Финансово-промышленные группы
Финансово-промышленная группа — совокупность юридических лиц, полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы на основе договора о создании финансово-промышленной группы в целях экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынка сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест.
Участниками финансово-промышленной группы признаются юридические лица, подписавшие договор о создании финансово-промышленной группы, и учрежденная ими центральная компания финансово-промышленной группы.
Центральная компания финансово-промышленной группы является юридическим лицом, учрежденным всеми участниками договора о создании финансово-промышленной группы. Устав центральной компании финансово-промышленной группы должен определять предмет и цели ее деятельности и соответствовать условиям договора о создании такой группы.
В состав финансово-промышленной группы могут входить коммерческие и некоммерческие организации, в том числе иностранные, за исключением общественных и религиозных организаций (объединений). Участие более чем в одной финансово-промышленной группе не допускается.
Законом предусмотрено среди участников финансово-промышленной группы обязательное наличие организаций, действующих в сфере производства товаров и услуг, а также банков или иных кредитных предприятий могут быть участниками финансово-промышленной группы только вместе со своим основным обществом. В состав финансово-промышленной группы могут входить инвестиционные институты, страховые организации.
Головной (централизованной) организацией в ВПГ могут •быть как производственная структура, так и банк, финансовая компания.
Взносы в уставный капитал создаваемой финансово-промышленной группы могут быть представлены:
• денежными средствами в рублях:
• зданиями, сооружениями, оборудованием, а также Другими материальными ценностями;
• ценными бумагами, правами пользования землей, другими природными ресурсами.
Финансово-промышленные группы, среди участников которых имеются юридические лица, находящиеся под юрисдикцией государств — участников Содружества Независимых Государств (СНГ), имеющие обособленные подразделения на территории указанных государств либо осуществляющие на их территории капитальные вложения, регистрируются как транснациональные финансово-промышленные группы. В случае создания транснациональной финансово-промышленной группы на основе межправительственного соглашения ей присваивается статус межгосударственной (международной) финансово-промышленной группы. Для участников межгосударственной финансово-промышленной группы национальный режим устанавливается межправительственными соглашениями на основе взаимности.
Для государственной регистрации центральная компания финансово-промышленной группы представляет в полномочный государственный орган следующие документы:
• заявку на создание финансово-промышленной группы;
• договор о создании финансово-промышленной группы;
• нотариально заверенные копии свидетельства о регистрации, учредительных документов, копии реестров акционеров (для акционерных обществ) каждого из участников, включая центральную компанию;
• организационный проект;
• нотариально заверенные учредительные документы иностранных участников;
• заключение федерального антимонопольного органа.
Решение о государственной регистрации финансово-промышленной группы принимается на основе экспертизы представленных документов.
Высшим органом управления финансово-промышленной группы является совет управляющих финансово-промышленной группы, включающий представителей всех ее участников. Центральная компания финансово-промышленной группы в соответствии с Федеральным законом "О финансово-промышленных группах" выполняет следующие функции:
• выступает от имени участников финансово-промышленной группы в отношениях, связанных с созданием и деятельностью финансово-промышленной группы;
• ведет сводные (консолидированные) учет, отчетность и баланс финансово-промышленной группы;
• готовит ежегодный отчет о деятельности финансово-промышленной группы;
• выполняет в интересах участников финансово-промышленной группы отдельные банковские операции в соответствии с законодательством РФ о банках и банковской деятельности.
Другие виды деятельности центральной компании финансово-промышленной группы устанавливаются ее уставом и договором о создании финансово-промышленной группы.
Мерами государственной поддержки деятельности промышленных групп, устанавливаемыми по решению Правительства РФ могут быть:
• зачет задолженности участника финансово-промышленной группы, акции которого реализуются на инвестиционных конкурсах (торгах), в объем предусмотренных условиями инвестиционных конкурсов (торгов) инвестиций для покупателя — центральной компании той же финансово-промышленной группы;
• предоставление участникам финансово-промышленной группы права самостоятельно определять сроки амортизации оборудования и накопления амортизационных отчислений с направлением полученных средств на деятельность данной группы;
• передача в доверительное управление центральной компании финансово-промышленной группы временно закрепленных за государством пакетов акций участников данной группы;
• предоставление государственных гарантий для привлечения различного рода инвестиций;
• предоставление инвестиционных кредитов и иной финансовой поддержки для реализации проектов финансово-промышленной группы.
