IY. Расходы бюджета

Расходы бюджета – выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств являющихся источниками финансирования дефицита бюджета.

Формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов.

Расходные обязательства определяются:

1. для Российской Федерации - законом о бюджете;

2. для субъектов РФ - Федеральным законом от 6 октября 1999 г.N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации";

3. для муниципальных образований - Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" (закон о МСУ) от 06.10.2003 N 131-ФЗ.

Формирование расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы базируется:

– на единой методологической основе;

– на нормативах минимальной бюджетной обеспеченности;

– на финансовых затратах на оказание государственных услуг устанавливаемых Правительством РФ.

Денежные средства выделяются в виде бюджетных ассигнований.

 

К бюджетным ассигнованиям относятся ассигнования на:

- оказание государственных (муниципальных) услуг, в том числе ассигнования на оплату государственных (муниципальных) контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд;

- социальное обеспечение населения;

- предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями;

- предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг;

- предоставление межбюджетных трансфертов;

- предоставление платежей, взносов, безвозмездных перечислений субъектам международного права;

- обслуживание государственного (муниципального) долга;

- исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов.

Также, в БК вводятся новые понятия:

Публичные обязательства – обусловленные законами расходные обязательства публично–правового образования перед юридическим и физическим лицом и иным публично–правовым образованием, подлежащие исполнению в установленном, соответствующим законом, размере или установленным этим законом порядке его определения (индексация, расчёт).

Расходные обязательства – обусловленные законом или иным актом, обязанности публично-правового образования (РФ, субъект РФ, муниципальное образование) или действующего от его имени бюджетного учреждения, представить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства соответствующего бюджета.

В бюджете 2011г. устанавливаются следующие расходные обязательства в сфере социального обеспечения населения:

- размер материнского капитала – 365698,4 руб.;

- размер индексации пособий гражданам имеющих детей – 1065 руб.;

- прожиточный минимум населения – 4938 руб.;

- выплаты компенсаций гражданам по вкладам в Сбербанке РФ и Росгосстрахе и выделение средств на выкуп у граждан ГКО СССР в объёме 50 млрд. руб. ежегодно;

- гражданам 1945 г.р. включительно, остатки вкладов компенсируются в трёхкратном размере, а 1946-1991 г.р. в двукратном.

В соответствии с Бюджетной классификацией расходов расходы являются едиными для всех уровней бюджетной системы и делятся по разделам и подразделам. Выделяют следующие разделы:

 

 

Расходы Федерального бюджета на 2012 год по разделам бюджетной классификации

 

Наименование разделов Сумма в млрд руб. 2012г. (%) к итогу 2011г (%)  
Общегосударственные вопросы 744,9 6,7 8,3  
Национальная оборона 943,4 12,3 8,5  
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 1365,3 8,4 8,8  
Национальная экономика 1744,4 15,7 18,2  
ЖКХ 120,1 1,1 2,1  
Охрана окружающей среды 21,7 0,2 0,2  
Образование 586,3 5,2 5,3  
Культура, кинематография 86,1 0,8 0,9  
Здравоохранение 539,3 4,9 4,8  
Социальная политика 3898,9 35,1 31,6  
Физическая культура и спорт 42030,0 0,4 0,5  
Средства массовой информации 73,3 0,7 0,6  
Обслуживание государственного и муниципального долга 388,4 3,5 4,2  
Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований 553,9 5,0 6,0  
  Всего 11108039,1      

 

 

На примере 1–го раздела, Общегосударственные расходы, покажем подразделы:

 

Раздел "Общегосударственные вопросы" год год Прим.
Наименование подразделов
Функционирование главы государства – Президента РФ      
Функционирование законодательных (представительных) органов государственной власти и местного самоуправления      
Функционирование Правительства РФ, высших органов исполнительной власти субъектов РФ, местных администраций      
Судебная система      
Обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов надзора      
Обеспечение проведения выборов и референдумов      
Международные отношения и международное сотрудничество      
Международная экономическая и гуманитарная помощь      
Государственный материальный резерв      
Фундаментальные исследования      
Обслуживание государственного и муниципального долга      
Резервные фонды      

 

Рассмотрим подраздел "Резервные фонды". В расходной части бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) предусматривается создание резервных фондов исполнительных органов государственной власти (местных администраций) - резервного фонда Правительства Российской Федерации, резервных фондов высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, резервных фондов местных администраций.

