Технология эффективной работы над докладом.

Технология эффективной работы над контрольной работой.

Технология эффективной работы над рефератом.

Технология эффективной работы над докладом.

ТЕХНОЛОГИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ РАБОТЫ НАД ДОКЛАДОМ, РЕФЕРАТОМ, КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТОЙ

Лекция 5

 

Доклад п/с развернутое устное сообщение на какую-либо тему, сделанное публично, т. е. в присутствии слушателей, зрителей. Доклад, являясь по своей сути разновидностью научной работы, часто применяется в уч. пр-се при изучении тех или иных учебных курсов и дисциплин, главным образом, на СЗ. Обычно в качестве тем для докладов преподавателем предлагается тот материал учебного курса, α не освещается в лекциях, а выносится на самост. изучение студентами. Поэтому доклады, сделанные студентами на СЗ, позволяют дополнить лекц. материал и дают преподавателю возможность оценить умения студентов самостоятельно работать с учебным и научным материалом.

На подготовку Д. отводится достаточно много времени (от недели и более). Как правило, текст Д. оформляется также как и текст реферата, снабжается аналогичным титульным листом и планом и сдается преподавателю после устного выступления. Т.о., Д., сдаваемые в письм. виде, играют роль зачетных работ, как и рефераты. При этом, как правило, у преподавателя, практикующего такую форму отчетности, есть заранее подготовленный список тем, α предлагаются студентам для подготовки Д. или реферата. Выбирая тему, следует внимательно просмотреть список и выбрать несколько наиболее интересных и предпочтительных для вас тем. Необходимо учитывать и то, для каких тем у вас дома есть научная лит-ра или даже готовые наработки, идеи, соображения. Потом, из нескольких тем нужно выбрать одну самую предпочтительную.

Однако неα преподаватели не требуют сдачи письм. текста Д. и в этом случае достаточно конспективно или в развернутом виде подготовить черновой текст без спец. оформления, α вы просто используете в кач-ве конспекта во время выступления.

Подготовка доклада требует от студента большой самост-ти и серьезной интеллект. работы, которая принесет наи> пользу, если будет включать в себя следующие этапы:

- изучение наи> важных научных работ по данной теме, перечень α, как правило, дает сам преподаватель;

- анализ изученного материала» выделение наиболее значимых для раскрытия темы доклада фактов, мнений разных ученых и научных положений;

- обобщение и логич. построение материала доклада, например в форме развернутого плана;

- написание текста доклада с соблюдением требований научного стиля.

Построение, доклада традиционно включает 3 части: вступление, основную часть и заключение. Во вступлении указывается тема доклада, устанавливается логич. связь ее с другими темами или место рассматриваемой проблемы среди других проблем, дается краткий обзор источников, на материале α раскрывается тема, и т.п.Основная часть также д/иметь четкое логич. построение. Изложение материала д/б связным, последовательным, доказательным, лишенным ненужных отступлений и повторений. В заключении обычно подводятся итоги, формулируются выводы, подчеркивается значение рассмотренной проблемы и т.п.

Т.к. Д. изначально планируется как устное выступление, он неск-ко отличается от тех видов работ, α просто сдаются преподавателю и оцениваются им в письм. виде. Необходимость устного выступления предполагает соответствие неα доп. критериям. Если письм. текст д/б правильно построен и оформлен, грамотно написан и иметь раскрывающее тему содержание, то для устного выступления этого мало. Устное выступление, чб быть удачным, д/хорошо восприниматься на слух, т.е. быть интересно для аудитории подано.

Текст Д. д/б построен в соответствии с регламентом предстоящего выступления. Преподаватель обычно заранее сообщает, сколько времени отводится каждому докладчику. Уложиться в регламент очень важно, т.к. у не α преподавателей этот момент даже выходит на 1-е место среди критериев оценки Д. В противном случае вас прервут, вы не успеете сказать всего, что рассчитывали, причем, вероятно, самого главного, поскольку обычно в конце Д. делаются выводы. От этого качество выступления станет намного ниже и произведенное вами впечатление оставят желать лучшего.

Поэтому не < внимание, чем написанию самого Д., следует уделить отработке его чтения. Многим студентам впервые публично выступать с Д. приходится во время учебы в вузе. Как подготовиться к выступлению наилучшим образом? Прежде всего, попрактикуйтесь накануне выступления – прочитайте вслух свой Д. Это покажет, сколько времени займет ваше выступление, и придаст вам уверенности. Читать Д. нужно не торопясь, но и без излишней медлит-ти, в том темпе, в каком вы планируете его читать перед аудиторией. Дело в том, что волнение во время чтения Д. перед аудиторией помешает вам все время контролировать темп своей речи, и она все равно самопроизвольно приобретет обычно свойственный вам темп, с той лишь разницей, что будет несколько более быстрой из-за волнения. Если текст окажется невозможно прочитать за установленное время, не стоит делать вывод, что читать нужно вдвое быстрее. Лучше просто пересмотреть Д. и постараться сократить в нем не самое главное, избавиться от лишних эпитетов, вводных оборотов. Сделав первонач. сокращения, перечитайте текст снова. Если опять не удается уложиться в регламент, значит, нужно что-то менять в стр-ре текста: сократить смысловую разбежку во вводной части (сделать так, чб она быстрее подводила к главному), сжать осн. часть, в заключит. части убрать все, кроме выводов, α следует пронумеровать и изложить тезисно, сделав их max четкими и краткими. Идите в этом напр-и, пока не получится текст, α вы сможете без усилий прочесть, оставаясь в рамках регламента.

