II. Бюджет. Его сущность и функции.

Бюджет – форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Бюджет это историческая категория. Слово "бюджет" (public budget) заимствовано из Англии, где канцлер казначейства приносил ежедневно в парламент мешок с деньгами и произносил речь, которая и называлась "бюджет", т.е. "кожаный мешок".

Первые сведения о смете государственных доходов относятся к 1645г. с 1802 г. Минфин ежегодно начинает составлять росписи доходов и расходов. С 1811г., и, по настоящее время, составление ежегодных бюджетов происходит по единообразной форме. Бюджет был сметой министерств и ведомств которые могли самостоятельно, без контроля, расходовать эти средства. С 1862г. денежные средства стали концентрироваться в одних руках – государства, с контролем с его стороны. Состав и размещение доходов и расходов хранились в тайне. Бюджетный процесс был такой же как и сегодня.

Существовавшие доходы:

- подушная подать, введённая Петром 1;

- поземельный, уплачиваемый дворянами;

- налог с недвижимости;

- акцизы на предметы первой необходимости (спички, соль, керосин);

- акцизы на вино;

- подоходный налог с 1917г.;

- налог на бездетность;

- налог на казённые ж/дороги;

История показывает, что Россия постоянно воевала и военные расходы большим бременем ложились на бюджет. Бюджет Российского государства всегда был дефицитным. Основными тратами бюджета были:

- расходы на содержание царской семьи;

- расходы на жандармерию, духовенство и армию;

К примеру с 1901-1913г. на просвещение тратилось примерно 50 коп. на человека. С 1920г. бездефицитный бюджет.

Через федеральный бюджет осуществляется процесс распределения перераспределения внутреннего валового продукта и созданного национального дохода между отраслями, регионами и социальными слоями населения. На него возложено финансирование общегосударственных органов власти и управления, мероприятий, связанных с обеспечением обороноспособности государства, развитием науки, подготовки высококвалифицированных специалистов.