Анализ доходности предприятия. Рентабельность активов

Факторы, влияющие на оборачиваемость активов

Анализ оборачиваемости активов

Финансовое положение предприятия находится в непосредст­венной зависимости от того, насколько быстро средства, вложен­ные в активы, превращаются в реальные деньги.

Длительность нахождения средств в обороте определяется сово­купным влиянием ряда разнонаправленных факторов внешнего и внутреннего характера. К числу внешних следует отнести сфе­ру деятельности предприятия (производственная, снабженческо-сбытовая, посредническая и др.), отраслевую принадлежность, разме­ры предприятия. Решающее воздействие на оборачиваемость активов

предприятия оказывает экономическая ситуация в стране. Разрыв хо­зяйственных связей, инфляционные процессы ведут к накоплению запасов, значительно замедляющему процесс оборота средств.

К факторам внутреннего характера относятся ценовая политика предприятия, формирование структуры активов, выбор методики оценки товарно-материальных запасов.

Устойчивое функционирование предприятия зависит от его спо­собности приносить достаточный объем дохода (прибыли). Эта спо­собность оказывает влияние на платежеспособность предприятия.

В целом результативность деятельности любого предприятия мож­но оценивать с помощью абсолютных и относительных показателей. Так, с помощью показателей первой группы можно проанализировать динамику различных показателей прибыли (балансовой, реализации продукции, работ, услуг, оставшейся в распоряжении предприятия) за ряд лет. Такие расчеты будут иметь скорее арифметический, чем эко­номический смысл (если при этом не используются соответствующие способы пересчета в сопоставимые цены).

Относительные показатели практически не подвержены влиянию инфляции, поскольку представляют собой различные соотношения прибыли и вложенного капитала (собственного, инвестированного, заемного и т.д.). Экономический смысл значений указанных показа­телей (их принято называть показателями рентабельности) состоит в том, что они характеризуют прибыль, получаемую с каждого рубля средств (собственных или заемных), вложенных в предприятие.

Если предприятие ориентирует свою деятельность на перспек­тиву, ему необходимо разработать инвестиционную политику (при этом под инвестированием понимается постоянное и долгосрочное финансирование). Информация о средствах, инвестированных в предприятие, может быть получена по данным баланса как сумма собственного капитала и долгосрочных обязательств или как раз­ность общей суммы активов и краткосрочных обязательств.

Показатель рентабельности инвестиций рассматривается в зару­бежной практике финансового анализа как способ оценки «мастер­ства» управления инвестициями. При этом, поскольку руководство компанией не может влиять на величину уплачиваемого налога на прибыль, для более точного расчета показателя в числителе исполь­зуется величина прибыли до уплаты налога.

Этот коэффициент показывает, какую прибыль имеет пред­приятие с каждого рубля реализованной продукции. Он может быть ориентиром в оценке конкурентоспособности продукции, так как снижение рентабельности реализованной продукции может означать и падение спроса на нее.

Иначе говоря, прибыль предприятия, полученная с каждого рубля средств, вложенных в активы, зависит от скорости оборачиваемости средств и доли чистой прибыли в выручке от объема реализации и средней величины активов. Замедление оборачиваемости может быть вызвано как объективными причинами (инфляция, разрыв хозяйствен­ных связей), так и субъективными (неумелое управление запасами то­варно-материальных ценностей и состояние расчетов с покупателями, а также отсутствие их надлежащего учета).