Д. обладает опр-ми возможностями в плане проявления с вашей стороны чувства юмора, отличительной подачи инф-ции, литер. дарований. Чб аудитория не уставала вас слушать, предпримите неα шаги специально в этом направлении. Перемежайте сложные идеи, требующие напряженного внимания, шутками из разряда «научных» или забавными притчами, высвечивающими по-своему смысл сказанного вами ранее. Конечно, это следует делать только в том случае, если позволяет регламент.

При подготовке Д., в отличие от других форм студ. работ, достаточно часто используется метод колл. тв-ва. Одну и ту же тему преподаватель м/дать сразу нескольким студентам одной и той же группы. Стратегия сотрудничества м/б разной. Например, вы можете каждый подготовить по Д. в порядке соревнования, а группа будет оценивать и выбирать лучшего докладчика Достаточно часто используется метод докладчика и оппонента. В этом случае по одной и той же теме назначается основной докладчик и содокладчик, играющий роль оппонента Основной докладчик выступает первым, содокладчик вслед за ним с крит. замечаниями, дополнениями и оценкой его выступления. Можно подготовить 2 Д. с противоположных т.зр. и устроить дискуссию, например, на занятии по философии – между материалистом и идеалистом.

Волнение накануне выступления с Д. – вполне нормальное явление, оно даже будет стимулировать вас. В то же время чрезмерный страх может принести много вреда, особенно если волнение мешает вспомнить нужную информацию и контролировать свое поведение. Полезно уметь расслабляться, эта способность вам пригодится не только при выступлении, но и накануне экзаменов и в других стрессовых ситуациях. Существует много методик релаксации, необходимо освоить хотя бы одну из них. Следует отметить, что релаксация в полном объеме занимает около часа, но занятия даже в течение нескольких минут приносят пользу. Не обращайте внимания на ироническое отношение, которое будут вызывать на первых порах ваши занятия. Это всего лишь проявление естественного механизма психологической самозащиты: т.о. ваше подсознание заявляет об испытываемом где-то глубоко в его недрах чувстве беспокойства по поводу нового в вашей жизни опыта и стремится отвергнуть его. Как только из подсознания поступит сигнал о благотворном воздействии данного упражнения на ваш организм, скептическое желание посмеяться над самим собой исчезнет.

Не пытайтесь выступить экспромтом или полуэкспромтом, не отступайте в момент выступления слишком далеко от подготовленного текста. Это м/закончиться плачевно: даже если у вас хорошие ораторские способности, можно потерять ощущение времени, увлечься и выбиться из регламента, Неα студентам, α хорошо владеют собой и обладают высокой культурой мышления и речи, следует использовать конспективный или тезисный способ разработки чернового текста (разумеется, если текст не нужно будет потом оформлять и сдавать преподавателю). В этом случае вы можете записать только основные идеи выступления, а также выстроить общую схему логич. развития своих мыслей, т.е. разработать то, что называется логич. конспектом. Разумеется, делать это нужно только тогда, когда вы уверены, что сумеете таким конспектом воспользоваться. А уверенность приобретается на опыте. Так что тем, кто делает доклад в первый или второй раз в жизни, мы не советуем идти этим путем. Лучше написать текст полностью, как положено. Но вот опытным докладчикам, на счету α уже есть несколько удачных выступлений подобного рода, можно попробовать таким образом облегчить себе работу.

Для того чб произвести выгодное впечатление, нужно владеть языком жестов. Следует знать, какие непривлекательные жесты позволяют себе люди, когда волнуются: ■ крутят или дергают себя за волосы; ■ одергивают пиджак или платье; ■ теребят пуговицы, галстук или юбку; ■ крутят свои пальцы и заламывают руки; ■ теребят себя за уши, брови, усы; ■ почесываются, ерзают.

Проконтролируйте себя сами или попросите понаблюдать за вами своего друга. Если какая-нибудь из отмеченных привычек вам присуща, упорно боритесь с ней. Подобные движения отвлекают внимание слушателей и снижают действенную силу выступления. Усвойте правило: руки не д/приближаться к лицу и к голове. В ходе своего выступления слушайте, как звучит ваш голос. Если у вас слишком высокий и пронзительный голос, сознательно понижайте его. Старайтесь не глотать слова и не использовать слова-паразиты. Изменяйте свой голос путем варьирования темпа речи или придания ему живости, преодоления монотонности.

После выступления докладчик и содокладчик; если он имеется, д/ответить на ?? слушателей. Для того, чб ответы получились четкими и продуманными, лучше сначала записать ?? в том порядке, в α их задают, а затем, немного подготовившись в течение нескольких минут, ответить сразу на все.

Т.о., работа над докладом не только позволяет студенту приобрести новые знания, но и способствует формированию важных научно-исследовательских умений, освоению методов научного познания, приобретению навыков публичного выступления.