Информационные системы и информационные технологии, их роль и место в системе управления
Знания
Следующим важным понятием, используемым совместно с предыдущими (данные и информация), является понятие “знания”, которое относится к базовым категориям искусственного интеллекта.
Знания – это обобщенный, систематизированный и проверенный практикой результат изучения реальной действительности.Знания являются неотъемлемой частью современных интеллектуальных компьютерных средств. С точки зрения психического отражения окружающей среды человеком различают знания осознанные и неосознанные (см. рис. 1.2).
Осознанные знания материализуются в различных носителях (книги, базы данных, документы и т.д.). В соответствии с взглядами Б. Рассела осознанные знания делятся на те, что получают путем восприятия, известные как декларативные, и те, что получают путем рассуждения – процедурные.
Декларативные отражают факты или наличие свойств у объектов, субъектов, предметов. Примером отражения факта может служить следующее сообщение: ²ООО «Рассвет»² производит арматуру², а примером наличия свойств - следующая констатация: ²арматура - это товар², или ²ООО «Восход» - это поставщик².
Процедурные знания не зависят от происходящих событий, зафиксированных в форме декларативных знаний. Они зависят от целей обработки знаний и способов их представления. Примером такого рода знаний может служить следующее правило: Если прибыль снизилась на 5%, то прекратить выпуск товара. Процедурные знания, часто представляются в форме правил и расчетных формул, используемых для принятия решений.
Неосознанные знания играют немаловажную роль в деятельности человека. Их можно разделить на нейролингвистические, ассоциативные и интуитивные.
Соотношения между понятиями ²знания" и ²информация² такое же, как и между понятиями ²данные² и ²информация². Данные и знания всегда первичны, информация – вторична. Так же как и данные знания, в большинстве случаев, должны быть обработаны для того, чтобы получить необходимую информацию для управления (принятия решений). Вместе с тем, данные и знания различаются существенно по сути: если первые являются одной из форм фиксации фактов или событий, то вторые – результатом осмысленного изучения типовых связей между объектами и процессами с последующей разработкой логических и других правил, предназначенных для получения нужной информации. Связь между знаниями и информацией приведена на рис. 1.3.
Таким образом, как данные, так и знания служат исходным материалом для получения информации. На рис. представлена иерархия и содержание рассмотренных фундаментальных понятий информатики.
Данные в форме сообщений появляются как периодически, так и нет. Обработанные в соответствии с целью и проанализированные в соответствии с приемами дедукции, они превращаются в информацию, Отражающую смысл данных (причинно-следственные связи. Дальнейшее обобщение информации (синтез) на основе приемов индукции позволяет получить знания.
Для формального представления знаний используется понятие «онтология», которое с недавних пор стало рассматриваться не только как учение о бытии, но и как спецификация некоторой предметной области. Под спецификацией понимается формальное описание знаний на специализированном языке, допускающем компиляцию в машинные коды. Для представления знаний создается много онтологий, которые могут находится в иерархической зависимости:
- онтология предприятия;
- онтология города,
- онтология банка и т.д.
Спецификация знаний, являясь формальным отражением некоторой предметной области, обычно представляется в виде:
,
где П- множество понятий предметной области;
Е – множество отношение между понятиями;
И – множество операций интерпретации (аксиомы), заданных на
концептах и отношениях.
Онтологии делятся на общие и частные. Например, онтология предприятия более общая по сравнению с онтологией цеха.
Задача, экономическая задача
Следующим важным, но трудно определяемым понятием, без которого невозможно применять компьютеры в практике управления, является задача. В общем случае под задачей понимается формулировка направления действий, осуществление которых позволит достичь поставленную цель. Например, в качестве задачи может служить требование: ²повысить конкурентоспособность в следующем квартале². Однако применительно к компьютерам общие формулировки должны быть конкретизированы. Так как любая задача решается с определенной целью, для достижения которой должны быть выделены средства, то формально ее можно представить в виде:
,
где - наименование задачи;
- цель, которая должна быть достигнута в результате решения
задачи;
- средства (ресурсы), необходимые для достижения цели;
- операции (действия, мероприятия), которые следует выполнить,
чтобы задача была решена.
В упрощенных случаях экономические задачи удобно представить в следующем виде:
З = <дано А, следует получить В>.
