Отражательно-информационная и социальная природа сознания.

 

Сознание как духовный процесс определения отношений челове­ка к миру, как способ осознания им бытия, реальности, как форма его жизнедеятельности может быть понято через выявление абсолютной противоположности его существенных свойств - субъективности (иде­альности) и материальности. Между сознанием и материей существует и что-то общее, кроме реальности их бытия. Именно это и позволяет понять и раскрыть глубинную сущность и природу свойств сознания, определяет относительность противоположности сознания и материи.

Безусловно, сознание и все формы проявления его идеальной сущности (представления, взгляды, мысли, идеи, суждения, теории и т д.) не име­ют самостоятельного физического, материально-вещественного сущест­вования. Однако это положение и предостерегает от прямолинейного понимания специфической природы сознания, его абсолютной и отно­сительной противоположности материи. Разграничение материальною как первичного и сознания (духовного) как вторичного позволяет дать научно обоснованное объяснение их связи, взаимодействия. Таким "мо­стиком" связи выступает отражение.

Отражение есть способность материальных систем (тел) из­меняться под воздействием других систем (тел), возобновлять в своих изменениях особенности объектов, которые воздействуют на них, сохранять "следы" взаимодействия с ними.Отражающее так или иначе воспроизводит отражаемое, и сведения об этом выступают в форме информации,которая является содержанием отражения

Отражение как атрибутивное свойство материального дает неоди­наковые результаты. Это зависит от своеобразия форм движения материи, системно-структурной организации материальных объектов. Поскольку отражение есть всеобщее свойство материального, постольку информа­ционные процессы имеют место и в неорганической природе, и в мире животных и растений, и в обществе.

Человек развивает и реализует себя не как чисто природную силу, которая непосредственно природой детерминируется, а как социальное явление. Поэтому, включая в себя биологическую жизнедеятельность, человеческая жизнедеятельность существенно отличается от последней

Деятельность человека имеет активно-преобразующий, сис­тематический, целесообразный и мотивационно-организованЛый характер.Она становится непрерывным процессом обновления и пре­образования изучаемых человеком явлений ипредметов природы Про­цесс совместной трудовой деятельности потребовал и новых социальных связей, и новых средств передачи накопленного индивидуального или коллективного опыта

Переработка информации для получения конкретной программы обеспечения новых отношений людей между собой и с окружающим миром приводит к возникновению специфического интеллектуального свойства - сознания.

Носителем сознания всегда выступает человек как отдельно взятый конкретный индивид, субъект. Но его бытие есть бытие общественного человека. В акт сознания всегда включены определенные общественные нормы и ценности.

Содержание сознания, формы его бытия, уровни ивиды прояв­ления, элементы и структура, состояние, функционирование и направ­ленность развития являются общественно-историческим продуктом, закономерно связанным со способом жизни человека, общества, с поло­жением, которое индивид занимает в данной социально-культурной среде Сознание связано с материальными процессами мозга, обусловлено его деятельностью, которая подчиняется таким же объективным законам, что и окружающий мир.