Государство и общество
Лекция 4.
Австрийский дипломат Сигизмунд фон Герберштейн, посетивший Москву в 1517 и 1526 г., писал (1549) о великом князе: «Властью, которой он обладает и пользуется в отношении подданных, он превосходит всех королей и князей… Неясно, то ли дикий народ требует столь тиранического господства, то ли тираническое господство делает народ столь жестоким».
Проблема могущественного государства и пассивного общества издавна – центральная тема русской истории. В более широком плане эта асимметрия – характерный признак доиндустриального общества.
Деление общества на доиндустриальные (традиционные, аграрные) и индустриальные (современные). Доиндустриальное общество – общество, характерной чертой которого является отсутствие промышленности и, вследствие этого, дефицит материальных и людских ресурсов.
Характерные черты государственности в доиндустриальном обществе:
1. Слабость государственных структур.
2. Монархия как преимущественная форма правления (вследствие необходимости концентрировать власти в руках немногих).
3. Немногочисленность функций государства (сбор податей и рекрутов).
4. Жестокость государственных санкций.
Государственность на территории России до XIX в. – типичная для доиндустриального государства.
Европейские общества – пионеры в универсальном развитии человечества или исключение из правил?
Особенность развития средневековых европейских монархий – в слабости королевской власти:
1. Политический распад Европы вследствие затянувшейся на 5 веков интенсивной мобильности населения и утраты государственного контроля над раздачей земель (ленов) в обмен на службу.
2. Сильные позиции общества в отношении государства.
3. Короли в период собирания власти должны были отрабатывать свои деньги (управлять эффективно) и заключать соглашения с подданными.
4. Развитие королевской юстиции (на основе вновь открытого римского права).
5. Развитие представительных органов.
6. Развитие автономных от государства образований – городов, церкви, университетов.
Развитие Европы уникально, так как она долго и безуспешно пыталась найти решение проблем доиндустриального общества. Если бы она его нашла, она осталась бы доиндустриальной. (Китай, найдя образцовое решение доиндустриальных проблем много веков назад, затем остановился в развитии.)
Российское самодержавие.
Отличия российской монархии от европейских:
1. Значительно бóльший объем власти: московский великий князь (затем царь) являлся ответственным только перед богом самодержцем, власть которого не была ограничена законом или сословным представительством.
2. Значительно бóльший уровень централизации: московский государь объединял в своих руках законодательную, исполнительную и судебную власть.
Исторические корни московского самодержавия:
1. Внешние:
а) Византийское наследие (идеал неограниченного самодержца. «Самодержец» - калька с греческого «автократор»).
б) Золотоордынское наследие (централизованная и деспотическая организация власти в Золотой орде, ритуал приветствия царя подданным, распростершись ниц, целование края одежды, пытки).
Только татарский хан и византийский басилевс именовались в средневековой Руси «царями»
2. Внутренние:
а) Патримониальный («вотчинный») характер власти московских князей: Московское княжество (затем царство) рассматривалось правителями как их постоянно расширявшееся родовое наследство; политическое господство рассматривалось как право неограниченного распоряжения территорией и людьми.
б) Создание Московского княжества на колонизуемой территории, без необходимости учитывать местные традиции (отсутствие, в отличие от Киева и Новгорода, народного собрания – вече).
в) Слабость аристократии как политического противовеса великому князю/царю.
- Хозяйственная зависимость от князя.
- Отсутствие развитой системы ленов.
- Атомизация элиты за счет переселений, постоянного включения в дворянство нерусских элит и местничества.
- Отсутствие корпоративной организации дворянства компенсируется наличием кланов и клиентел, зависимых от государя.
г) Зависимость церкви от государства.
- Византийское наследие: концепция гармонии между императором и церковью, означавшей фактическую зависимость церкви от государства.
- Московское православие после падения Константинополя не имело такого надежного тыла, как католичество в лице папского Рима.
Ухудшение положения населения в XVII в. по сравнению с XV в.
Карстен Герке: «… можно предположить, что большинству населения в сравнении с XV в. жилось хуже, и прежде всего потому, что общественные и государственные условия ужесточились так, что народу и вздохнуть было трудно: принуждение вместо свободы, опека вместо самостоятельности, вездесущие насилие, произвол и коррупция, обострение социального контроля и давление доносов – как человек мог разобраться во всем этом? … «психические» ощущения подданных царя скорее всего можно описать с помощью понятий беспомощность, пассивность, покорность судьбе, равнодушие, ненависть, подхалимство. Тем самым намечается исторически роковая деформация менталитета, в которой были повинны не только жизненные условия, унаследованные у средневековья, но и, прежде всего, тип общества “по государственному соизволению”, созданному самодержавием».
В Судебнике 1497 г. физические наказания за преступления были предусмотрены в 2-х параграфах из 68 (3%), в Уложении 1649 г. – 146 из 967 (15%).
Относительность неограниченной власти самодержца.
1. Ограничение действий великого князя / царя божественным правом, порядком престолонаследия и «стариной» (традицией).
2. Необходимость учитывать интересы элиты, прежде всего старой аристократии (боярства), выполнявшей в Московском царстве совещательные функции при царе (Боярская дума).
3. Предоставление дворянству поместий и привилегий в обмен за службу.
4. Предоставление церкви земли и преимуществ в обмен за идеологическое обоснование самодержавия.
5. Относительное влияние византийского и золотоордынского наследия:
а) Отказ от теории «Москва – третий Рим» как идеологической основы самодержавия.
б) Позиционирование монголо-татарских ханов как непримиримых противников.
Эволюция политического порядка в XVIII – начале ХХ в.
1. Постепенное формирование новых инструментов господства – бюрократии, армии и (политической) полиции и передача им важных полномочий.