Исходные данные А задаются в различных формах: базы данных, базы знаний, отельные показатели, таблицы, управленческие документы, сигналы. Результаты В могут иметь форму таблиц, ведомостей, отчетов, диаграмм и т.д.
Операции О могут принимать различные формы: инструкций, рецептов, компьютерных программ, методик, директив и т. д. В более общих случаях задача заключается не в поиске операций, необходимых для превращения исходных данных в результирующие, а в достижении целей управления.
Задачи, решаемые с помощью компьютеров, по объему логических и вычислительных операций можно разделить на два класса: информационные (управленческие) и вычислительные (см. рис. 1.5).
Информационные (управленческие) задачи предназначены для поддержки управленческих функций и поэтому характеризуются большим объемом исходной информации, обработка которой в основном происходит за счет логических операций (сортировка, группировка, считывание и перезапись данных из одних таблиц в другие и т.д.) и операций ввода/вывода. При этом собственно вычислительных операций немного.
Вычислительные задачи ориентированы на поиск решений различного рода уравнений (дифференциальных, алгебраических, стохастических), поиск оптимальных решений, управление движением различных объектов и т.д.
В области экономики преобладают информационные задачи, которые по характеру вычислительных процедур можно разделить на
- поисковые;
- расчетные (транзакционные);
-аналитические;
-интеллектуальные.
Иллюстрируется такая классификация на рис. 1.6.
Поисковые задачи, для решения которых разработаны специальные информационно-поисковые системы (ИПС) вначале периода использования компьютеров в экономике занимали незначительный объем. В основном задачи такого рода решались в библиографических, патентных, правовых и других сферах. Однако вместе с развитием электронного документооборота, а также глобальной, локальных и других сетей ситуация кардинально стала меняться. Наличие электронных архивов, больших хранилищ данных, ресурсов Интернет стимулировали разработку соответствующих инструментальных средств, что существенно повлияло на статус информационно-поисковых систем.
Класс расчетных задач наиболее распространен в экономике, так как в него входят задачи получения учетной информации, а также разработки планов, базирующихся на оперативной и нормативно-справочной информации. Результаты решения предназначены для составления отчетов и отчетности (месячной, квартальной, годовой).
В практике решения такого рода задач довольно часто используются понятия трансакция и транзакция. Введем их определение:
- трансакция – это элементарный акт хозяйственной, финансовой и другой деятельности, отражаемый на каком-либо материальном носителе;
- транзакция – множество операций, используемое для обработки данных с помощью компьютера в процессе удовлетворения информационных потребностей пользователя. Данное множество операций выполняется полностью либо не выполняется вовсе.
В дальнейшем будем пользоваться понятием транзакция, так оно имеет непосредственное отношение к компьютеру.
В рамках данного класса задач в экономике приходится решать в основном прямые задачи, предназначенные для определения результатов производственно-хозяйственной деятельности.
Следующий класс задач предназначен для получения аналитической информации, необходимой для принятия решений. Здесь в основном решаются обратные задачи, так как требуется определять новые исходные условия хозяйствования, которые позволят получить нужные результаты (как сделать чтобы…?).
Класс интеллектуальных задач ориентируется на использование достижений в области искусственного интеллекта: экспертных систем, средств обработки нечетких множеств и слабоструктурированных данных, интеллектуальной обработки данных (Business Intelligence), нейросетей, агентно-ориентированных систем и т. д.
Эволюция информационных технологий в значительной степени определяется их интеллектуализацией. Ключевым компонентом интеллектуальных информационных технологий является искусственный интеллект. Под интеллектуальными системами понимают любое биологическое или искусственно созданная формальная система, проявляющая способность ц целенаправленному поведению.
Система считается интеллектуальной, если в ней реализованы три базовые функции:
- представление и обработка знаний;
- рассуждение;
- общение (естественно-языковое).
В последнее время быстрыми темпами развиваются такие направления как интеллектуальная обработка данных (Business Intelligence) и мультиагентные системы (МАС). Первые предназначены для превращения данных в информацию, пригодную для принятия управленческих решений, а вторые – для создания виртуальных агентов и искусственных сообществ, имеющих свои цели. Примером могут служить программные агенты, предназначенные для поиска информации в глобальной сети.