Органы государственной власти субъектов Федерации в пределах своей компетенции могут предоставлять дополнительные льготы и гарантии финансово-промышленным группам, и Центральным банков РФ могут быть представлены банкам - участникам финансово-промышленной группы, осуществляющим в ней инвестиционную деятельность, льготы, предусматривающие снижение норм обязательного резервирования, изменение других нормативов в целях повышения их инвестиционной активности.
Контроль за деятельностью финансово-промышленной группы осуществляют полномочные государственные органы методом анализа отчетов о деятельности финансово-промышленной группы, а также контрольными и аудиторскими проверками.
В случае обнаружения нарушений в финансово-хозяйственной деятельности полномочный государственный орган может:
• предложить участникам финансово-промышленной группы устранить выявленные недостатки и определить сроки их устранения;
• обратить в Правительство РФ, соответствующий орган субъекта Федерации с предложением о лишении финансово-промышленной группы всех или части предоставленных ими прав или мер поддержки;
• принять меры к привлечению к ответственности, установленной законодательством РФ, лиц, виновных в его нарушении;
• обратиться в Правительство РФ с предложением о прекращении действия свидетельства о регистрации финансово-промышленной группы.
Финансово-промышленная группа ликвидируется в случаях:
• принятия всеми участниками финансово-промышленной группы решения о прекращении ее деятельности;
• вступления в законную силу решения суда о признании недействительным договора о создании финансово-промышленной группы;
• истечения срока действия договора о создании финансово-промышленной группы, если он не продлен участниками данной группы;
• принятия Правительством РФ решения о прекращении действия свидетельства о регистрации финансово-промышленной группы в связи с несоответствием ее деятельности Ц условиям договора о создании и организационного проекта, • а также в случае повторного совершения действий, предусмотренных ст. 17 Федерального закона "О финансово-промышленных группах".
Создание финансово-промышленных групп в Российской Федерации обусловлено двумя факторами:
• во-первых, многие предприятия, банки и другие финансово-кредитные учреждения осознали необходимость объединения усилий в решении проблем финансирования инвестиционных проектов и программ, что способствует объединению капитала;
• во-вторых, государство признало целесообразность такого объединения капитала и придало законодательную форму финансово-промышленным группам, предоставляя им льготы, стимулирующие их деятельность.
Первым актом в этом направлении был Указ Президента РФ от 5 декабря 1993 г. "О создании финансово-промышленных групп в Российской Федерации". Затем последовало постановление Правительства РФ от 23 мая 1994 г. "О порядке проведения экспертизы проектов создания финансово-промышленных групп, представляемых на рассмотрение Правительства Российской Федерации" и постановление Правительства РФ от 16 января 1995 г. "О программе содействия формированию финансово-промышленных групп". И, наконец, принятие Федерального закона от 30 ноября 1995 г. № 190-ФЗ "О финансово-промышленных группах".
Роль финансово-промышленных групп является особенно заметной в условиях спада экономического развития, когда необходима мобилизация ресурсов, их концентрация и эффективное перераспределение в ключевые сферы науки, техники, производства.
Основными задачамисоздания финансово-промышленных групп являются:
• концентрация финансовых ресурсов на приоритетных ^направлениях развития экономики;
• обеспечение финансовыми ресурсами промышленности, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, ускорение научно-технического прогресса;
• повышение экспортного потенциала и конкурентоспособности продукции отечественных предприятий;
• формирование рациональных хозяйственных связей в условиях перехода к рыночной экономике.
Образование финансово-промышленных групп — это закономерное явление, вызванное необходимостью концентрации и интеграции финансового и промышленного капитала. Создание финансово-промышленных групп должно стать одним из стратегических элементов государственной политики, а в перспективе финансово-промышленные группы видятся как мощные Многопрофильные межрегиональные объединения.
Основные законы, регулирующие деятельность некоммерческих организаций и их финансовых отношений, приведены в таблице.