Методы и формы научного познания

Понятие практики. Практика - основной и всеобщий критерий истины

Практика - это об­щественно-историческая, чувственно-предметная деятельность человека, направленная на познание и преобразование мира, па создание матери­альных и духовно-культурных ценностей, необходимых для функционирования общества.

В связи с тем, что деятельность человека качественно разнообразна, есть необходимость классифицировать практику. Во всем разно­образии чувственно-предметной деятельности человека выделяются ее основные виды:

а) материально-производственная,

б) социально-по­литическая,

в) научный эксперимент.

К специфическим видам практической деятельности можно отне­сти семейно-бытовую, художественную, воспитательную, образователь­ную (педагогическую) деятельность и др.

Практика служит критерием истинности знании. Только те зна­ния, которые подтверждаются практикой, могут считаться истинными потому что практика позволяет соотнести знания об объекте с ним самим.

Однако противоречивость практики как критерия истины заклю­чается в том, что она не только абсолютна, но и относительна потому что всегда исторически конкретна. В структуре науки не было бы гипотез, если бы любое суждение человек мог проверить на практике.

Критерии практической деятельности человека относительны и по той причине, что в своей работе он ограничен объективными воз­можностями. Выход за их пределы связан уже не с гипотезами, а с фантазиеи.

 

Учение о построении и практическом применении методов называется методологией. Она представляет собой систему прин­ципов и способов организации и построения теоретической и практиче­ской деятельности.

Заметим, что не все методы можно применить в конкретной дея­тельности, нужна их классификация. Условно они делятся на частные, общие и всеобщие.

К тому же методы можно классифицировать в зависимости от уровня познания. В этом случае выделяют эмпирические и теоретиче­ские методы.

 

Методы эмпирического исследования.Наблюдение - первая форма отношений человека к миру, его деятельности. Это целенаправ­ленное, организованное восприятие явлений объективной действитель­ности, в результате которого человек получает первичные знания о внешних сторонах, свойствах, связях и отношениях предметов, явлений и процессов.

Экспериментомназывают такой метод исследования, который допускает изменение объекта, создание специальных, заранее определен­ных условий прохождения процесса. Успех эксперимента зависит от ак­тивности субъекта, который его проводит. От материального экспери­мента нужно отличать мысленный эксперимент, который представляет собой систему логических процедур над идеализированными объектами

Для систематизации обработки знаний, полученных при наблюде­нии и эксперименте, применяются анализ и синтез, индукция, дедукция, классификация и другие методы.

Анализ - это деле­ние целого на части с целью познания каждой из этих частей.

Синтез представляет собой обратную процедуру, когда проводится соединение отдельных элементов в единое целое (системы) с целью его познания.

Анализ и синтез представляют собой единство противоположно­стей, дополняют друг друга.

В процессе познания знания постепенно расширяются, что дает возможность увеличить степень обобщенности выводов и на основе от­дельных фактов с помощью метода индукции приходить к более обще­му, создавать условия для формулирования закономерностей.

Индукция - это такой метод исследования, при котором общий вывод делается на основании знаний меньшей степени общности. Индукция - это движение от еди­ничного и частного к общему. Основой индукции является наблюдение, эксперимент, анализ и синтез, в ходе которых человек получает знания об отдельных объектах, их свойствах и на основании их делает общие выводы. Противоположным индукции методом является дедукция, имеющая теоретическую направленность. Индук­ция и дедукция связаны между собой таким же образом», как синтез и анализ. Классификация содействует переходу научного познания со ступени эмпирического накопления знаний на уровень теоретического обобщения. Она является наивысшей степенью описания, т.е. упорядо­чения фактического эмпирического материала в соответствии с выяв­ленными общими, особенными и единичными свойствами, приметами

Методы теоретического исследования.Теоретический уровень познания по отношению к эмпирическому характеризуется повышением общности, отражением внутренних, существенных связей и закономер­ностей мира (природного и социального), его отдельных элементов, объектов. Переход от эмпирического к теоретическому представлен восхождением от явления к сущности, от сущности первого порядка к сущности второго порядка, от абстрактных знаний к их синтезу в теории.

На теоретическом уровне используются методы построения иде­ального объекта (моделирование, формализация, дедукция, аксиомати­зация и др.), обоснование теории (исторический и логический), восхож­дение от абстрактного к конкретному, гипотетико-дедуктивный метод и др.

Идеализациякак метод представляет собой процесс мыслитель­ного конструирования понятий об объектах, реально не существующих в объективной реальности (например, модель абсолютно черного тела в физике, понятие точки в математике и др.), но таких, для которых в ре­альном мире есть прообразы. Этим идеализация отличается от фантазии. Идеализированные объекты помогают познавать реальные объекты, стро­ить абстрактные схемы реальных объектов, процессов. В этом смысле идеализация тесно связана с методом моделирования.

Моделирование— это метод изучения объектов с помощью моделей (копий), которые берутся вместо оригинала. Моделирование применяется тогда, когда исследовать реальный процесс невозможно, например, термоядерные процессы на Солнце. Этот метод широко при­меняют в системе образования.