Информационные системы существовали всегда. Они могут содержать компьютерные средства обработки информации, а могут и не содержать. Например, во времена Конфуция в древнем Китае управление осуществлялось без компьютеров, однако информационная система функционировала весьма эффективно. Поэтому все информационные системы делятся на два класса- автоматизированные и неавтоматизированные. Далее будут рассматриваться лишь автоматизированные.
В соответствии с рис. 1.7 информационная система – это замкнутый информационный контур, состоящий из прямой и обратной связи, в котором, согласно информационным технологиям, циркулируют, хранятся и обрабатываются управленческие документы и другие сообщения в бумажном, электронном и другом виде.
Далеко не вся информация в системе управления обрабатывается с помощью компьютеров. Существует и такая, которую формализовать либо не удается, либо не следует. Поэтому информационные потоки от аппарата управления к объекту и обратно делятся на две части: те, что обрабатываются с помощью компьютеров, и те, что нет.
На рис. 1.7а представлена общая схема информационной системы, а на рис. 1.7б ее упрощенный вариант. С помощью обозначений указаны ее ручная и автоматизированная части и, соответственно, два информационных потока. Информационный поток не обрабатывается компьютерами и составляет неавтоматизированную часть информационной системы - . В рамках этой части циркулирует патентная, юридическая, библиотечная, стратегическая и прочая информация, формализация которой невозможна. Поток - отражает компьютерную обработку информационного контура и поэтому составляет автоматизированную часть информационной системы - . Он организован на базе локальной сети и имеет непосредственный выход в сторонние сети предприятий и организаций, а также в сеть Интернет.
Таким образом, информационная система предприятия состоит из двух частей: автоматизированной и неавтоматизированной, что условно можно представить с помощью рис.1.8.
Автоматизированная часть информационной системы состоит из ряда компонентов, иллюстрируемых рисунком 1.9.
Из рисунка 1.9 видно, что ядром и связующим звеном всех компонентов информационной системы служит информационная технология, речь о которой детально пойдет в главе 4.
4. Информационный бизнес, информационный рынок,
информационный менеджмент
Появление и быстрое распространение программных и информационных продуктов стимулировало появление информационного бизнеса, под которым понимается производство, торговля и предоставление информационных продуктов и услуг.
Наиболее распространенными информационными продуктами и услугами являются:
- производство микроэлектронных компонентов;
- производство технического обеспечения компьютеров;
- производство программного обеспечения;
- производство телекоммуникационного оборудования;
- предоставление консалтинговых услуг;
- производство и предоставление информационных ресурсов, а также услуг по информационному обслуживанию на государственном и региональном уровне;
- сервисное обслуживание технических и программных комплексов и т.д.
Оценка информационного бизнеса базируется на тех же показателях, что и оценка любого хозяйствующего субъекта. В качестве основного показателя эффективности используется доход от продаж, который обычно рассчитывается по следующим направлениям: технические средства, программное обеспечение, периферийное оборудование, сервисное обслуживание.
Анализ финансового состояния, как правило, осуществляется на основании коэффициентов рентабельности, чистой прибыли, величины капитала и имущества, структуры капитала, изменения собственного капитала в течение определенного периода.
Информационный бизнес ориентирован на производство информационных продуктов и их реализацию на рынке. Под информационным рынком будет пониматься совокупность хозяйствующих субъектов, предлагающих покупателям компьютеры, средства коммуникаций, программное обеспечение, информационные и консалтинговые услуги, а также сервисное обслуживание технических и программных средств.Участниками данного рынка являются предприятия по производству компьютеров и средств передачи данных, организации, занятые разработкой программных продуктов, созданием и эксплуатацией информационных ресурсов (баз данных), телекоммуникационные службы.
В настоящее время информационный рынок состоит из двух сегментов:
- рынок информационных технологий (ИТ-рынок);
- телекоммуникационный рынок (ТЛК-рынок).
ИТ-рынок включает: компьютерное аппаратное обеспечение, программное обеспечение, офисное аппаратное обеспечение и ИТ-услуги. ТЛК-рынок составляют: услуги предоставления связи, коммуникационное оборудование конечного пользователя и коммуникационно-сетевое оборудование.
