Бензин и дизельное топливо

 

Эксплуатационные свойства топлив определяются: составом; способом очистки и стабилизации; качеством очистки и стабилизации; качеством смесеобразования; надежной работой системы питания; нормальным сгоранием; легкостью пуска; долговечной работой двигателя.

Бензин.

 

Бензин должен иметь хорошее корбюрационные свойства (т.е. образовывать топливо- воздушную смесь оптимального состава при разных режимах работы двигателя). Эти свойства зависят от плотности, вязкости, поверхностного натяжения и испаряемости топлива. Испаряемость оценивается по фракионному составу( по температуре выкипания 10;50 и 90% топлива). Первая 10% фракция характеризует пусковые свойства. Вторая 50% фракция ( t= 100-115 С) – плавность перевода двигателя с одного режима на другой после пуска и прогрева, что характеризует приёмистость двигателя. Рабочая фракция (90% выкипания) характеризует испарение основной части углеводородов топлива. Остающиеся 10% называют- хвосты.

Детонационная стойкость. При хорошем прогреве или перегреве двигателя скорость распространения пламени в камере сгорания повышается в сотни раз (чем выше степень сжатия у двигателя, тем выше температура в камере сгорания ),это приводит к возникновению преждевременного взрыва горючей смеси до прихода поршня в верхнюю мертвую точку. Это явление называется детонация. Детонационная стойкость бензина оценивается октановым числом ( ОЧ ) - показателем, численно равным процентному содержанию( по объему) изооктана в такой его смеси с нормальным гептаном, которая по детонационной стойкости равноценна испытываемому топливу. Для улучшения антидетонационных свойств( повышения ОЧ) к бензину добавляют специальные присадки- антидетонаторы, например, очень ядовитый тетраэтилсвинец(так называемую этиловую жидкость - ТЭС).или другие, менее опасные, но более дорогие присадки.

Стабильностьхарактеризует стойкость бензина к окислению в процессе хранения и оценивается индукционным периодом, в котором проба бензина при 100С не поглощает кислород(продолжительность этого периода 360…480мин.).

Примеси. Содержание минеральных кислот и щелочей, серы и сернистых соединений, обусловливает коррозионность бензина. Наличие органических кислот вызывает разрушение цветных металлов и определяется кислотным числом, которое оценивается объёмом КОН мг., необходимым для нейтрализации этих кислот в 100см3 бензина. Содержание серы и сернистых соединений не должно превышать 0.3%.

Присадкииспользуют для улучшения сгорания, повышения антидетонационных свойств, стабильности, снижения нагарообразования, повышения низкотемпературных свойств, уменьшения коррозионности и др. свойств бензина. Введение спиртов, аминов, фосфатов, сульфитов, антиокислителей и др. предотвращает коррозию, повышает стабильность и улучшает другие показатели.

Марка бензина АИ – 93 обозначает, что это автомобильный бензин, октановое число которого определено по исследовательскому методу. 93 – минимальное допустимое октановое число.

.Дизельное топливо.

 

Свойства: хорошая прокачиваемость; распыляемость (зависит от вязкости. Бывает оптимальная вязкость);низкотемпературные свойства (густеет при понижении температуры); оптимальный фракционный состав; показатель самовоспламеняемости (ЦЧ) и др.

Температура застывания должна быть ниже температуры воздуха на 10…20%.

Фракционный состав должен обеспечивать быстрый запуск, хорошую испаряемость и малую продолжительность периода воспламенения.

Оценочный показатель самовоспламеняемости – цетановое число (ЦЧ) равное процентному содержанию цетана в смеси с метилнафтолином,которая обладает такой же самовоспламеняемостью. Оптимальным считают ЦЧ = 40…45 для летних и 45…50 - для зимних сортов дизельного топлива. При увеличении ЦЧ снижается жесткость работы двигателя.

Коксовое число. Характеризует нагарообразование. К.Ч. - это процентное содержание кокса оставшееся после прокаливания (без доступа воздуха) 10 - процентного остатка фракционной разгонки топлива, которое должно составлять 0,05 – 0,1%.

Зольность не должна превышать 0,01…0,2%

Содержание кислот оценивается кислотным числом.

Содержание серы 2% ; Содержание фактических.смолне более 40мг. на 100 куб.см топлива.

Дизельное топливо бывает марок: Л – летнее (температура воздуха до нуля град С); З – зимнее (-20 ); ЗС – зимнее северное (-30 ); А – арктическое (-50 ).

В качестве заменителя некоторых марок зимнего ДТ может быть использован керосин с октановым числом 40 и 50.Но жесткость работы двигателя повысится.

