VI. Межбюджетные отношения.
Межбюджетные отношения – взаимоотношения между публично-правовыми образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса.
Основные принципы действующей в настоящее время системы межбюджетных отношений были созданы в 1994г. Они обеспечили переход от индивидуального согласования объёмов финансовой помощи субъектам РФ к единым правилам её распределения.
Межбюджетные отношения основываются на принципах:
- распределения и закрепления расходов бюджетов по определённым уровням
бюджетной системы РФ;
- разграничения (закрепления на постоянной основе и распределения по временным нормативам) регулирующих доходов по уровням бюджетной системы РФ;
- равенства бюджетных прав субъектов РФ, равенства бюджетных прав муниципальных образований;
- выравнивания уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ, муниципальных образований;
- равенства всех бюджетов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенства местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов РФ;
В соответствии с этими принципами отдельные виды бюджетных расходов могут передаваться из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ и из бюджетов субъектов РФ в местные бюджеты.
В основе процесса распределения доходов и расходов между звеньями бюджетной системы заложен принцип равенства бюджетов субъектов РФ и федерального бюджета и местных бюджетов с региональными бюджетами. Это равенство предполагает установление единых для всех субъектов РФ нормативов отчислений от федеральных налогов и сборов в бюджеты субъектов РФ, использование единой методики расчёта нормативов финансовых затрат на предоставление государственных и муниципальных услуг, нормативов расчёта финансовой помощи территориальным бюджетам, а также единого порядка уплаты федеральных налогов и сборов.
Оценка бюджетных потребностей, закрепление доходных источников, оказание финансовой помощи нижестоящим бюджетам базируются на разграничении расходных полномочий и ответственности между уровнями бюджетной системы. Оценка расходов консолидированных бюджетов субъектов РФ проводится на нормативной основе.
Нормативы финансовых затрат на предоставление государственных услуг, нормативы минимальной финансовой обеспеченности, являющиеся основой для расчёта финансовой помощи субъектам РФ из федерального бюджета определяются на основе единой методики с учётом налогового потенциала конкретного субъекта РФ, объективно обусловленных социально-экономических, географических, природно-климатических и других особенностей. Бюджетные нормативы используются только для расчётов финансовой помощи регионам и не определяют уровень и структуру бюджетных расходов субъектов РФ.
При распределении финансовой помощи субъектам РФ учитывается отношение обоснованной нормативной бюджетной потребности региона в расчёте на душу населения к средней или минимальной обоснованной потребности по субъектам РФ - индекс бюджетных расходов,показывающий, на сколько меньше или больше необходимо затратить бюджетных средств в расчёте на душу населения, в данном регионе, по сравнению со средними или минимальными по РФ затратами для обеспечения сопоставимого уровня финансирования бюджетных расходов.
Перераспределение финансовых ресурсов для осуществления межбюджетного выравнивания осуществляется в следующих формах: