Компетенция Верховной Рады Украины

 

Компетенция парламента Украины — это совокупность предметов его ведения и полномочий.

По объему компетенции парламенты разделяются на три группы: с абсолютно определенной компетенцией, то есть ограниченной; с абсолютно неопределенной компетенцией, то есть неограниченной; с относительно определенной компетенциею.

Парламенты с неограниченной компетенцией (суверенные парламенты или парламенты с абсолютно неопределенной компетенцией), которые функционируют в странах с парламентарными формами правления, где в «чистом» виде реализован принцип парламентаризма, который предусматривает верховенство парламента. Конституции этих государств (например, Конституция Японии) не содержат перечень полномочий парламента, из чего и выплывает юридическая неограниченность его компетенции за предметом, то есть считается, что он может выдавать законы по любому вопросу. Классическим в этом аспекте является парламент Большой Британии. В XIX ст. в Англии утверждался принцип верховенства парламента. Это значит, что он не связан никаким конституционным актом и нет какого-либо правового ограничения его верховенства в законодательной сфере. Парламент имеет право принимать, отменять и изменять любой закон в порядке обычной законодательной процедуры, и никто (в том числе суд) не может поставить под сомнение конституционность акта парламента.

Парламенты из относительно определенной компетенцией — это парламенты, пределы компетенции которых являются относительно подвижными. Конституция Швейцарии не содержит четких критериев разграничения компетенции парламента и правительства.

Парламенты с абсолютно определенной компетенцией — это такие парламенты, полномочия которых четко определены, то есть дается перечень вопросов, из которых парламент имеет право принимать законы.

Анализ ст. 92 Конституции Украины, которая содержит перечень вопросов, которые принадлежат к полномочиям Верховной Рады Украины и определяются или устанавливаются исключительно законами Украины, дает основания утверждать, что парламент Украины за отмеченной классификацией принадлежит к парламентам с абсолютно определенной, то есть ограниченной компетенцией.

Компетенция Верховной Рады Украины устанавливается Конституцией и законами Украины. Конституция определяет компетенцию Верховной Рады Украины путем закрепления полномочий парламента (ст. 85), а также круга отношений, которые регулируются исключительно законами Украины (ст. 92). Особенность компетенции Верховной Рады оказывается в потому, что Верховная Рада устанавливает как свою собственную компетенцию, так и компетенцию других государственных органов, закрепляя ее в Конституции Украины и законах. Значительный объем полномочий Верховной Рады Украины, разнообразие сфер жизни государства, на которые распространяется компетенция парламента Украины, вызывает потребность в ее классификации.

В сфере государственного строительства к полномочиям Верховной Рады принадлежит: принятие Конституции Украины, внесения изменений к ней; назначение всеукраинского референдума по вопросу об изменении территории Украины; определение правового режима государственной границы; определение принципов внутренней и внешней политики; определение принципов регуляции демографических и миграционных процессов, территориального уклада Украины, местного самоуправления, статуса столицы Украины, специального статуса других городов; установление порядка использования и защиты государственных символов, государственных наград, установления государственных праздников но др. (пункты 1, 2, 5 ст. 85; пункты 10, 13, 15, 16 части первой ст. 92; пункты 4, 5, 7 части второй ст. 92 Конституции).

В сфере формирования государственных органов и контроля за их деятельностью к компетенции Верховной Рады принадлежит: назначение или избрание на должности, освобождение из должностей, предоставление согласия на назначение и освобождение из должностей в случаях, предусмотренных Конституцией; назначение на должности и освобождение из должностей председателя и других членов Счетной палаты; назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека; заслушивание его ежегодных докладов о состоянии соблюдения и защиты прав и свобод человека в Украине; досрочное прекращение полномочий Верховной Рады Автономной Республики Крым при наличии вывода Конституционного Суда Украины о нарушении ею Конституции Украины или законов Украины; назначение внеочередных выборов в Верховную Раду Автономной Республики Крым (пункты 15, 16, 17, 28 ст. 85 Конституции Украины). В этой сфере Верховная Рада также определяет: организацию и деятельность органов исполнительной власти, основы государственной службы; судоустройство, судопроизводство, статус судей, принципы судебной экспертизы, организацию и деятельность прокуратуры, органов дознания и учреждений выполнения наказаний; основы организации и деятельности адвокатуры (пункты 12 и 14 части второй ст. 92 Конституции).

В сфере внешней политики, обороны и государственной безопасности Верховная Рада: определяет принципы внешних отношений, внешнеэкономической деятельности, таможенного дела; основы национальной безопасности, организации Вооруженных Сил Украины и обеспечения общественного порядка; предоставляет в установленный срок согласие на обязательность международных договоров Украины; утверждает решение о предоставлении Украиной ссуд и экономической помощи государствам и международным организациям, а также о получении Украиной от иностранных государств, банков и международных финансовых организаций ссуд, не предусмотренных Государственным бюджетом Украины, осуществляет контроль за их использованием (пункты 9, 17 части первой ст. 92; пункты 14, 32 ст. 85 Конституции).

В сфере охраны прав и свобод человека и гражданина и установления их правового статуса Верховная Рада определяет: права и свободы человека и гражданина, гарантии этих прав и свобод, основные обязанности гражданина; гражданство; правосубъектность граждан; статус иностранцев и лиц без гражданства; права коренных народов и национальных меньшинств; основы социальной защиты, формы и виды пенсионного обеспечения; принципы регуляции труда и занятости, брака, семьи, охраны детства, материнства, отцовства; воспитания, образования, культуры и здравоохранения, экологической безопасности, но др.

Верховная Рада определяет принципы создания и деятельности политических партий, других объединений граждан, средств массовой информации (ст. 92 Конституции).

В экономической сфере к полномочиям Верховной Рады принадлежит: утверждение Государственного бюджета Украины и внесения изменений к нему, утверждение общегосударственных программ экономического, научно-технического, социального, национально-культурного развития, охраны окружающей среды; определение правового режима собственности; установление Государственного бюджета и бюджетной системы Украины; системы налогообложения, налогов и собраний; принципов создания и функционирования финансового, денежного, кредитного и инвестиционного рынков; статусу национальной валюты, а также статусу иностранных валют на территории Украины; порядку выпуска и обращения государственных ценных бумаг, их видов и типов но др.

Через полномочия Верховная Рада реализует свои основные функции как парламент Украины.