Виды общей справедливости

Аристотель о справедливости

«Справедливое по отношению к другому есть, собственно го­воря, равенство» (Аристотель)». Проблема состоит в сочетании равенства и не­равенства. Согласно Аристотелю, «одни полагают, что если они будут равны относительно, то они должны быть равны и вообще, другие, признавая себя относительно неравными, притязают на такое же неравен­ство во всех отношениях».

  Разделяющая (геометрическое равенство) Уравнивающая (арифметическое равенство) Несправедливость
Дистрибутивная, или распределительная. Касается распределения благ, а соответственно, и обязанностей с учетом достоинства лиц Распределение благ по критериям: 1. «каждому – по заслугам», равенство при распределении, скажем, общественных должностей между гражданами обеспечивается таким образом, что соотношение моих заслуг к моей должности должно быть равно соотношению заслуг другого человека к его должности. Соответственно это геометрическое равенство можно представить с помощью формулы a:b = c:d ("a" и "с" - должности индивидов, "b" и "d" - их заслуги). Моя должность может расти по мере роста моих заслуг в управлении общественными делами, но в геометрической пропорции я остаюсь равен другому гражданину, соответствующие заслуги которого могут быть не столь велики. 2. «Каждому – по потреб­ностям» (например, льготы и пособия), 3. «Каждому по его труду». «Каждому – то же самое (всем поровну)», (прав человека) Paranomos (попрание права)
Коммутативная, или обменивающая. Неравный пропорциональный обмен (например: обмен между господином и рабом). Равный пропорциональный обмен (эквивалентный товарообмен). Pleonexia – захватываем более того, чем должно получить; невыполнение обязательств; получение доли, не внося своего вклада. Meionexia – несправедливость к самому себе при обмене. Справедливость в обмене есть гармония между pleonexia и meionexia. Недобровольный обмен: "…осуществляется тайком - скажем, кража, блуд, опаивание приворотным зельем, сводничество, переманивание рабов, убийство исподтишка, лжесвидетельство - или подневольно - скажем посрамление, пленение, умерщвление, ограбление, увечение, брань, унижение».
Ретрибутивная, или воздающая (благодарность, месть, наказание) Неравное пропорциональное воздаяние (с учетом возраста, статуса, особого положения или степени социальной опасности). Аристотель: "Если кто вырвал кому глаз, то справедливое не в том, чтобы в ответ и ему только глаз вырвали, но в том, чтобы он потерпел еще больше, с соблюдением пропорциональности: ведь и начал он первый, и поступил несправедливо; он несправедлив вдвойне, и справедливо, чтобы пропорционально несправедливостям и он претерпел в ответ больше того, что сделал" . «Если исполняющий должность начальника (arkhon) нанес удар, то ответный удар наносить не следует, а если удар нанесен начальнику, то [в ответ] следует не только ударить, но и подвергнуть каре». Равное воздаяние (око за око, зуб за зуб). Справедливая оценка в наказаниях состоит в их неотврати­мости и в беспристрастности вынесения приговора. правила, одинаковые для всех, должны всеми обязательно выполняться. Аристотель: "Ведь безразлично, кто у кого украл - добрый у дурного или дурной у доброго - и кто сотворил блуд - добрый или дурной; но если один поступает неправосудно, а другой терпит неправосудие и один причинил вред, а другому он причинен, то закон учитывает разницу только с точки зрения вреда, с людьми же он обращается как с равными". Isos – наказать вора, истребив весь его род. Hubris – человек получает удовольствия для себя, унижая тем самым достоинство других"

 

3. Платон об избавлении от несправедливости в диалоге «Горгий»

Встретив софиста Горгия, участники диалога выясняют, каким искусством он занимается. Он говорит, что это красноречие – способность убеждать словом и судей в суде, и советников в Совете, и народ в Народном собрании, да и во всяком ином собрании граждан. Владея такою силой, ты и врача будешь держать в рабстве, и учителя гимнастики, а что до нашего дельца, окажется, что он не для себя наживает деньги, а для другого – для тебя, владеющего словом и уменьем убеждать толпу. Его предмет – справедливое и несправедливое

Далее в диалоге Полом, обсуждается вопрос, почему преступник несчастен.

