VII. Закономерность обусловленности.
VI. Закономерность единства внешней (педагогической) и внутренней (познавательной) деятельности.
Течение и результат учебно-воспитательного процесса обусловлены качеством педагогической и собственной учебно-воспитательной деятельности воспитуемых.
Течение и результат учебно-воспитательного процесса обусловлены потребностями общества и личности, возможностями общества, условиями протекания процесса.
Б.Г. Лихачев определил критерии эффективности педагогического процесса, его зависимость от следующих факторов:
— степени соответствия содержания и организации процесса основным требованиям объективных законов воспитания, потребностям общественной жизни;
— своевременного обнаружения и разрешения назревающих в педагогическом процессе противоречий, его систематического совершенствования;
— широкого привлечения к педагогической организации детской жизни общественности и вовлечения детей в общественную жизнь;
— тщательного учета возрастных и индивидуальных возможностей детей в процессе организации разнообразной деятельности;
— степени мастерства и искусства взаимодействия педагога с детьми, полноты педагогического контроля над жизненной ситуацией.
Ученый также ввел понятие старение педагогического процесса. Он считает устранение данного феномена главным условием совершенствования педагогического процесса. Педагогические противоречия возникают как несоответствие устаревающих представлений, концепций, практической организации формирования личности новым, более сложным требованиям жизни к растущему человеку.
Исследователь выделяет две группы противоречий:
— социально-педагогические, возникающие между педагогическими и ведущими социальными (экономическими, политическими, духовно-нравственными и т.д.) процессами;
— собственно педагогические, внутренние.
Известный педагог-новатор Ш.А. Амонашвили сформулировал требования к педагогическому процессу, основанному на принципах личностно-гуманного подхода к детям:
— содержание, атмосфера общения, стиль взаимоотношений должны помогать ребенку учиться, усваивать все истинно человеческое, познавать себя как человека;
— педагогический процесс должен содействовать формированию социально значимых мотивов учения, духовному возвышению, нравственному становлению;
— в педагогическом процессе должен быть дан простор творчеству, сообразительности, познавательной и общественной активности детей;
— педагогический процесс необходимо моделировать с учетом психологических особенностей детей.
По мнению ученого, в педагогическом процессе, по мнению ученого, у детей постоянно должно присутствовать чувство свободного выбора, он должен характеризоваться ярко выраженной развивающей тенденцией и давать ребенку чувство радости.
В теории дошкольной педагогики характерным является то, что авторы изучали отдельные элементы педагогического процесса:
— обучение дошкольников, развитие игры (А.П. Усова, Д.В. Менджерицкая);
— развитие детской самостоятельности и активности в труде (Г.Н. Година);
— планирование как стержень педагогического процесса (Т.С. Комарова, Н.Б. Мчедлидзе, В.В. Кондратова).
Авторы, изучая аспекты педагогического процесса в ДОУ, подчеркивают его специфику, многогранность, однако единого определения не дают.
Отличительная особенность ПП в ДОУ – выбор методов, форм работы с детьми дошкольного возраста для достижения цели обучения.
Изучая проблему педагогического процесса в ДОУ авторы по-разному определяют его компоненты.
В работах А.П. Усовой выделены звенья педагогического процесса: игра, труд, учебная деятельность и связанные с ней воспитательно-образовательные задачи. При данном подходе теряется целостность процесса. Здесь называются в первую очередь задачи, связанные с отдельными видами деятельности, и проигнорировано существенное положение педагогики: все виды деятельности суть средства достижения генеральной цели — всестороннего развития личности дошкольника. Реализация данного подхода в практике часто приводит к тому, что средства превращаются в цель и основные условия направляются на развитие деятельности ради деятельности. Автор указывала на объединение этих видов деятельности, на их совокупное формирование, но пути их объединения только намечались. Формальное соединение различных видов деятельности не обеспечивает целостности процесса.
