Організація служби контролю якості та керування якістю на підприємствах будіндустрії. Організація заводської лабораторії.

Вся информация о контроле качества продукции поступает в управляющую систему (аппарат управления). Например, входной контроль материалов, изделий и конструкций должен выполняться силами заводской лаборатории (рис. 1.58).

Порядок проведения этих контрольных операций и размер контролируемой выборки из объема поступивших материалов определяются нормативными документами. Результаты лабораторного контроля заносятся в специальные журналы и доводятся до руководства предприятия. При выявлении некондиционных ресурсов составляется официальный акт, служащий основанием для выставления рекламаций поставщикам ресурсов.

При длительном хранении материалов, изделий и конструкций, а также при их хранении в условиях, при которых возможно изменение их качества (например, на открытом воздухе), перед употреблением эти ресурсы подвергаются вторичному лабораторному контролю. При наличии недопустимых отклонений в их качестве соответствующий официальный акт служит документом, запрещающим руководству предприятия использовать эти ресурсы, а на виновных налагаются соответствующие взыскания.

По ходу технологического процесса в обязанность работников заводской лаборатории входит контроль технологических режимов и продукции на стадиях ее изготовления. Например, на заводах сборного ж/бетона – контроль режимов тепловлажностной обработки, изготовление и испытание контрольных образцов на прочность.

Одной из главных обязанностей линейного персонала является сплошной операционный контроль соблюдения технологических режимов и правил производства работ. Контролеры внутриведомственной службы (ОТК) осуществляют контроль выборочно, по специальному расписанию, где основное внимание уделяется наименее благополучным участкам производства.

На рис. 1.59 показана накопительная кривая, характеризующая наблюдаемую картину образования дефектов в процессе формирования качества продукции.

 


Кривая А относится к начальному положению, когда на основе наблюдений установлена производственная весомость постов линии в образовании дефектов. Выявлено два первых неблагополучных поста (1 и 4), на них организован сплошной операционный контроль, выявлены причины плохой работы, проведены мероприятия. В результате положение изменилось (кривая Б). Теперь наиболее весомыми (строчка Б) становятся посты 6, 4 и 2, где надлежит принимать первоочередные меры по устранению недостатков. Проведенные ранее мероприятия оказались недейственными для поста 4 и не улучшили его работу.

 

Управление качеством продукции на предприятии включает следующие функции, которые входят в состав функций управления производством.

1. Анализ работы в прошедшем периоде (год) всех подразделений предприятия в части обеспечения ими выпуска продукции нормативного уровня качества, вскрытия и определения возможностей реализации резервов для дальнейшего повышения качества продукции.

2. Планирование заданий по повышению качества продукции.

3. Получение оперативных сведений о процессах формирования показателей качества продукции в процессе ее изготовления, разработка и проведение оперативных мероприятий по устранению причин, приводящих к срывам в этом процессе.

4. Кадровое, организационное, материально-техническое и финансовое обеспечение всех мероприятий по управлению и совершенствованию качества.

Информационной базой для осуществления всех этих функций служат сведения, получаемые от контрольной службы, действующей на предприятии в виде перечня дефектов и места их возникновения и оценок качества.