 

 

  Со к р а т.
Кто наказан несправедливо, тот жалок и несчастен. Но в меньшей мере, чем его убийца, и менее того, кто умирает, неся справедливую кару
А терпеть несправедливость не хуже? Худшее на свете зло – это творить несправедливость, ибо она безобразна
Предпочтительнее творить несправедливость. Хуже терпеть несправедливость Предпочтительнее переносить несправедливость. Хуже причинять несправедливость
Поступать несправедливо лучше, чем терпеть несправедливость Поступать несправедливо хуже, чем терпеть несправедливость
Когда придет возмездие и кара, несправедливый станет несчастлив Когда придет возмездие и кара, несправедливый будет счастлив
Если кара несправедливого не постигнет, он будет счастлив.   Несправедливые – самые несчастные. Человек несправедливый и преступный несчастлив при всех обстоятельствах. Особенно несчастлив, если уходит от возмездия и остается безнаказанным. Не так несчастлив, если понесет наказание и узнает возмездие богов и людей.
Лучше оставаться безнаказанным Лучше нести наказание
Самое большое зло для преступившего справедливость, если он понесет наказание Самое большое зло для преступившего справедливость, если он останется безнаказанным

 

Все справедливое прекрасно. А раз прекрасное, то и благое. Кто карает по заслугам, карает справедливо. Он творит справедливость. Тот, кого карают, страдает по справедливости. Стало быть, наказание – благо для того, кто его несет.

Поступать несправедливо – второе по размеру зло, а совершить несправедливость и остаться безнаказанным – из всех зол самое великое и самое первое, ибо безнаказанность укореняет зло.

Человек становится лучше душою, если его наказывают по справедливости. Наказание освобождает от величайшего зла – от испорченности, омрачающей души. Безобразнее всего несправедливость и испорченность души. Безобразнейшее причиняет либо самое большое страдание, либо самый большой вред, либо, наконец, то и другое сразу. Она мучительнее всего. Быть несправедливым (а также невоздержным, трусливым, невежественным) больнее, чем страдать от бедности или недуга. Избегающий наказания не лечится, страшась, словно малый ребенок, боли, которую причиняют огонь и нож. Он, видимо, просто не знает, что такое здоровье и крепость тела. Боль, причиняемую наказанием, они видят, а к пользе слепы и даже не догадываются, насколько более жалкая доля постоянная связь с недужной душою. Возмездие вразумляет и делает более справедливым.

Нужно остерегаться, как бы не совершить какую-нибудь несправедливость. А совершив ее – нужно по доброй воле идти скорее туда, где нас ждет наказание – к судье, все равно как к врачу, нужно спешить, чтобы болезнь несправедливости, застарев, не растлила душу окончательно и безнадежно.

Не скрывать проступка, а выставлять на свет, пусть провинившийся понесет наказание и выздоровеет. О боли же не думать вовсе; и если проступок твой заслуживает плетей, пусть тебя бичуют, если оков – пусть заковывают, если денежной пени – плати, если изгнания – уходи в изгнание, если смерти – умирай, и сам будь первым своим обвинителем, и своим, и своих близких, и на это употребляй красноречие, чтобы преступления были до конца изобличены, а виновные избавились от величайшего зла – от несправедливости.

Если надо причинить зло врагу (главное, чтобы не в ответ на обиду) нужно всеми средствами, и словом, и делом, добиваться, чтобы он остался безнаказанным и к судье не попал. Если же все-таки попадет, надо подстроить так, чтобы враг твой благополучно избегнул наказания. Лучше всего – никогда (пусть живет вечно, оставаясь негодяем!)

Итак, заключает Сократ: «…чинить несправедливость опаснее, чем терпеть, …И если первое благо – быть справедливым, то второе – становиться им, искупая вину наказанием». Предлагает идти путем справедливости.

Несправедливость, в широком смысле, это какое-либо противоречие правосудию.

Права сохранялись и уважались вплоть до арифметических равенства. Мало простого покаяния и извинения. Нарушенный баланс должен быть восстановлен, иначе несправедливость останется. Поэтому должны быть извинения за оскорбление, опровержение за клевету, компенсация за моральный ущерб, возмещение за воровство и т.д.

Не является вредом то, на что человек дал свое согласие. Иными словами, есть права, от которых человек может отказаться, и когда он этого не сделает, он не сможет жаловаться, что был лишен их. Но, человек должен знать последствия своих действий и не должен быть жертвой обмана. Во-вторых, согласие, которое он дает, должно быть добровольным, т.е. не под дулом пистолета или крайней необходимости. Наконец, право должно быть таким, что его в последствии можно вернуть.