В.В. Кондратова компонентами педагогического процесса считает педагогические средства, среди которых важнейшим называет связь впечатление — выражение. Данные компоненты более характеризуют психолого-педагогические закономерности педагогического процесса, а не его структуру.
С выходом «Концепции дошкольного воспитания» проблема педагогического процесса и путей его обновления вновь актуализируется. Авторы Концепции — сотрудники НИИ дошкольного воспитания АПН — предполагают ориентировать воспитателя на личность ребенка, на коренное изменение характера общения с ним.
Н.Я. Михайленко и Н.А. Короткова считают, что можно достичь целостности педагогического процесса и успешно реализовать программу для дошкольников, если рассмотреть педагогический процесс с позиций форм работы с детьми. В качестве основания для определения структурных составляющих педагогического процесса авторы предлагают типы взаимодействия взрослого с детьми. Выделяются три блока процесса, каждый из которых имеет свою специфику.
Блок I — регламентированная деятельность в форме специально организованных занятий. Сюда включаются цели, реализация которых требует систематической постановки перед детьми строгой последовательности специальных заданий; взрослый всегда инициатор активности детей.
Блок II — совместная деятельность воспитателя с детьми. Сюда могут входить задачи по развитию социальных навыков, освоению разных видов деятельности, приобщению к искусству, нравственным ценностям, расширению представлений о мире, а также задачи по развитию речи. Работа с детьми в рамках этого блока исключает специально организованные занятия. Воспитатель может сам вызвать активность детей или подключиться к уже возникшей деятельности.
Блок III — свободная деятельность детей. Этот блок обеспечивает возможность саморазвития ребенка с помощью творческой акгвности в разных видах деятельности, свободного экспериментирования с различными материалами. Функция воспитателя состоит в создании разнообразной предметной среды, обеспечивающей ребенку выбор активности, соответствующей его интересам и имеющей развивающий характер.
В.В. Кондратова предлагает модель педагогического процесса в различных его формах с учетом возраста дошкольников, с опорой на сензитивность возрастных периодов (СЕНЗИТИВНОСТЬ ВОЗРАСТНАЯ - присущая определенному периоду онтогенетического развития особая чувствительность к определенного рода влияниям окружающей действительности. Например, известно, что во второй и третий годы жизни человек быстро овладевает языком именно потому, что в этот период он сензитивен к лингвистическим явлениям. Знание возрастных сензитивных периодов положительно влияет на успешность педагогической деятельности. Упускание этого наиболее чувствительного периода в развитии человека приводит к необратимому угасанию эффективного развития соответствующих способностей). Сенсорное (ощущение, чувство) развитие детей осуществляется с помощью многообразных игр, упражнений и материалов. Автор предлагает на разных возрастных этапах организовать педагогический процесс в следующих формах:
— 3-й год жизни — учебно-тематическое проведение игр - занятий в сочетании с играми-драматизациями;
— 4-й год жизни — развитие индивидуальных склонностей в изобразительной, художественно-речевой деятельности;
— 5-й год жизни — мир труда творческого человека: условия и средства организации воспитательно-образовательной работы;
— 6—7-й год жизни — организация и руководство разносторонней, общественно-направленной деятельностью ребенка».
Структура ПП – совокупность составляющих его частей:
1. Цель
2. Принципы
3. Задачи
4. Содержание
5. Методы и приемы
6. Организационные формы воспитания
7. Результат деятельности ребенка.
Характеристики ПП (Воронов)
1. Целостность
2. Системность
3. Технологичность
4. Цикличность
Принципы ПП:
1. Природосообразности:
А) организация ПП в ДОУ как поддерживающего и укрепляющего здоровье ребенка, привитие ЗОЖ.
Б) направление ПП на саморазвитие, самовоспитание, самообразование.
В) Построение ПП с учетом возрастных особенностей.
Г) опора на зоны ближайшего (планируем), актуального (что сейчас) развития.