Создание информационных систем с ориентацией на бизнес-процессы

 

Информационная поддержка управления бизнес-процессов осуществляется за счет интегрированных систем класса ERP, которые, являясь стандартным программным обеспечение, могут внедряться посредством адаптации:

- либо процессов предприятия к ERP-системе;

- либо ERP-системы к процессам предприятия.

Адаптация процессов – это изменение существующих в компании бизнес-процессов и организационной структуры к возможностям ERP-системы. Это значит, что модели «как должно быть» приспосабливаются под ее ограничения.

Адаптация ERP-системы осуществляется в том случае, если в ней отсутствует какая-либо функция. Она дополнительно программируется. Адаптация, проводимая на уровне пользовательской настройки, проблемой не является. Поэтому традиционный цикл проектирования трансформируется в реализацию ERP-системы в следующей последовательности:

- определение требований;

- анализа расхождений;

- конфигурация и адаптация;

- тестирование и реализация.

В отличие от традиционных систем ввод в действие ERP-систем подразумевает внедрение заранее спроектированных разработчиком приложений, характеризующихся :

- процессно-ориентированной ориентацией;

- непосредственным участием конечных пользователей в процессе внедрения.

Для того чтобы создаваемая информационная система не была простым слепком существующей системы управления, а играла роль эффективного инструмента влияния на ее бизнес-процессы, необходимо выполнить ряд работ, важнейшими среди которых являются инжиниринг и реинжиниринг бизнес-процессов. Под инжинирингом бизнеса понимается набор методов и средств, которые используются на предприятии для проектирования бизнеса.С их помощью осуществляется формальное описание существующих процессов, происходящих на предприятии. Цель бизнес-инжиниринга состоит в определении фактического состояния дел на предприятии и отражении его в моделях типа «как есть».

В отличие от инжиниринга реинжиниринг предусматривает замену старых методов управления новыми, обеспечивающими улучшение деятельности предприятия.

Реинжиниринг бизнеса – это радикальное перепроектирование бизнес-процессов для достижения улучшения показателей деятельности предприятия. В результате создается модель «Как должно быть». Реинжиниринг – это видение новых перспективных технологий работы предприятия.

При реинжиниринге сначала определяется «что» должна делать компания, предприятие и т.д., а за тем «как»она должна это осуществлять. Переосмысление правил управления бизнесом, отражаемое в реинжиниринге, похоже на новое изобретение, так как оно должно обеспечить кардинальное изменений показателей предприятия.

Весь процесс можно представить набором стадий и операций (см. табл. 3.1).

Начальная стадия предназначена для формулирования целей создания информационной системы, подбора коллектива проектировщиков и разработки плана и бюджета на выполнение всех работ.

Стадия моделирования состоит из двух этапов. На первом выявляются существующие бизнес-процессы и представляются в форме моделей типа «как есть».

Таблица 3.1.

Стадии и этапы разработки и внедрения

информационных систем

Стадия Этапы
  Начальная Формулирование целей  
Создание команды разработчиков  
Разработка плана и бюджета проекта
    Стадия моделирования Описание существующих бизнес-процессов «Как есть»
Разработка моделей «Как должно быть»
  Стадия реализации проекта Создание сервисов, реализующих модели «Как должно быть»
Тестирование результатов реализации
  Стадия внедрения Опытная эксплуатация
Документирование
Обучение

 

В результате получают следующее:

- общую и детализированную диаграммы потоков данных, являющихся содержанием функциональной модели бизнеса. В функциональной модели, выполняемой в нотации IDEF, отражается взаимосвязь функций (операций) и документов, в которых фиксируются результаты производственно-хозяйственной деятельности;

- спецификации основных бизнес-операций, в которых описываются правила (алгоритмы) выполнения операций в различных стандартных ситуациях. Правила могут принимать различные формы: дерево решений, формулы, схемы и т.д.;

- состав данных, используемых в основных и вспомогательных бизнес-процессах.