2. Формирование основ «полицейского государства».
Ричард Пайпс: «… в начале 1880-х гг. в царской России наличествовали все элементы полицейского государства. Их можно суммировать следующим образом:
1. Политика была объявлена вотчиной правительства и его высокопоставленных чиновников; вмешательство в нее со стороны неуполномоченных на то лиц, то есть всех частных граждан, являлось преступлением и наказывалось в соответствии с законом;
2. Надзор за соблюдением этого принципа был поручен Департаменту Полиции и Жандармскому корпусу, который занимался исключительно антиправительственными преступлениями;
3. Эти органы государственной безопасности имели власть:
а. обыскивать, задерживать, допрашивать, заключать в тюрьму и ссылать в лиц, виновных в политической деятельности или подозреваемых в оной;
б. отказывать в выдаче гражданских свидетельств о благонадежности, без которых те были лишены права заниматься многими видами деятельности, включая посещение высших учебных заведений и службу в общественных и казенных учреждениях;
в. надзирать за всеми видами культурной деятельности граждан и утверждать уставы общественных организаций;
4. Исполняя свои обязанности, Департамент Полиции и Жандармский корпус не подлежали надзору со стороны юридических органов; они также были изъяты из юрисдикции гражданской администрации, на территории которых они функционировали;
5. Используя имевшиеся в его распоряжении средства, такие как гласный надзор, сибирская ссылка и каторжные работы, аппарат политической полиции мог частично или полностью изолировать инакомыслящих от остального общества;
6. Никакая литература не могла быть напечатана в России или проникнуть в нее без разрешения цензора;
7. Министр Внутренних Дел имел полномочия объявить любой район империи в состоянии Усиленной Охраны, когда временно отменялись нормальные законы и учреждения и все население начинало жить на чрезвычайном положении; точно так же высшие губернские чиновники получили власть с разрешения Министра предавать инакомыслящих военно-полевому суду».
3. Относительная эффективность государственного аппарата и относительное всевластие императора:
а) Скудость финансовых средств на управление. При Петре I на управление Россией (15млн. км²) тратится 140 тыс. р. – столько же, сколько на управление Ливонией, отвоеванной Россией у Швеции (50 км²).
б) Малочисленность управленцев. В сер. XIX в. в России на 10 тыс. человек населения приходилось 12 – 13 чиновников – в три – четыре раза меньше, чем в странах Западной Европы.
в) Наличие регионов, «свободных» от государственного вмешательства (Сибирь, национальные окраины). Условность тезисов об «обществе милостью государства» (Ганс-Йоахим Торке) и «общества как государственного мероприятия» (Дитрих Гайер).
г) Выдающаяся роль отдельных государственных деятелей, неформально разделяющих власть с императором и связанных с ним отношениями «патрон-клиент» (А.Д. Меншиков и Г. Остерман в XVIII в., С.Ю. Витте и П.А. Солыпин в конце XIX – начале ХХ в.).
д) Делегирование части полномочий центрального правительства местным органам сельского и городского самоуправления и судебным инстанциям в ходе реформ 1860-х – 1870-х гг.
е) Принятие Основных законов Российской империи (апрель 1906). Оценки политического порядка в последнее 10-летие существования Российской империи:
«Мнимый конституционализм» (Макс Вебер) | Парламентская монархия | |||
Широта полномочий монарха (армия, внешняя политика, созыв и роспуск правительства и Государственной думы, право вето на законы, принимаемые парламентом). | Наличие парламента с полномочиями, более широкими, чем в Германии, гарантии гражданских прав и свобод. | |||
Государство без конституции и без (легальных) политических партий. | Созданы возможности для развития общественности и гражданского общества. | |||
Различия и сходство между государственным порядком в Российской империи и в СССР
Различия:
1. Новая утопическая идеология, экспортированная из Европы.
2. Новая организационная форма правящей партии.
3. Новая политическая элита.
4. Новая государственная структура с формальным разделением властей и федерализмом.
5. Новые методы господства, основанные на массовой мобилизации и терроре.
Сходство:
1. Централизация и концентрация власти в руках высшего руководства.
2. Недоразвитость системы управления, нехватка организационных и людских ресурсов (в 1920-е гг. одна партийная ячейка приходилась на 20 деревень; 33% крупных, 80% средних и 99% мелких промышленных предприятий не имело партийных организаций.
3. Важная роль неформальных патронажно-клиентельный отношений.
4. Персонализация власти, особенно в годы правления И.В. Сталина (который в качестве своих предшественников называл Петра I и Ивана Грозного).
5. Возрождение имперской идеологии в виде советского патриотизма.
6. Пассивное и атомизированное общество.
Две оценки отношений государства и общества советского периода
Сторонники теории тоталитаризма | Ревизионисты |
Советское государство полностью атомизировало и подчинило себе общество с помощью марксистско-ленинской идеологии, тотальной власти компартии (или ее руководителя), политической полиции и террора. | Общество выработало собственные способы защищаться от государственного тотального контроля, а сталинизм поддерживался не слепой верой малочисленной группы фанатиков, а многочисленным слоем сторонников. |
Тенденции развития политического порядка в современной России
1990-е гг.: ориентация на западные и дореволюционные российские либерально-конституционалистские образцы (разделение властей, свободные выборы, двухпалатный парламент, либеральная идеология, политическая общественность, децентрализация политической жизни).
2000-е гг.: ориентация на дореволюционные государственные образцы (авторитарный стиль руководства, централизм, слабое правовое сознание, имперские амбиции).
Проблема сильного государства и слабого общества, сформулированная С. Герберштейном 460 лет назад, остается актуальной.