Смазочные материалы.

 

Применяют минеральные масла и пластичные смазки. Минеральные масла получают перегонкой и химической обработкой мазута. Для повышения эксплуатационных свойств в масло вводят присадки.

Основные свойства масел: вязкость, плотность, температура вспышки и застывания, содержание кислот, щелочей, степень очистки, липкость.

Вязкостьхарактеризует внутренние трение в объёме и зависит от температуры и давления, бывает динамическая и кинематическая.

Липкость – способность прилипать и смачивать поверхность. Содержание смол вызывает выделение клейких остатков забивающих фильтры и маслопроводы.

Вода образует эмульсии, снижает вязкость, вызывает окисление.

Моторные масла для карбюраторных и дизельных двигателей. Примеры обозначений моторных масел для карбюраторных двигателей:М-8А1; М-8В1; М-10Д1 …, для дизельных: М8-А2; М8-Б2; М-8В2 … .

Расшифровывается это так: Моторное ; вязкость при 100 =8 ; Б – содержание присадок – 5%; индекс 1 – для карбюраторных, 2 – для дизельных. Если нет индекса, то это масло универсальное, оно может применяться во всех типах двигателей.

Чем больше форсирован двигатель тем больше он требует присадок. Буква характеризует количество присадок: от А – без присадок до Е – 22% присадок.

Индустриальные масла: масло И – 12А применяют для смазки подшипников качения генераторов и электродвигателей приводов с n ~ 1000 об/мин; И – 20А для смазки подшипников генераторов и двигателей мощностью >100кВт.;И – 30А, И – 40А, И – 50А для смазки зубчатых передач приводов конвейеров, насосов электровозов, вентиляторов, трансмиссии и др. Цифра указывает вязкость в сантистоксах при 50 град.С.

Турбинное масло используют для смазки подшипников турбокомпрессоров и турбин разных мощностей. Турбинное 22П (с присадкой ВТИ – 1), турбинное – 30 и турбинное 46.

Компрессорное – для смазки цилиндров воздушных компрессоров и воздуходувных машин. К – 12 (t от -25 до 40) давление 2,5 – 4 МПа; К – 19 давление до 10 кПа, при температуре от – 10 до +40град.С.

Трансмиссионное –применяется для смазки зубчатых колёс и трансмиссии.

Пластичные смазки (консистентные смазки) результат смешивания минеральных масел с загустителем (мыла кальциевые, натриевые, литиевые, бариевые и др. или твердые углеводороды: парафин, церезин). Широко применяют консистентные смазки с кальциевым загустителем – солидол.

Свойства: теплостойкость, прочность, антикорозионность, стабильность, антифрикционность, засоренность.

Прочность – способность сопротивляться, силам, срывающим её со смазанной поверхности.

Солидол технический – коричневый, водостойкий. Рабочая температура от -20 до + 70. Солидол С – заправляется ручным нагнетателем при - 20 градусах, пресс – солидол С – ручным нагнетателем при -20 градусах С.

Солидол жировой, Р.Т( рабочая температура ) = -25 +65оС. УНИОЛ – 2, Р.Т. = -10 +160ºС, по системе централизованной подачи смазки, Циатим – 221 – мягкий, белый (светло – серый), Р.Т. =-60 +1500С, применяеся для смазки зон трения металла по металлу и резины по металлу в условиях агрессивных сред.

Литолы – многоцелевые, водостойкие смазки. Р.Т. = -40 +1200С. Гусеничные машины.

Лита – консервационная р.т. – 50 + 100. для переносного инструмента с электрическим и механическим приводом.

Зимол – много функциональная для холодного климата. БНЗ – 3 – литиевая для роликовых опор конвейеров, буровых станков, бульдозеров, работает без смены 3 – 5 лет. Смазка 39У – канатная.

Технические жидкости.

 

Это охлаждающие, для гидросистем, тормозные, амортизационные, для термостатов, антиобледенительные и другие жидкости.

Охлаждающие: вода, антифриз(65;40), тосол (А– 40; А – 65)

Для гидросистем: должны смазывать, не вызывать коррозию, иметь низкую температуру замерзания, оптимальную вязкость, стабильность, экономичность, совместимость с материалами гидросистем.

Марки: ВМГЗ, МГ – 30; АУ (И – 30А), АУ.

Тормозные не расслаиваться, не вызывать коррозии, не менять вязкость, смазывать, высокая стабильность, малая испаряемость, высокая температура кипения >105. Марки: БСК, ГТЖ – 22М.

Амортизационные – малое изменение вязкости при колебаниях температуры, низкая температура застывания. Марки: АЖ – 12Т; МГП – 10.