали марши в полном походном снаряжении.

 

Выводы

1.В Древнем мире физическая культура начала приобретать классовый характер: ее достижения оказались в основном достоянием так называемых свободных граждан, рабовладельцев.

2.Развитие физической культуры достигло довольно высокого уровня: система воспитания в Спарте, Афинах, агонистика, военно-физическая подготовка в Древнем Риме. Физическое воспитание в основном носило военно-прикладной характер.

3.Наивысшего уровня развития физическое воспитание достигло в Древней Греции, так как здесь оно в большей степени освободилось от религиозного влияния, к тому же государства-полисы по своему политическому устройству были более демократичными, чем, например, монархии. Древнегреческие агоны (игры) стали прообразом современного международного олимпийского движения.

4.В Древнем мире физическое воспитание становится самоцелью. Фи­зические упражнения выполняют функцию подготовительных действий для более эффективного труда и военного дела.

5.Зарождаются и начинают функционировать государственные формы организации физического воспитания, появляются элементы его научной (на уровне практического опыта) обоснованности.

 

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В СРЕДНИЕ ВЕКА

 

Значительную роль в создании форм физической культуры в средние века сыграли различные мировые религии: буддизм, христианство и ислам, которые были тесно связаны с государствами, выбирали и использовали в своих интересах местные обычаи или сами приспосабливались к ним. Однако отношение к физической культуре представителей той или иной веры было различным.

Православная церковь довольно спокойно относилась к запад­ноевропейскому аскетизму. Поэтому многие традиции народов Европы (турниры германцев, ирландские игры, физическое воспитание детей французского и английского государств, проходившее в организованных рамках) не предавались анафеме. Но в целом церковь, заботившаяся о воспитании и образовании паствы, провозглашала презрение к физическим упражнениям, и в большинстве педагогических учреждений были отменены занятия физической культурой, умалчивались античные принципы воспитания детей. Разница во взглядах на физическое совершен­ство человека в Древней Греции и в период Средневековья ярко просматривается через изменение понятия «аскетизм». Греческим словом «аскет» (упражняющийся в чем-нибудь) в период Средневековья стали называть человека, который презрел тело, терзает его и закаляет лишь дух.

Следует заметить, что в период Средневековья государства вынуждены были заботиться о военно-физической подготовке феодалов. Яркий пример этому — рыцарская система военно-физического воспитания. Рыцарь становится идеалом аскета, поскольку ценились не только физические кондиции, боевой дух, но и то, что эти качества были подчинены Богу и церкви. Однако церковный церемониал не проникал, например, в рыцарские турниры, они были чисто светскими играми, и церковь отвергала их.

В Западной Европе получила распространение рыцарская система воспитания. Она носила прикладной, военный, характер.

Нормы рыцарской военно-физической подготовленности включали только семь умений: езду верхом, преодоление водных переправ, охоту, стрельбу из лука, владение приемами боя, игру в развлекательные игры, владение хорошими манерами и танцы.

Самым главным и наиболее сложным искусством — верховой ездой — сначала овладевали в детском возрасте на деревянном макете, причем макет имитировал изгибы крупа живой лошади (вот куда уходят корни возникновения гимнастического снаряда — коня).

Для преодоления водных переправ необходимо было научиться плавать, уметь переправляться с использованием лошади, бурдюков, различных подручных средств. Охота служила средством развлечения рыцарей.

Феодалы посылали своих сыновей, достигших 7-летнего возраста, или друг к другу, или к главному сюзерену (королю). С 7 до 14 лет они были в услужении у хозяйки дома, ас 14 до 21 года — на службе у сюзерена, где овладевали рыцарскими навыками. Служба завершалась посвящением в рыцари.

Основной формой военно-физической подготовки феодалов были рыцарские турниры — парные и групповые. В своей классической форме они сложились к XII в. В парных турнирах рыцари стремились с помощью копья выбить друг друга из седла. Если эта часть турнира или поединок на рапирах заканчивались безрезультатно, то состязание завершалось борьбой. Использование боевых копий часто приводило к трагическому исходу, поэтому к XIV в. соперников стали разделять барьером и применять специально из­готовленные виды турнирного оружия.

Возрождение — период в истории западноевропейской культуры с XIV до XVI в., который характеризовался бурным развитием искусства, литературы, философии, естественных наук, педагогической мысли, в том числе и в области физической культуры.

В эпоху Возрождения появляются теоретические трактаты, в кото­рых предлагается организованная система физического воспитания человека. Их принципы и педагогические взгляды во многом совпадают, и если их обобщить, то они сводятся к следующему:

1.Проповедовалась возможность познать анатомо-физиологические, психические особенности человеческого организма.

2.В физическом воспитании детей ведущая роль отводилась игровому методу.

3.Предлагалось возродить и распространять опыт физического воспитания древности (античности). В педагогике вновь утверждается идеал гармонично развитого человека.

4.Отмечалось, что естественные силы природы способствуют физическому воспитанию.

5.Признавалось, что существует неразрывная взаимосвязь между физическим и духовным воспитанием.

6.Впервые обращалось внимание на наличие возрастных особенностей при развитии человека.

В эпоху Средневековья на детей смотрели как на маленьких взрослых, игнорируя возрастные особенности их анатомо-физиологического и психического развития. Поэтому принципиально важным было предложение учитывать эти отличительные черты детей при их физическом воспитании.

Прогрессивные идеи передовых представителей эпохи Возрождения, по сути дела, не оказали существенного влияния на практику физического воспитания того времени. Пренебрегали они и физическим воспитанием женщин. Постепенно создавались принципиальные предпосылки для дальнейшего развития процесса физического воспитания.

С именем чешского педагога Я. А. Коменского связывают становление современной педагогики как науки. В работе «Великая дидактика» он пишет, что правильно выбранные и дозированные движения сохраняют здоровье, помогают переносить усталость, связанную с умственной деятельностью. В связи с введением в школах расписания уроков, Коменский предложил, чтобы дли­тельные перемены и часть послеобеденного времени использовались педагогами для занятий физическими упражнениями. Он еще не говорит о специальных уроках физического воспитания, но оно органично включается в режим школьного дня. Помимо поисков возможности занять учеников полезной деятельностью, Коменский ищет пути к более рациональной системе физических упражнений для повседневной жизни и военной подготовки. Он рекомендовал широко использовать принцип наглядности: «...Сначала показывать физические упражнения, чтобы их могли выполнить без всякой опасности для жизни».

В педагогике Коменского роль физических упражнений не ограничивается собственно двигательной подготовкой, он предполагает их влияние на духовное и этическое воспитание. Положение о соблюдении правильного чередования труда и отдыха в школе, о воспитывающем принципе занятий физическими упражнениями способствовало созданию современного физического воспитания в школе.

 

Выводы

1. Физическое воспитание еще в большей степени обособляется от тру­довой и военной деятельности. В ранний период феодализма влияние на физическое воспитание оказывали различные религиозные направления, которые в целом (за исключением буддизма) негативно относились к нему.

2.В период феодализма продолжали развиваться системы физических упражнений, основанные на местных традициях.

3.Одним из ярких примеров военно-физической подготовки феодалов является рыцарская система воспитания.

4.В период XIV—XVI вв. (эпоха Возрождения) появляются теоретические трактаты писателей, гуманистов, социалистов-утопистов, педагогов, врачей об организации физического воспитания.

5.К середине XVII в. появляются первые попытки введения физического воспитания в режим школьного дня.