В расходной части бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ запрещается создание резервных фондов законодательных (представительных) органов и депутатов законодательных (представительных) органов.

Размер создаваемых в федеральном бюджете резервных фондов, резервных фонов Правительства РФ, не может превышать 3-х процентов утверждённых расходов федерального бюджета.

Размер резервных фондов в бюджетах субъектов РФ устанавливается органами законодательной (представительной) власти субъектов РФ при утверждении бюджетов субъектов РФ на очередной финансовый год.

Средства резервных фондов исполнительных органов государственной власти (местных администраций) направляются на финансовое обеспечение непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, имевших место в текущем финансовом году.

Бюджетные ассигнования резервных фондов Правительства Российской Федерации, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации, предусмотренных в составе федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, используются по решению соответственно Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации.

Порядок использования бюджетных ассигнований резервных фондов Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации, предусмотренных в составе федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, устанавливается соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией.

Отчет об использовании бюджетных ассигнований резервных фондов исполнительных органов государственной власти (местных администраций) прилагается к ежеквартальному и годовому отчетам об исполнении соответствующего бюджета.

Федеральным бюджетом на очередной финансовый год и плановый период предусматривается создание резервного фонда Президента РФ в размере не более 1 % утверждённых расходов федерального бюджета (статья 82 БК).

Средства резервного фонда Президента РФ расходуются на финансирование непредвиденных расходов, предусмотренных указами Президента РФ.

Использование бюджетных ассигнований резервного фонда Президента Российской Федерации осуществляется на основании указов и распоряжений Президента Российской Федерации.

Расходование средств резервного фонда Президента РФ на проведение выборов, референдумов, освещение деятельности Президента РФ не допускается.

Также расходы бюджета делятся в соответствии с ведомственной структурой. Она не является единой по всей стране, а утверждается для каждого уровня бюджетной системы в разрезе главных получателей бюджетных средств.

Главные получатели (распорядители) – органы государственной власти РФ, имеющие право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, а также наиболее значимые бюджетные учреждения науки, образования, культуры, здравоохранения и средств массовой информации.

Распорядитель бюджетных средств – органы государственной власти или органы местного самоуправления, имеющие право распределять бюджетные средства по подведомственным получателям бюджетных средств.

Бюджетное учреждение – организация, созданная органами государственной власти РФ, субъекта РФ, местного самоуправления для осуществления управленческих, социальных, культурных, научно–технических и иных функций некоммерческого характера, деятельность которых финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов.

Перечень главных получателей (распорядителей) средств федерального бюджета утверждается Федеральным законом. Например, средства выделяются на здравоохранение: к главным распорядителям средств федерального бюджета относятся все федеральные министерства, федеральные агентства и службы, Государственная Дума, Совет Федерации, Счётная палата, Академии наук, Большой театр, МГУ.

При необходимости осуществление расходов, не предусмотренных бюджетом, действует следующий механизм:

1. Если принимается закон либо другой нормативный правовой акт, предусматривающий увеличение расходных обязательств или введение новых видов расходных обязательств, которые до его принятия не исполнялись ни одним публично-правовым образованием, указанный нормативный правовой акт должен содержать нормы, определяющие источники и порядок исполнения новых видов расходных обязательств, а в случае необходимости порядок передачи финансовых ресурсов на новые виды расходных обязательств в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.

2. Выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете в текущем финансовом году после внесения изменений в закон (решение) о бюджете при наличии источников дополнительных поступлений в бюджет или при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета.

Публичные нормативные обязательства - публичные обязательства перед физическим лицом, подлежащие исполнению в денежной форме в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный порядок его индексации, за исключением выплат физическому лицу, предусмотренных статусом государственных (муниципальных) служащих, а также лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, работников бюджетных учреждений, военнослужащих, проходящих военную службу по призыву (обладающих статусом военнослужащих, проходящих военную службу по призыву), лиц, обучающихся (воспитанников) в государственных (муниципальных) образовательных учреждениях;

В бюджете 2011г. На эти цели заложено 296,6 млрд. руб.

Денежные обязательства - обязанность получателя бюджетных средств уплатить бюджету, физическому лицу и юридическому лицу за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключенной в рамках его бюджетных полномочий, или в соответствии с положениями закона, иного правового акта, условиями договора или соглашения.