Эффективность информационных систем, способы ее расчета
Определение эффективности – это фундаментальная проблема, которая в области информатики в целом пока не решена. Однако в процессе принятия решений об инвестициях в информационную инфраструктуру все острее ставится вопрос о финансовой ответственности специалистов в области информатики.
Несмотря на то, что информационные системы стали крупнейшей статьей корпоративных расходов, инвестирование в них в достаточной мере совершается в слепую, без ясного видения результатов. Такое положение дел является следствием, причина которого заключается в сложности определения результатов, ожидаемых в процессе эксплуатации информационной инфраструктуры вообще, и информационной системы в частности. Проблемным является тоже и процесс подсчета затрат, так как с одной стороны, затраты на информационные технологии распределяются по многим направлениям бухгалтерского учета, а с другой, существуют невидимые затраты, объем которых значителен.
Если каким-либо образом, например, с помощью экспертных или других оценок доходы удается определить, то экономическую эффективность информационной системы можно рассчитать следующим образом:
,
где - экономическая эффективность информационной системы;
- результаты (доход) и затраты, соответственно.
Разумеется, данная формула иллюстрирует лишь общий взгляд на определение эффективности, так как в ней не учитываются многие факторы. К таковым, прежде всего, следует отнести факторы времени и неопределенности. Первый фактор требует соблюдения соизмеримости одних и тех же величин, полученных в разные периоды, а второй - учета влияния на величину доходов и затрат событий, которые не поддаются предвидению.
Определять доходы, получаемые в результате эксплуатации информационной системы - достаточно сложная задача. Для ее решения вначале следует рассмотреть источники их возникновения. Результаты, которые получают за счет эксплуатации информационной системы, можно разделить на несколько частей:
1. Доход, первого рода получают за счет применения таких информационных сервисов, которые непосредственно влияют на экономические показатели предприятия. Например:
а) сокращение простоя оборудования за счет решения оптимизационной задачи;
б) сокращение затрат на хранение запасов материалов за счет повышения ритмичности поставок;
в) сокращение неустоек и выплат штрафных санкций за счет введения графика доставки продукции;
г) повышение рентабельности предприятия за счет применения экспертных систем в процессе принятия решений и т.д.
2. Доход второго рода получают за счет повышения производительности и качества труда, непосредственно зависящих от средств автоматизации управленческих функций. Например:
а) снижение трудовых затрат на ввод первичных документов за счет их передачи по каналам связи;
б) сокращение времени решения бухгалтерских, финансовых, маркетинговых и других задач за счет применения средств автоматизации;
в) снижение затрат за счет сокращения штата сотрудников, привлекаемых к делопроизводству, поиску и сортировке управленческой документации за счет внедрения электронного документооборота и т.д.
Результаты второго рода могут быть измерены с помощью экономических показателей, находящихся в бухгалтерской отчетности.
3. Доход третьего рода получают за счет положительного взаимовлияния уже автоматизированных управленческих процессов на другие автоматизированные или не автоматизированные. Связь эта опосредованная (не прямая). Например, улучшение работы службы маркетинга, за счет внедрения новых средств автоматизации, влияет не только на эффективность процессов сбыта и снабжения, но и на само производство, так как оно, возможно, будет работать более ритмично. Последнее повысит производительность труда.
Доходы третьего рода измерить достаточно трудно, нет общепризнанных взглядов, подходов и, соответственно, методик. Однако синергетический (системный) эффект несомненно имеет место, что обязывает прилагать усилия к его изучению.
Накапливается международный опыт оценки эффективности информационного обслуживания, который свидетельствует о том, что необходима система параметров, характеризующих информационный сервис, с одной стороны, и требования пользователей сервиса к этим параметрам, с другой. Тогда удовлетворенность пользователей может измеряться выполнением предварительно согласованных условий, характеризуемых определением этих параметров. Соглашения в оценке информационного сервиса фиксируются в специальном документе: соглашение об уровне сервиса (СУС), (SLA - Service Level Agreement).
Могут использоваться следующие параметры:
- производительность (например, число обработанных документов, время, потраченное на решение задач и т.д.);
- доступность сервиса (например, возможность работы в нескольких часовых поясах);
- надежность сервиса (например, возможность потерь в случае простоя).
Определение финансовых результатов – сопоставление доходов и затрат, предлагается осуществлять в разрезе конкретных информационных сервисов.
7. Оценка и выбор информационных систем и технологий
В процессе приобретения информационных систем или технологий необходимо осуществить их оценку и выбор, исходя их возможностей и потребностей покупателя. Однако прежде чем выполнять эти действия необходимо получить достоверную информацию о производителе покупаемого программного продукта. Как правило, эта информация включает:
1. Оценку репутации фирмы-производителя на рынке программных продуктов, число продаж данного программного продукта.
2. Количество внедрений данного продукта фирмой-производителем.
3. Соответствие покупаемой системы стандартам открытых систем.
4. Адаптируемость системы к новым информационным потребностям, новому производству, новым организационным структурам (за счет изменения параметров настроек или написания новых программ).
5. Совместимость покупаемой системы с иными системами, которые уже функционируют на предприятии, например системами управления технологическими процессами.
6. Приемлемость цены, куда должны входить следующие составляющие: покупка, внедрение, сопровождение. Опыт показывает, что полная цена в два-три раза выше, по сравнению с ценой собственно программного продукта.
Если на все перечисленные характеристики имеется положительный ответ, то можно перейти непосредственно к процессу оценки покупаемой и внедряемой информационной системы. Процесс оценки выполняется на основе действующих в нашей стране следующих стандартов: ГОСТ Р ИСО/МЭК 9126-93. Оценка программной продукции, ГОСТ 28195-89. Оценка качества программных средств. Общие положения; ИСО/МЭК 12207-95 «Информационная технология. Процессы жизненного цикла программных средств».
Оценка осуществляется на основе анализа соответствия продукта-претендента пожеланиям пользователя по следующим характеристикам:
- функциональные возможности;
- надежность и безопасность;
- практичность и удобство применения;
- эффективность;
- сопровождаемость.
Каждая характеристика оценивается с помощью атрибутов. В зависимости от его наличия или отсутствия анализируемую информационную систему, можно оценить нулем или единицей (ДА, НЕТ). Если сумму всех единиц разделить на число, характеризующее "идеальную" систему, то можно получить оценку анализируемой информационной системы. Согласно данной методике "идеальная" система оценивается числом 36. Будем считать, что оценка системы высокая при 0,7< к ≤ 1, средняя при 0,5< к ≤ 0,7 и низкая при к < 0,5, где к = О/36, О – общая оценка анализируемой системы (количество единиц, отражающих наличие атрибутов у оцениваемой системы). Допустим, фактическая оценка системы равна 23 единицам (пример, приведенный в табл. 3.2). Тогда получим: к = 23/36 = 0,6, что указывает на среднюю оценку системы.
Таблица 3.2
Характеристики качества программных средств
Характеристика | Промежуточная характеристика | Детальная характеристика | Наличие(1), отсутствие(0) свойства |
1.Функциональные возможности | 1.1. Функциональная пригодность | 1.1.1-соответствие ПС целям их применения | |
1.1.2-соответствие состава и содержания выходной информации требованиям пользователей | |||
1.1.3-соответствие исходной информации, используемой в организации, требованиям ПС | |||
1.2 Способность к взаимодействию | 1.2- с информационной системой вышестоящей организации | ||
1.2.2- с информационной системой нижестоящей организации | |||
1.2.3- с компонентами распределенных баз данных | |||
1.2.4- с банками, налоговой инспекцией, казначейством и т.д. | |||
2. Надежность и безопасность | 2.1. Защищенность | 2.1.1-соответствие ПС требованиям защиты от предумышленных угроз безопасности | |
2.1.2-обеспечение эффективности оперативных методов защиты и восстановления при реализации угроз | |||
2.1.3-соответствие нормативным документам на защиту от различных типов угроз | |||
2.1.4-обеспечение защиты от различных типов угроз | |||
2.2. Устойчивость функционирования | 2.2.1-наличие средств восстановления при ошибке на входе; | ||
2.2.2-наличие средств восстановления при сбоях оборудования | |||
2.2.3-наличие средств управления средствами восстановления; | |||
2.2.4-наличие автоматического рестарта | |||
2.2.5-вероятность работоспособного функционирования в течение месяца | |||
3.Практичность и удобство применения | 3.1. Легкость освоения | 3.1.1-возможность освоения ПС по документации | |
3.1.2-возможность освоения ПС на контрольном примере 3.1.3-возможность поэтапного освоения ПС | |||
3.2. Доступность эксплуатационных документов | 3.2.1-полнота и понятность документации для освоения | ||
3.2.2-точность пользовательских документов | |||
3.2.3-достаточность документов для запуска ПС в эксплуатацию | |||
3.2.4-ясность формулировок и описаний в документации; | |||
3.3. Простота использования | 3.3.1-комфортность эксплуатации (удовлетворительно, неудовлетворительно) | ||
3.3.2-простота эксплуатации ПС | |||
4. Эффективность | 4.1. Временная эффективность | 4.1.1-удовлетворение временем выполнения программ и временем выдачи ответов на запросы | |
4.1.2-удовлетворение временем подготовки входных данных | |||
4.2. Экономическая эффективность | 4.1.3-удовлетворение затратами на защиту данных; | ||
4.2.1-удовлетворение соотношением общих затрат на эксплуатацию ПС и получаемой прибылью | |||
4.2.2-удовлетворение соотношением затрат на защиту данных и получаемой прибылью | |||
5.Сопровождаемость | 5.1. Внесение текущих изменений в ПС в процессе эксплуатации | 5.1.1-наличие документов, содержащих сроки внесения текущих изменений в ПС | |
5.1.2-полнота документов, отражающих порядок внесения текущих изменений в ПС | |||
5.1.3-наличие системы контроля за внесением текущих изменений в ПС | |||
5.2. Обучение персонала в период внедрения и после внесения изменений в ПС | 5.2.1-наличие системы обучения персонала в процессе внедрения ПС | ||
5.2.2-наличие тестов для контроля уровня знаний обучаемых | |||
5.2.3-наличие системы обучения после внесения изменений в ПС | |||
5.2.4-наличие требований к знаниям персонала допущенного к эксплуатации ПС. | |||
Всего по всем строкам |
Сокращение ПС означает программные средства
Тема 2. Информационные системы, их создание, внедрение и функционирование
1. Классификация информационных систем
2. Структура и схема функционирования функционально-позадачных
информационных систем
3. Структура и схема функционирования процессных
информационных систем
4. Состав и характеристика интегрированных информационных систем. ERP-
системы как корпоративный стандарт
5. Влияние информационной системы на структуру управления
организацией
6. Системный анализ – научная основа для создания
информационных систем
7. Стандартизация – технологическая основа для разработки
открытых информационных систем. Профили стандартов
8. Общие положения создания информационных систем
9. Создание информационных систем с учетом стандартов их
жизненного цикла
10. Создание информационных систем с ориентацией на бизнес-процессы
Литература
1. Романов А.Н., Одинцов Б.Е. Информационные системы в экономике (лекции, упражнения и задачи): Учебное пособие.- М.: Вузовский учебник, 2008 (стр. 38-90).
2. Базовые российские стандарты в области открытых систем: http://cert.stankin.ru/1/1-
2,html.
2. ГОСТ Р ИСО/МЭК 9126-93. Оценка программной продукции, М.:
ИПК изд. стандартов, 1994.
3. Оценка и аттестация зрелости процессов создания и сопровождения программных средств и информационных систем (ISO/IEC TR 15504 – CMM)/ Пер. с англ. А.С. Агапова и др. М.: Книга и бизнес, 2001 (стр. 48-63).
4. ИСО/МЭК 12207—95 «Информационная технология. Процессы жизненного цикла программных средств», М.: ИПК изд. Стандартов, 2000.
5. ИСО/МЭК ТО 15504:1998, Информационные технологии. Аттестация процессов, относящихся к программным средствам..
6. Бочаров Е.П. Интегрированные корпоративные информационные системы: Принципы построения: Учеб. пособие/Е.П. Бочаров, А.И. Колдина.- М.: Финансы и статистика, 2005.
7. Ойхман Е.Г, Попов Э.В. Реинжиниринг бизнеса: Реинжиниринг организаций и информационные технологии.- Финансы и статистика, 1997.
8. Никитин А.В., Рачковская И.А., Савченко И.В. Управление предприятием (фирмой) с использованием информационных систем: Уч. пособие.- М.: Инфра-М, 2007.
9. Деверадж С., Кохли Р. Окупаемость ИТ: Измерение отдачи от инвестиций в информационные технологий.- М.: ЗАО «Новый издательский дом, 2005.
10. Румянцев В.Ф., Баркалов С.А., Гуреева И.В., Портных В.А. Информационные технологии в управлении бизнес-процессами.- М.: Институт проблем управления им. В.А. Трапезникова, 2001.
11. Липунцов Ю.П. Управление процессами.-М., ДМК Пресс, М., Компания АйТи., 3003.
12. Гаврилов Д.А. Управление производством на базе стандарта MRP II .-СПб, Питер, 2002.