V. Закономерность единства чувственного, логического и практики.
IV. Закономерность стимулирования.
III. Закономерность управления процессом.
II. Закономерность развития личности.
I. Закономерность динамики.
Педагогический процесс как развивающееся взаимодействие между педагогами и воспитуемыми имеет постоянный, ступенчатый характер: чем выше промежуточные достижения, тем весомее конечный результат. Величина всех последующих изменений зависит от изменений на предыдущем этапе.
Темпы и достигнутый уровень развития личности зависят от наследственности, воспитательной и учебной среды, включения в учебно-воспитательную деятельность, применяемых средств и способов педагогического воздействия.
Эффективность педагогического воздействия зависит от интенсивности обратных связей между воспитуемыми и педагогами, а также величины, характера и обоснованности корректирующих воздействий на воспитуемых.
Продуктивность педагогического труда зависит как от внутренних стимулов (мотивов) учебно-воспитательной деятельности, так и от интенсивности, характера и своевременности внешних (общественных, педагогических, моральных и т.д.) стимулов.
Эффективность учебно-воспитательного процесса зависит от интенсивности и качества чувственного восприятия, логического осмысления воспринятого, практического применения осмысленного.