Востребованность ИТ-рынка характеризует уровень развития страны. Для определения данного уровня в [23] использованы следующие показатели:
- технологический уровень страны: рассчитывается как отношение общих расходов на ИТ-услуги к объему ВВП. В числе первых здесь находятся такие страны как Швейцария, Дания, Великобритания;
- уровень рыночной потребительской зрелости: определяется как отношение объема предоставляемых на рынке ИТ-услуг к общему объему ИТ-рынка. По этому показателю лидирует Япония, Финляндия, Испания.
Разнообразие и сложность предоставляемых в стране ИТ-услуг определяется следующими показателями:
- отношение объема средств, необходимых для обслуживания аппаратных и программных средств, к расходам на их приобретение;
- отношение затрат на аутсорсинг к общим расходам на покупку ИТ-услуг.
Если все перечисленные показатели нормировать, то можно получить единый показатель, отражающий информационный рынок страны.
Рынок информационных систем в настоящее время ориентирован либо на автоматизацию отдельных функций управления либо на комплексную автоматизацию на базе внедрения интегрированных систем. Автоматизация отельных функций касается финансово-управленческих систем: ведения учета, управление финансовыми потоками, маркетинговые исследования, анализ отдельных участков хозяйственной деятельности. Интегрированные системы ориентированы на ERP-технологии.
Маркетинговое изучение рынка программных продуктов в настоящее время осуществляется в следующих сегментах:
- обеспечение процессов управления;
- обеспечение интеллектуальной работы;
- потребительский сегмент (развлечение частных лиц);
- нормативно-правовой;
- информационный (справочники, рекламы и т.д.).
Осознание важности информации, необходимой для управления любым объектом, привело к понятию информационного менеджмента, под которым понимается совокупность методов и средств, обеспечивающих информационный сервис для всех работников предприятия. Информационный сервис рассматривается как один из факторов материального производства или предоставления услуг.
Информационный менеджер – это специалист, главные функции которого заключаются в следующем:
- планирование внедрения и модернизации информационной системы, ее поиск на рынке программных продуктов;
- оценка рынка программных продуктов с помощью маркетингового инструментария;
- приобретение информационных технологий с нужными функциями и свойствами;
- организация внедрения информационной системы и обучения персонала;
- обеспечение эксплуатации информационной системы: администрирование, тестирование, адаптация, организация безопасности и т.д.;
- обновление существующей информационной системы, внедрение новых версий;
- вывод из эксплуатации информационной системы.
Организационно информационный менеджер является связующим звеном между специалистами предметных областей (финансистами, бухгалтерами, экономистами, менеджерами и т.д.) и специалистами в области информационных технологий (программистами, сетевиками, электронщиками и т.д.). С другой стороны он является также связующим звеном между специалистами в области информационных технологий и высшим руководством организации (тор-менеджерами)..
5. Информационный сервис и информационная
инфраструктура
Под информационным сервисом понимается комплекс услуг, предназначенный для автоматизации какой-либо управленческой деятельности. Такого рода сервис делится на виды (Интернет-сервис, почтовый сервис, аналитический сервис, маркетинговый и другой). Единицей измерения информационного сервиса может служить бизнес-процесс, для осуществления которого, как было показано в разделе 1.2, указывается цель, ресурсы и процедуры преобразования входной информации в результирующую. Примерами информационного сервиса могут быть: управление поставщиками, управление себестоимостью продукции, расчет бюджета, расчет финансового плана и т. д.
Существует передовой опыт организации информационного сервиса, базирующийся на следующих принципах:
- информационное обслуживание на предприятии должно рассматриваться как равноправный партнер бизнеса. Это означает, что информационная служба выступает в качестве подразделения-подрядчика, а все остальные структурные подразделения предприятия - в качестве заказчика. Бюджет подрядчика формируется из средств заказчиков, в зависимости от удовлетворенности поставляемой продукцией (информацией);
- должен существовать, как и в любом бизнесе, конечный продукт информационной системы. Таким продуктом является информационная услуга.
Понятие "инфраструктура" пришло из экономики и означает комплекс вспомогательных служб, обеспечивающих функционирование макро и микроэкономических хозяйствующих субъектов. Инфраструктура играет вспомогательную роль в создании условий для производственных и других основных процессов. На макроэкономическом уровне это дороги, мосты, аэропорты, городская транспортная сеть и т.д., на микроэкономическом – это службы и сооружения, необходимые для производства продукции.