Моделирование может быть материальным (предметным) и иде­альным (знаковым, информационным).

Формализациякак метод представляет собой процесс выявления содержания путем знакового формализма, обобщения формы (см. форма "Си содержание). Формализация связана с использованием формализован­ного языка (математики). Формализация имеет в виду единство формы и содержания.Абсолютизация же формы, отрыв ее от содержания ведет к формализму. Особенноопасен формализм в сфере человеческих от­ношений.

Дедукциянепосредственно связана с индукцией и представляет собой метод получения частных выводов (посылок) на основе общих. В качестве общих посылок могут выступать не только научные факты, но и гипотетические суждения.

Использование дедукции связано с использованием системы оп­ределенных мыслительных правил, которая называется логикой. Чаще всего дедукция применяется в математике, теоретической физике и дру­гих науках высокого уровня теоретических обобщений.

В основе аксиоматического метода лежит понятие аксиомы.

Аксиома- это такое утверждение, доказывать истинность кото­рого нет необходимости. Например, геометрия Евклида была построена на посылках, которые считались интуитивно истинными. Заметим, что построение формализованных аксиоматических систем привело к боль­шим успехам в области математики.

Историческийи логический методы исследования.В основе исторического метода исследования лежит изучение реальной истории, разнообразия ее проявлений. Логический метод раскрывает логику раз­вития реальной истории, бытия.

Логический и исторический методы выступают как приемы построения теоретических знаний о природной и социальной действи­тельности, отображают одни и те же процессы и поэтому совпадают по содержанию, но отличаются по форме.

Единство исторического и логического позволяет рассматривать объект или процесс в единстве: прошлое, настоящее и будущее.

Восхождение от абстрактного к конкретному.Каждый объект или процесс реализует свое объективное бытие через множество связей, отношений, взаимоотношений, познать которые сразу человек не может В процессе познания что-то фиксируется, а от чего-то человек отходит, абстрагируется. Познавая отдельные стороны вещей, связей и отноше­ний, человек вынужден сводить свои знания в единую систему, что на­ходит отражение в диалектике абстрактного и конкретного.

Метод восхождения от абстрактного к конкретному применяется как в естествознании, так и в социальных науках. Конкретное в нем рас­сматривается на двух уровнях. Во-первых, как чувственно данное, во-вторых, как элемент теоретических знаний.

Гипотетико-дедуктивный метод заключается в том, что развитие знаний идет не от эмпирии (опыта) к теоретическим обобщениям и выводам, а наоборот: сначала создается гипотетическая конструкция (система гипотез), а затем осуществляется опытная проверка суждений (гипотез). Практика или подтверждает их и переводит в ранг истинных, научных знаний, или опровергает.

В реальном научном познании все методы могут проявлять себя одновременно, во взаимодействии. Их конкретное применение в каждом отдельном случае определяется как уровнем научного познания, так и особенностями объекта или процесса Они не остаются раз и навсегда данными.

К формам научного познания относят научный факт, проблему, гипотезу, теорию.

Формы научного познания. Несколько подробнее рассмотрим сквозь призму отмеченных форм схему развития знания. Факт как фор­ма научного познания характеризует достоверное эмпирическое знание, т.е. установленное, доказанное знание о каких-то проявлениях, характе­ристиках, свойствах изучаемых объектов.

Эмпирический факт формируется на основе интерпретации с по­мощью уже существующего теоретического знания, а затем может быть использован для построения нового, еще не существующего теоретиче­ского знания.

В итоге возникает проблемная ситуация как первая фаза станов­ления научной проблемы Проблема как форма научного познания ха­рактеризует знание о каких-то вновь открытых, ранее неизвестных сто­ронах какого-то известного объекта. Иными словами, это определенное знание о незнании, фиксация того, что в известном обнаружено что-то неизвестное, подлежащее раскрытию и объяснению.

Но если окажется, что имеющихся средств в наличии у исследо­вателя или в целом у научного сообщества недостаточно для ликвида­ции разрыва, что разрыв носит принципиальный характер, тогда возни­кает необходимость в разработке нового знания, которое бы устранило возникший разрыв. Это новое знание предстает первоначально в форме научной гипотезы.

Гипотеза представляет собой научно обоснованное предположе­ние, содержащее в себе новое знание теоретического характера, объяс­няющее новые факты, не укладывающиеся в старую теорию, которые и породили проблемы. Поэтому и возникает необходимость в генерации нового знания, призванного эту проблему решить.

Гипотеза не может противоречить существующим законам из той же предметной области, к которой относится гипотеза. Однако это тре­бование не является абсолютным. Следует отметить, что превращение гипотезы в теорию не меняет содержания гипотезы, ибо развитая, обоснованная гипотеза представляет собой сложную, развернутую систему знаний.

Как система знаний теория имеет сложную структуру. Основными структурными компонентами теории являются теоретическая модель, т.е. система абстрактных объектов, относительно которых строятся все высказывания теории. Эта теоретическая модель сложным образом свя­зана с математическим аппаратом теории.