Все выявленные и формализованные бизнес-операции должны быть привязаны к структурным подразделениям с помощью специальных указателей. Анализ моделей «как есть» позволяет выявить:

- наличие лишних процессов, от которых можно отказаться.

- наличие эквивалентных по содержанию, но разных по структуре процессов.

Этап «как должно быть» один их самых ответственных участков создания информационных систем. В результате творческих поисков, направленных на радикальное улучшение бизнеса, определяются новые информационные сервисы, призванные поддерживать скорректированные бизнес-процессы. На данном этапе осуществляется реинжиниринг бизнеса.

Как правило новые модели ориентируются на признанные стандарты, поэтому одним из способов получения моделей «как должно быть» является использование эталонных моделей. Эталонная модель документирует общепризнанные практики в некоторой области Эталонные модели – это эффективные и поэтому общепризнанные бизнес-решения. Они воплощают в себе лучший опыт.

Сравнение эталонных моделей «как должно быть» с фактическими моделями «как есть» позволяет в ряде случаев адаптировать последние к возможностям ERP-систем. На рис. ___ показан процесс трансформации одних моделей в другие.

Исходной точкой моделирования «как должно быть» служить различные цели, например:

- увеличить прибыль;

- снизить затраты;

- сократить время обработки;

- сократить время планирования;

- улучшить организацию производственных процессов и т.д.

 

Стадия реализации проекта, то есть внедрения бизнес-моделей вида «как должно быть» состоит из двух этапов: создание новых информационных сервисов и тестирование полученных результатов. Создание новых сервисов предполагает либо настройку вновь приобретенной системы на специфику новых бизнес-процессов, либо программирование в соответствии с полученными моделями.

Последняя стадия – внедрение проекта, предполагает осуществление опытной эксплуатации системы, ее документирование и обучение персонала. Параллельно с опытной эксплуатацией происходит документирование процессов информационного обслуживания.

 

Контрольные вопросы

1. Приведите классификацию информационных систем.

2. В чем разница между позадачным подходом к созданию информационных систем и процессным.

3. Приведите структуру и схему функционирования функционально-позадачной информационной системы.

4. Приведите структуру и схему функционирования информационной системы, ориентированной на обслуживание бизнес-процессов.

5. Каковы функции информационных систем с производственной ориентацией.

6. Какова структура и функции ERP-систем?

7. Приведите схему функционирования ERP-систем.

8. Дайте характеристику элементам типовой интегрированной информационной системы.

9. Приведите схему корпоративной информационной системы.

10. Каким образом информационная система влияет на структуру управления предприятием.

 

 

Тема 4. Информационные технологии и их базовое программное обеспечение

 

1. Состав и содержание информационных технологий

2. Содержание основных технологических операций

3. Состав сетей, обеспечивающих инфокоммуникационные технологии

4. Основные направления в развитии инфокоммуникационных

технологий

5. Формы реализации инфокоммуникационных технологий в

бизнесе

Литература

1.Романов А.Н., Одинцов Б.Е. Информационные системы в экономике

Учебное пособие.- М.: Вузовский учебник, 2008.

2. Бочаров Е.П. Интегрированные корпоративные информационные

системы: Принципы построения: Учеб. пособие/Е.П. Бочаров, А.И.

Колдина.- М.: Финансы и статистика, 2005.

3. Информационные системы и технологии в экономике и управлении/Под ред. проф.

В.В. ТрофимоваМ.: Высшее образование, 2007.

4. Экономическая информатика: Введение в экономический анализ

информационных систем.- М.: ИНФРА-М, 2005.

5. Дайитбегов Д.М., Черноусов Е.А. Основы алгоритмизации и алгоритмические языки: учебное пособие.- 2-е изд.- М.: Финансы и статистика, 1992.

6. Румянцев В.Ф., Баркалов С.А., Гуреева И.В., Портных В.А. Информационные технологии в управлении бизнес-процессами.- М.: Институт проблем управления им. В.А. Трапезникова, 2001.

7. Бугорский В.Н. Сетевая экономика.- М.: Финансы и статистика, 2007.